?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Итак, наступили 20-е годы прошлого века. Ломалось и менялось все, но прежде всего отношение к религии.
Не секрет, что даже на уровне интуиции руководители комсомольских органов понимали простой факт – проще подменить контуры архетипа, чем его уничтожить. Поэтому просто уничтожением привычки к православному образу жизни не ограничивались, а старались подменить их содержание.
Проведение мероприятий координировалось специальной комиссией, которая работала при ЦК РКСМ. К работе привлекли Вс. Мейерхольда, С. Городецкого, Н. Асеева: им поручили подготовить массовые постановки на тему "Праздник Пасхи — праздник солнца и весны". В рассылаемых на места инструкциях специально оговаривалось, что празднование должно "подчеркнуть противоположность между религиозным праздником (тупость, смирение, чаяние Царства Божьего на небе, его враждебность по отношению к классовой борьбе) и праздником пролетарским". Однако всенародных шествий на Пасху решили не проводить, поскольку в деревне массовые шествия чреваты беспорядками.
Так в обиход начали вводиться «комсомольские Пасхи». Что они из себя представляли?
Вот как описывает Пасху на Рогожском старообрядческом кладбище одна из прихожанок: "На спортивной площадке, устроенной прямо напротив храма, к пасхальной ночи натянули полотно и демонстрируют кинофильм. Рядом кто-то уже бравурно заиграл на гармошке, забренчала по соседству гитара. Началось какое-то беснование. Ошалелый свист, крики, разудалое пение...."

Выработанный комиссией план проведения Комсомольской Пасхи выглядел следующим образом:
1. Кампания носит углубленный пропагандистский характер и не выносится на улицу в виде шествий, карнавалов и т. д.
2. Кампания начинается в середине марта (то есть с началом Великого поста). Начало ее приурочивается к клубному вечеру Коперника, в котором проводится мысль о противоречии науки и религиозных верований и изображаются гонения церкви на научную мысль...
3. К светлому воскресению приурочивается центральный момент кампании — клубный вечер со следующей программой:
а) доклад (с диапозитивами) «Пасха Христова и Первомайский праздник Труда";
б) инсценировка;
в) юмористическая часть (буффонада, частушки, стихи, петрушки и т. д.).
4. Закрепление результатов проведенной кампании переносится главным образом в политкружок, где проводится дарвиновская пропаганда.

Первая компания комсомольского рождества прошла в 1922 году. Рекомендовалось проводить обход по домам с красной звездой, “славя Советскую власть”, устраивать “красные елки”. Основным лозунгом кампании было: “Смотр низложенных богов”. Комсомольцы должны были показать, что в празднестве нет никакой святости, что никакие боги не рождались и не умирали, что новому поколению не нужны ни боги, ни черти.
Критично оценив итоги комсомольского рождества, ЦК РКСМ на заседании 27 января 1922 года постановил провести комсомольскую пасху с большей подготовкой и привлечением народного комиссариата просвещения .

Comments

lena_malaa
24 сент, 2009 15:57 (UTC)
продолжение
Поистине грандиозный размах был придан комсомольскому рождеству в 1923 году. В Тамбове вечером 6 января к каждому культовому сооружению устремились массовые демонстрации с пением революционных песен, факелами, плакатами с изображением святых и священнослужителей разных религий. Комсомольцы в костюмах священнослужителей проводили альтернативные антирелигиозные “богослужения”. С грузовика “конкурировала с церковными” колоколенка, где языки колокола раскачивали чучела Деникина, Колчака, Пуанкаре, Керзона и др.
В Липецке тогда же был поставлен кощунственный спектакль “Три Иисуса” и прочитана лекция, высмеивающая непорочное зачатие. В Козлове фейерверк, “обдавший искрами купола церквей”, заставил духовенство перенести всенощную. Было сорвано богослужение в Моршанске. В Борисоглебске, Кирсанове, Лебедяни под бой барабана и пение “Интернационала” сжигали изображение Бога.
Повсюду распространялась листовка губкома комсомола “Подарок от комсомольского рождества для обывательского торжества”, где неизвестный самодеятельный автор предлагал на мотив “Смело, товарищи, в ногу”:
Кончили кланяться богу-
Все это ложь и обман.
К правде нашли мы дорогу,
Сброшен угарный дурман.
Верим мы в крепкие руки,
Рвущие звенья оков.
Верим мы в светоч науки-
Двигатель наших умов.
Прячься в глубокие дыры,
Тот, что от жизни отстал,
Сброшены с тронов кумиры,
Век обновленья настал
После такого празднования комсомолом рождества хлынул поток жалоб от населения, особенно крестьян. В преддверии пасхи 1923 года ЦК РКП(б) был вынужден принять инструкцию “Об антирелигиозной кампании во время пасхи”, где предписывалось “перенести центр тяжести на научное объяснение происхождения религиозных праздников”.
Отличного пропагандиста безбожия комсомольцы видели в частушках и песнях. Направленность их ярко выражает, например, такой “шедевр” (один из самых приличных):
Будем делать чудеса,
Ничего нет проще.
Из попа мы в полчаса
Приготовим мощи

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko