lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Category:

Перестала ли быть колбаса в наше время постным продуктом?

Не подозревайте меня в безумии. Когда-то довелось работать в "колбасной" отрасли, и предприятие выписывало журналы, посвященные производству колбасы, колбасным пряностям, технологии производства и всему, что связано с колбасой.

В одном из журналов была статья об истории колбасы примерно с таким текстом (я нашла похожую, а журнал съело время):

________________________________________________________________________________

Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала — зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий «свежий» цвет.
Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса — единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью.
Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом.
_______________________________________________________________________________
http://firma-garmash.uaprom.net/a6697-interesnye-fakty.html

Вот еще:

НАРУШАЛ ЛИ ШАЛЯПИН ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В апреле 1913 года Федор Иванович Шаляпин писал Максиму Горькому: "Был в Звенигороде, два дня лазил на колокольню Саввино-Сторожевского монастыря, звонил сам в колокол. Славно очень отдохнул и получил общее удовольствие. Монахи отнеслись ко мне весьма гостеприимно и угощали меня водкой и колбасой".

На первый взгляд кажется, что ничего примечательного в словах Великого русского певца нет. Но вдумайтесь: монахи кормили Шаляпина колбасой перед Пасхой в Великий пост, когда есть мясо категорически запрещалось! Как ни странно, ничего криминального в этом не было. И объяснение - в истории появления колбасы в России, куда это итальяно-германское кушанье проникло только на рубеже XIX-XX веков. В 1890 годы производство колбасы было сосредоточено в одном-единственном месте - в Угличе, где располагалось несколько колбасных заводов. Их владельцы рассчитывали, что потребителями этого дешевого продукта (колбаса стоила в несколько раз меньше обычного мяса) станут миллионы простых людей. Но, увы, европейская новинка не очень-то приживалась на русской почве. Крестьянство считало колбасу богомерзким немецким продуктом, не совместимым с русской православной традицией.

Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала - зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий "свежий" цвет.

Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса - единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью.

Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом.

Журнал "Огонек". Москва.

http://www.ap.altairegion.ru/338-02/11.html

Так все-таки, было ли вынесено Определение святейшим Синодом о признании колбасы постным продуктом, а главное - БЫЛО ОНО ОТМЕНЕНО ИЛИ НЕТ?

Tags: О посте и не только
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments