?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Непопулярная тема



Сложно найти столь изученный вопрос в Российской империи, как крепостное право. Если в советское время изучение процесса закрепощения крестьян был вызван упором на отвержение прошлого и показ того, как страшно все было до революции, то после перестройки акценты сменились. Немедленно бЪлодельцы вытащили на свет Божий апокрифы о сладкой жизни в рабстве и рассказы помещиков о том, как привольно жили их рабы в промежутках между бунтами. Почему же бунтовали, поинтересуемся мы. А патамушта масоны, пропаганда евреев и просто народ не понимал своего счастья.

Почему-то рассказы крепостных рабов о привольной и прекрасной жизни в крепостнические времена не приводятся.

И вообще, как неоднократно указывалось в популярной псевдоисторической литературе, Салтычиха была единственной сумасшедшей тварью, а остальные помещики представляли из себя образцовых хозяев и добродетельных людей. Ну максимум спортят одну девку. Ну две спортят, уговорили меня. И то - по согласию!
Современная популярная псевдоисторическая литература разрешает быть жестокими к людям только купцам, и то в основном Демидовым.

А вот в во второй половине 19 века почему-то исследователи полагали иначе. Наверно дотянулся проклятый Сталин Александр Второй, не находите?
многабукаффф, но не экстремально много.Свернуть )
В деревне память на события долгая. Очень долгая. И уже в силу этой памяти революция и гражданская война были не только предопределены, но и справедливы. Как и последующие репрессии с притеснениями по классовому признаку.

Накипело у людей, понимаете?

Comments

( 263 комментария — Оставить комментарий )
Страница 4 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
pogorily
28 фев, 2012 16:47 (UTC)
Спасибо.
Интересно.
Не в моем стиле (я все больше по статистике, а тут на жизненных примерах) - что для меня тем более ценно, т.к. другой подход.

Пара не то что бы замечаний, а уточнений.

1. Про Салтычиху. Она была действительно единственной и уникальной по следующим причинам.
Она, конечно же, была душевнобольная. Таких обычно нейтрализовали быстро "по-семейному" родственники, или чуть позже власти.
Уникальность ее состояла в том, что родственников поблизости не было (овдовела рано, жила одна, поблизости живущих родичей не нашлось), а власти были парализованы принадлежностью ее (по мужу) к весьма влиятельному роду Салтыковых (два генерал-фельдмаршала Салтыковых во второй половине XIX века - это не хухры-мухры, один из них племянник ее мужа, и хоть дорос до фельдмаршала он позже, понятно - семья очень нерядовая) плюс она взятки судейским давала не скупясь, вот ее и отмазывали при Елизавете и Петре Третьем, аж пока дело до недавно вступившей на престол Екатерины Второй не дошло. Царица, собственно, и разрешила вопрос - понятно, что не сама лично, но дала указание "разобраться по существу", которого не смогли ослушаться. Кстати, решение о наказании принимала Екатерина лично.

2. Интересно, почему многие уверены, что если "прадед был помещик" (чаще, конечно, выясняется, что всего лишь личный дворянин по выслуженному чину) или "владел мельницей", то это им досталось бы.
Ведь все меняется.
===
При матушке Екатерине,
Благодаря своей махине,
В фаворе был Мудищев Лев,
Блестящий генерал-аншеф
(...)
Свои именья, капиталы
Спустил уже Лукашкин дед.
И наш Лукашка, бедный малый,
Остался нищим с малых лет.

Судьбою не был он балуем,
И про него сказал бы я –
Судьба его снабдила хуем,
Не дав впридачу ни хуя!
===
(пардон за разные слова, но это цитата)
В той самой царской России это было прекрасно известно.

Титулованные тоже, бывало, шли по миру. Не помню уж где (но явно в дореволюционные времена написанной книге) описывается княгиня, нищая, ходившая буквально в рванье и выпрашивавшая у властей хоть какой-то "пенсион".

Да и кто "Войну и мир" читал, должен помнить, что семью Ростовых спасла от полного разорения только женитьба на богатой наследнице - княжне Марье (оказалось после смерти папашки, что он все на широкую жизнь растранжирил, долгов осталось в разы больше чем имения).
lena_malaa
28 фев, 2012 17:03 (UTC)
как я тебе рада :)

Понимаешь, Салтычиха интересна по многим причинам, но еще и потому, что она была зверем потому, что убивала и многих. А вот баре, которые были виновны в многочисленных "смертях по неосторожности", обычно избегали наказания и в принципе не считались убийцами в глазах своих соседей.
В тех журналах собраны рассказы старых крепостных - как запирали в холодных неотапливаемых помещениях и забывали про крепостных зимой, как считалось нормой бить просто так ну и море всего. И конечно про взятки - дал денюшку и смерть сразу регистрируется как естественная.
ammosov
5 авг, 2012 19:45 (UTC)
Первый казус на современном языке называется "по доверенности".
lena_malaa
5 авг, 2012 19:59 (UTC)
да, согласна.
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
5 май, 2015 05:21 (UTC)
я работаю в среднем по 12 часов, правда не за гривны. Рабства не вижу, это необходимость.
Ну а продажа земли - для Украины наверно правда актуально будет (
vulfer2
24 июл, 2017 11:06 (UTC)
Очень хорошо описал быт помещиков Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине". Он пишет, что ДА, были помещики, насилующие своих дворовых девок, но таких помещиков другие помещики не уважали и избегали.
В основной своей массе помещике имели не более 10 крепостных, очень часто вообще 2-3 человека. Когда прошла реформа 1861 года, только единицы из помещиков раздали землю крестьянам бесплатно, у остальных надо было выкупать.
Описывает случаи и побоев крестьян, но опять же, по каждому случаю увечий или убийств были следствия. Если помещики и отмазывались, то им это стоило сотни и тысячи рублей взяток.
Салтыков описывает помещиков, живущих не намного лучше своих крестьян, одетых во рвань, на еду дикоросы, овощи с огорода и солонина. Дома их тоже не отличались ни теплом, ни комфортом.

С другой стороны крепостничество было не на всей территории России. Не было на Урале, на Севере, в Сибири. В статье не написано, что закрепостила крестьян Екатерина Вторая, под влиянием "европейских стандартов". В Германии того времени, крестьян, не закрепленных за каким-либо помещиком, просто убивали, а тела продавали на мясо (Ганновер), бродяжничество - одна из 200 убойных статей Европы. В России тогда казнить могли только по двум статьям.
vulfer2
24 июл, 2017 11:13 (UTC)
У Салтыкова-Щедрина ещё есть один интересный момент. Он описывает идеологию крепостных крестьян. И вот тут то мы сталкиваемся с влиянием церкви в деле существования крепостничества. А церковь прямым текстом говорили : страдайте, как страдал Иисус, и вам будут райские небеса, чем хуже здесь, тем лучше будет там. Правда, сами помещики не любили этих проповедей, ведь следующий шаг - а что будет с насильниками, выходит, гореть им в аду. Попы и здесь нашли выход, "молитесь за унижающих вас, молитесь за бьющих вас"...
lena_malaa
24 июл, 2017 17:50 (UTC)
То, что вы сказали, конечно хорошо, но моя статья это перепечатки статьи журнала 19 века с краткими моими комментарием в конце. Если в 19 веке плохо знали историю крепостничества, хуже, чем в 21, то это конечно мерзко, но исправлять поздно.

Я знаю, что дворяне разные были, и на одного, скажем, Орлова, приходилось как бы не сто Зажоп-Хуторских с описанными условиями жизни. Но факт наличия Зажо-Хуторских не отменяет факта существования Салтыковых или Тургеневых.
Поэтому говорить "да что там тех садистов" мне кажется несколько неуместным. Тем, кто жил в поместье Тургенева, если не брать крайности в виде Салтычихи, наверно было безразлично, насколько статистически редкой единицей был их барин (барыня).

Нет, я понимаю ваше желание привнести объективности :) Но не согласно с основной мыслью. Помимо конца 19 века был еще и весь 19 век и 18 век в целом, когда к крепостным относились иначе. Совсем иначе.
(Анонимно)
25 июл, 2017 03:05 (UTC)
Здесь одна мысль ваша неправильна. По поводу революции, "накипело"..
Крестьяне в принципе не могли стать движущей силой революции. Царя они любили. Либералы использовали многоходовку, сначала навязали "еврепейские стандарты" (как в Германии) и закрепостили крестьян, чтобы довести их быт до каления. Крестьяне молчат и терпят... Да и по-началу такой образ жизни им нравился, думать не надо, все налоги за них платит помещик, дома строит помещик, думает за них помещик.
Потом придумали реформу 1861 года. Свободу дали, а про землю забыли. Царь Александр предполагал заплатить помещикам за землю и отдать её крестьянам, но этому не дали случится те же либералы-масоны. Последующее движение народников (1870-х годов) имели целью по этому поводу раскачать народ на революцию. Тоже не получилось. Крестьяне сами отлавливали агитаторов и сдавали их жандармам. Книжки их пускали на самокрутки.
И только потом, к началу 20-го века в качестве авангарда революции выбрали евреев. Но и здесь в событиях 1917 года крестьяне мало приняли участие, им стало просто наплевать на всё, происходящее в столице. свои огороды и пашни для них были важнее государственных дел. Да ещё тут постарались попы РПЦ, через приходские школы (которых наибольшее число появилось на рубеже 19-20 века) они привили неуважение и даже ненависть к царю. Революция 1905 года провалилась из-за поддержки царя народом, а к 1917 царь этой поддержки лишился.

До отмены Юрьева дня, крестьяне могли менять место работы. Помещик за свои деньги строил крестьянам дома, давал орудия труда, лошадей, скотину и прочее, и зазывал к себе работников. Он же платил и подоходный налог за каждого крестьянина и налоги за владение крестьянами. Бытовая жизнь крестьянства текла своим чередом, разные там обряды, празднества проводились, как было всегда. Поначалу крестьяне отрабатывали у помещика один день в неделю, остальные дни работали на своих наделах. Потом это соотношение поменялось на противоположное, Щедрин описывает помещиков, у которых крестьяне на себя могли работать только ночью.
lena_malaa
25 июл, 2017 05:00 (UTC)
Я не согласна ни с одной высказанной тут мыслью. И, полагаю, историки меня в этом поддержат.
Страница 4 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 263 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko