lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Categories:

попурри из исследований по вопросу антирелигиозной пропаганды 20х годов


Итак, наступили 20-е годы прошлого века. Ломалось и менялось все, но прежде всего отношение к религии.
Не секрет, что даже на уровне интуиции руководители комсомольских органов понимали простой факт – проще подменить контуры архетипа, чем его уничтожить. Поэтому просто уничтожением привычки к православному образу жизни не ограничивались, а старались подменить их содержание.
Проведение мероприятий координировалось специальной комиссией, которая работала при ЦК РКСМ. К работе привлекли Вс. Мейерхольда, С. Городецкого, Н. Асеева: им поручили подготовить массовые постановки на тему "Праздник Пасхи — праздник солнца и весны". В рассылаемых на места инструкциях специально оговаривалось, что празднование должно "подчеркнуть противоположность между религиозным праздником (тупость, смирение, чаяние Царства Божьего на небе, его враждебность по отношению к классовой борьбе) и праздником пролетарским". Однако всенародных шествий на Пасху решили не проводить, поскольку в деревне массовые шествия чреваты беспорядками.
Так в обиход начали вводиться «комсомольские Пасхи». Что они из себя представляли?
Вот как описывает Пасху на Рогожском старообрядческом кладбище одна из прихожанок: "На спортивной площадке, устроенной прямо напротив храма, к пасхальной ночи натянули полотно и демонстрируют кинофильм. Рядом кто-то уже бравурно заиграл на гармошке, забренчала по соседству гитара. Началось какое-то беснование. Ошалелый свист, крики, разудалое пение...."

Выработанный комиссией план проведения Комсомольской Пасхи выглядел следующим образом:
1. Кампания носит углубленный пропагандистский характер и не выносится на улицу в виде шествий, карнавалов и т. д.
2. Кампания начинается в середине марта (то есть с началом Великого поста). Начало ее приурочивается к клубному вечеру Коперника, в котором проводится мысль о противоречии науки и религиозных верований и изображаются гонения церкви на научную мысль...
3. К светлому воскресению приурочивается центральный момент кампании — клубный вечер со следующей программой:
а) доклад (с диапозитивами) «Пасха Христова и Первомайский праздник Труда";
б) инсценировка;
в) юмористическая часть (буффонада, частушки, стихи, петрушки и т. д.).
4. Закрепление результатов проведенной кампании переносится главным образом в политкружок, где проводится дарвиновская пропаганда.

Первая компания комсомольского рождества прошла в 1922 году. Рекомендовалось проводить обход по домам с красной звездой, “славя Советскую власть”, устраивать “красные елки”. Основным лозунгом кампании было: “Смотр низложенных богов”. Комсомольцы должны были показать, что в празднестве нет никакой святости, что никакие боги не рождались и не умирали, что новому поколению не нужны ни боги, ни черти.
Критично оценив итоги комсомольского рождества, ЦК РКСМ на заседании 27 января 1922 года постановил провести комсомольскую пасху с большей подготовкой и привлечением народного комиссариата просвещения .
Tags: антирелигиозная пропаганда, исторические ужасы, православие, советское время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments