?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Итак, наступили 20-е годы прошлого века. Ломалось и менялось все, но прежде всего отношение к религии.
Не секрет, что даже на уровне интуиции руководители комсомольских органов понимали простой факт – проще подменить контуры архетипа, чем его уничтожить. Поэтому просто уничтожением привычки к православному образу жизни не ограничивались, а старались подменить их содержание.
Проведение мероприятий координировалось специальной комиссией, которая работала при ЦК РКСМ. К работе привлекли Вс. Мейерхольда, С. Городецкого, Н. Асеева: им поручили подготовить массовые постановки на тему "Праздник Пасхи — праздник солнца и весны". В рассылаемых на места инструкциях специально оговаривалось, что празднование должно "подчеркнуть противоположность между религиозным праздником (тупость, смирение, чаяние Царства Божьего на небе, его враждебность по отношению к классовой борьбе) и праздником пролетарским". Однако всенародных шествий на Пасху решили не проводить, поскольку в деревне массовые шествия чреваты беспорядками.
Так в обиход начали вводиться «комсомольские Пасхи». Что они из себя представляли?
Вот как описывает Пасху на Рогожском старообрядческом кладбище одна из прихожанок: "На спортивной площадке, устроенной прямо напротив храма, к пасхальной ночи натянули полотно и демонстрируют кинофильм. Рядом кто-то уже бравурно заиграл на гармошке, забренчала по соседству гитара. Началось какое-то беснование. Ошалелый свист, крики, разудалое пение...."

Выработанный комиссией план проведения Комсомольской Пасхи выглядел следующим образом:
1. Кампания носит углубленный пропагандистский характер и не выносится на улицу в виде шествий, карнавалов и т. д.
2. Кампания начинается в середине марта (то есть с началом Великого поста). Начало ее приурочивается к клубному вечеру Коперника, в котором проводится мысль о противоречии науки и религиозных верований и изображаются гонения церкви на научную мысль...
3. К светлому воскресению приурочивается центральный момент кампании — клубный вечер со следующей программой:
а) доклад (с диапозитивами) «Пасха Христова и Первомайский праздник Труда";
б) инсценировка;
в) юмористическая часть (буффонада, частушки, стихи, петрушки и т. д.).
4. Закрепление результатов проведенной кампании переносится главным образом в политкружок, где проводится дарвиновская пропаганда.

Первая компания комсомольского рождества прошла в 1922 году. Рекомендовалось проводить обход по домам с красной звездой, “славя Советскую власть”, устраивать “красные елки”. Основным лозунгом кампании было: “Смотр низложенных богов”. Комсомольцы должны были показать, что в празднестве нет никакой святости, что никакие боги не рождались и не умирали, что новому поколению не нужны ни боги, ни черти.
Критично оценив итоги комсомольского рождества, ЦК РКСМ на заседании 27 января 1922 года постановил провести комсомольскую пасху с большей подготовкой и привлечением народного комиссариата просвещения .

Comments

lena_malaa
24 сент, 2009 15:58 (UTC)
продолжение
Усилия по внедрению атеизма и формированию нового типа религиозности не прошли даром.

Под давлением комсомольцев из родительских домов исчезали иконы. Их заменяли портреты коммунистических вождей. Вместо крестиков комсомольцы носили комсомольские значки, а пионеры – красные галстуки. В учреждениях повсюду организовывались “красные уголки”. “Красный угол” – место икон – отдавалось под новые агитационные материалы. Маркса изображают в виде Бога – отца на небесах с “Капиталом” в руках вместо скрижалей, а вместо архангелов летят красноармейцы с трубами”. В это время можно было увидеть и крест с надписью “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” и изображением серпа и молота.

Официально в середине 1920-х годов утверждалось, что борьба с религией используется коммунистическими организациями прежде всего как метод борьбы с культурной отсталостью масс. Но при этом данная “отсталость” понималась весьма оригинально. Обратимся к типичным лозунгам, используемых тогда в плакатах, стенгазетах, выступлениях “Синей блузы”. Многие из них вполне объяснимы стремлением к самосовершенствованию молодежи: “Религия – стена на пути культурного развития масс”, “Вместо праздничной пьянки – разумный, культурный отдых”, “Заменим пьяные праздники днями культурного отдыха”. Но большинство лозунгов не избавлено от уничижительного, а порой и злобного отношения к религии: “Безбожный путь к поднятию культурности масс”, “Исповедь спасает не трудящихся, а эксплуататоров от натиска угнетенных”, “Христос воскрес – это лозунг, которым буржуазия угнетала трудящихся”, “Молодежь, вступай в ряды безбожников, строй новый безбожный быт”.

В одном из писем в газету «Безбожник» селькор с. Большая Ивановка Краснослободского уезда Пензенской губернии сообщал о том, что на Пасху, когда в его дом зашли богоносцы, его жена поразила их, сказав, «что у нас бога нету в углу, а Ленин». Далее крестьянин добавил, что в своем селе «без попа и икон», в неосвященной избе живет только он один. Из писем в газету «Безбожник» узнаем и о неприятии церковных служителей. В некоторых местах в храмовые праздники, когда священник ходил по домам с молебствованиями, крестьяне, которые не хотели принимать его, на своих домах писали: «Попам вход воспрещен». На положительный имидж антирелигиозного движения сработало требование II съезда СВБ, заявившего, что “безбожник не может быть плохим рабочим у станка, лодырем, прогульщиком”, и последовавшее через несколько месяцев выдвижение задачи охватить всех безбожников ударничеством.

В ходе нарастания темпов индустриализации страну захлестнула “антиколокольная компания”. Президиум ВЦИК осенью 1929 года принял следующее постановление: “Колокольный звон, производимый на всю данную округу церковниками, резким образом противоречит принципу отделения церкви от государства, ибо нарушает бытовые условия безрелигиозных трудящихся масс, особенно города, мешает труду и использованию трудящимся населением его отдыха”. Полностью был запрещен трезвон (звон во все колокола). Популяризировали антирелигиозные частушки.
«Поп на паперти басит:
- Бог колхозы поразит.
А пионеры вдруг в ответ:
- Полно, батя, бога нет.
Октябренок у порога
Заявил: «Не верю в бога»,-
Хлеб дает нам не Христос,
А машины и колхоз».

Обретя веру в коммунизм, «новые верующие» постепенно ставили во все более трудное положение «новых староверцев». Для них атеизм был своего рода выделиться, неким хулиганством. Это подобные атеисты опубликовали в тамбовской стенгазете «Перо деревоотделочника» кощунственные строки:
А теперь пора не та,
С богом я расстался,
Изувечил бы Христа,
Если бы попался .

Как уже ранее было сказано, наиболее распространенными формами антирелигиозной деятельности комсомола в начале 1920-х годов были так называемые комсомольское рождество и антипасха. Но в целом новые обряды приживались очень медленно. Так, по данным ГубРКИ за 1924 год в Рассказовской волости Тамбовской губернии было зафиксировано: гражданских похорон – 7, октябрин – 2, рождений без крещения – 13, свадеб комсомольских – 2, свадеб без венчания – 30 .

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko