?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Comments

lena_malaa
5 май, 2013 06:17 (UTC)
Спасибо, Мирослава!
quaxter
6 май, 2013 08:11 (UTC)
это, видимо, какой-то фестиваль духовной музыки
проводимый в церкви препп. Антония и Феодосия, недавнее.
в Лавре свой распев великолепен. а вот с пасхальными песнопениями бедаа случилась. их издание все откладывали "на потом" и досиделись до революции. так ноты лаврской Пасхи и остались неизданными.
ходили по рукам какие-то ненадежные списки не пойми чего.
и вот в июле 1988 г. отдают под монашеское общежитие самый убогий уголок Лавры на Дальних пещерах. колонию художников из аварийных помещений выгнали и передали православным.
единственная пригодная к совершению службы церковь была подземная Феодосьевская.
тогда же наместником был назначен игумен Ионафан (Елецких), любитель церковного пения, знаток русской церковно-певческой традиции.
полгода промелькнуло незаметно. настала пора подумать, по чем служить Пасху, в смысле - что петь? о. Ионафан уж подумывал сам сделать реконструкцию лаврских пасхальных песнопений на основе оптинского обихода, прямо к киевскому лаврскому восходящему.
я на Рождество рванул в Москву и Сергиев, и уж не знаю, за какой нуждой зарулил в Данилов монастырь. стою у клироса. служба кончается. вдруг меня окликает с верхотуры регент.
- раб Божий, я тебя чего-то у нас не видел, а видел где-то в других местах. ты откуда будешь?
- из Киева.
- Лавру знаешь?
[личное замнем, значит]
- а наместника о. Ионафана знаешь?
[и паки замнем, значит]
- ты ему передай ноты. скажешь - от игумена Товии из Данилова. а то я слышал, что у вас пасхальных песнопений лаврского обихода так и не нашли...
ушел батя в келью, принес тетрадь. и благословил во исход.
приезжаю я, значит, домой. иду в воскресенье в Лавру, а тогда дождь был, служили на улице в галерее, что у фундамента церкви Рождества Богородицы.
подхожу к о. Ионафану. у него от одного взгляда на меня лицо делается кислым, будто лимон ошкуренный в горле застрял.
[тому свои причины были, замнем]
говорю прямо: вот вам отче передача от даниловского регента игум. Товии (а я всю дорогу до Киева по этой тетради лаврскую Пасху мурлыкал).
обложка у тетради была обычная синяя, никакой надписи на ней не было. о. Ионафан уже готов был положить тетрадь в стопку, но решил взглянуть, ему недосуг было - священник, возглавляющий воскресную службу. помазует мирян елеем. послушника подозвал. глянь, говорит, что там.
послушник был из певчих. глянул - а там уже с первой страницы все ясно. когда еще поют "Воскресение Твое, Христе Спасе"
ну он так будничным голосом и говорит, Пасха там, о. наместник...
-ЧТО???!!! какая Пасха?! (ко мне) Владимир, чего это вы привезли, объясняйте вразумительно.
- да вот, отче, был я в Даниловом, а тамошний регент левого клироса о. Товия, знавший о нашем затруднении, разыскал, выверил, переписал и передал вам ноты...
- так что ж ты…
- да нет, батюшка, я же сразу как прибыл - и к вам.
в итоге о. Ионафан подзывает к себе на смену некоего священноинока, передает ему стручец для помазания и бегом, насколько позволяет его склонное к полноте тело и разбитые варикозом ноги, мчится в свою келью. до полночи не умолкала фисгармония в покоях наместника - переиграв все, он таки убедился в подлинности и, к сожалению, в необходимости редактировать нотный текст. после правок о. Ионафана, к тому времени уже ставшего епископом, дальнейшая шлифовка лаврского пасхального песнопения была осуществлена уже игуменом Поликарпом и иеродиаконом Феофилом под руководством старенького клиросного певца о. Спиридона, помнившего традицию лаврского пения еще до первого разгона Лавры в 1922 г.
несколько лет держались неизменно этого варианта пасхального песнопения, но вынуждены были впоследствии оставить из-за певческой сложности.
от себя лишь добавлю: ничего лучше лаврского обихода на Пасху не слышал. к примеру, весь пасхальный канон поется "на 12", т.е. 2 тропаря повторяются антифонно по шесть раз кряду! и какой должна быть музыка, чтоб это не приелось?
а Ведель... ну что Ведель? беглый лаврский канонарх.
и музыка веполне в духе польской оперы 18-го века.
у Березовского и Бортнянского хоть учителя приличные были, а Ведель... Иконник покойный его очень любил, популяризовал и записал все сохранившееся.
lena_malaa
6 май, 2013 19:48 (UTC)
от всего сердца спасибо!
Спасибо. не знала! я ведь знаю только свой пасхальный канон, который в храме дома постоянно слышу. и то. что по телевизору показывают. запись лаврского пасхального канона есть?
quaxter
7 май, 2013 01:41 (UTC)
надо будет поспрошать у народу
возможно, у кого-то сохранились любительские записи.
с записями лаврских песнопений какая-то беда постоянно - все, что не возьмутся писать, получается неважно. и акустика лаврских храмов мало подходит для записи, особенно в этом трапезном храме.
там просто удручающее в плане акустическом сочетание правильных геометрических форм (урезанный сферический купол поставлен на усеченный по высоте куб). в результате нулевая разборчивость текста, длинная (до 7 секунд) непрерывная реверберация.
петь там (по отзывам вокалистов) очень сложно. акустика "съедает" любую, даже прекрасную дикцию. зато для не очень хороших хоровых ансамблей этот храм - прямо находка. любой рыхлый хор "размазней" приобретает монолитность звучания и почти органную мощь.
это помещение для концертов открыл в свое время покойный киевский хормейстер Иконник. его камерный хор там звучал очень неплохо - недостатки пения маскировались совершенно, неслаженное пение и нарушенная аккордовая вертикаль - тоже.
попробовал бы он при такой подготовке ансамбля в филармонических стенах выступить...
а вот супруга его, здравствующая поныне, (тоже хоровой дирижер) подняла уровень ансамбля качественно, и уже не нуждается в такой акустической маскировке огрех.
у меня был звукорежиссером один из лаврских насельников, но... у него такие знатные тараканы в голове сидели. и он сбежал из Лавры. а какие-то записи он делал.
потом, для "озвучки" этого храма ставилось звуковое оборудование, но это ж надо за каждой службой держать квалифицированного звукорежиссера. представьте себе: катавасия (т.е. схождение). хористы сходят с клиросов, выстраиваются по оси храма, дожидаются священства, идущего из алтаря наружу, и все вместе выходят в смежное акустически изолированное помещение трапезной. с песнопениями, в динамике. потом поют оттуда, откуда их не слышно, и после пения стихир идут обратно. все это - сложная звукорежиссерская задача, а лаврскому начальству оно надо? аппаратуру с микрофонами и колонками купили, как-то криво настроили - и ладно.
что-то писал (и эти записи выпускались на дисках) мой добрый приятель, о. Дмитрий Болгарский. он сейчас ведет курс церковной вокальной музыки в консерватории, раньше он руководил объединенными хорами семинарии и академии. сейчас по праздникам регентует в Троице-Ионинском монастыре.
есть еще замечательный молодой дирижер, Коля Лысенко (правнук известного украинского композитора). он мог кое-что записать, но вряд ли профессионально.
а братский хор Лавры - это очень неоднородный по уровню вокала ансамбль.
для камерных ансамблей (наиболее характерный состав - трио) там найдется достаточное число солистов.
а такого слаженного братского хора, как в Почаеве или, скажем, в Печорах, где монастырь ни разу не закрывался и традиция не пресекалась, пока еще не получилось.
вот один из наших, уставщик левого клироса о. Поликарп (я его помню еще молодым парнишкой, моим тезкой по мирскому имени)
http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1147&Itemid=146
надо только учитывать, что это официоз Лавры. поправки делать в кое-каких моментах.
попробую через о. Дмитрия и через о. Поликарпа что-то пробить...
lena_malaa
7 май, 2013 04:35 (UTC)
Вы мне сегодня утром снова Пасху подарили
своим обещанием!

Я про такие тонкости не в курсе была от слова никак. Ну вы понимаете. что когда привыкаешь к одному, то узнавать новое даже странно.

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko