?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Непопулярная тема



Сложно найти столь изученный вопрос в Российской империи, как крепостное право. Если в советское время изучение процесса закрепощения крестьян был вызван упором на отвержение прошлого и показ того, как страшно все было до революции, то после перестройки акценты сменились. Немедленно бЪлодельцы вытащили на свет Божий апокрифы о сладкой жизни в рабстве и рассказы помещиков о том, как привольно жили их рабы в промежутках между бунтами. Почему же бунтовали, поинтересуемся мы. А патамушта масоны, пропаганда евреев и просто народ не понимал своего счастья.

Почему-то рассказы крепостных рабов о привольной и прекрасной жизни в крепостнические времена не приводятся.

И вообще, как неоднократно указывалось в популярной псевдоисторической литературе, Салтычиха была единственной сумасшедшей тварью, а остальные помещики представляли из себя образцовых хозяев и добродетельных людей. Ну максимум спортят одну девку. Ну две спортят, уговорили меня. И то - по согласию!
Современная популярная псевдоисторическая литература разрешает быть жестокими к людям только купцам, и то в основном Демидовым.

А вот в во второй половине 19 века почему-то исследователи полагали иначе. Наверно дотянулся проклятый Сталин Александр Второй, не находите?
многабукаффф, но не экстремально много.Свернуть )
В деревне память на события долгая. Очень долгая. И уже в силу этой памяти революция и гражданская война были не только предопределены, но и справедливы. Как и последующие репрессии с притеснениями по классовому признаку.

Накипело у людей, понимаете?

Comments

( 263 комментария — Оставить комментарий )
Страница 3 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
pan_terra28
1 фев, 2012 20:32 (UTC)
тоже полезное очень чтение, Водовозова, "На заре жизни". Привожу большой отрывок, письмо матери В. брату по поводу управляющего. Это уже предреформенные годы, т.е. до революции всего лет 60

" Все ваши крестьяне совершенно разорены, изнурены, вконец замучены и искалечены не кем другим, как вашим управителем, немцем Карлом, прозванным у нас "Карлою", который есть лютый зверь, мучитель, столь жестоковыйный и развращенный человек, что если бы ненароком проезжал по нашей захолустной местности знаменитый сочинитель, чего, конечно, не может случиться, он бы на страницах своего творения описал Карлу, как изверга человеческого рода. Извольте сами рассудить, бесценный братец: в наших местах "барщина" состоит в том, что крестьянин работает на барина три и не более четырех дней в неделю. У Карлы же барщину отбывают шесть дней с утра до вечера, а на обработку крестьянской земли он дает вашим подданным только ночи и праздники. Ночью и рабочий скот отдыхает, может ли человек работать без отдыха? В одни же праздники, если бы даже никогда не мешали дожди, крестьянин не мог бы управиться со своим наделом. .....немец свел на нет хозяйство крестьян: во дворах и хлевах огромного числа ваших подданных хоть шаром покати, -- ни коровы, ни лошаденки, ни куренка, ни поросенка, ни овцы. Нет домашних животных -- нет и навоза, а без оного бесплодная земля нашей местности не может родить ни хлеба, ни даже подстилки для скотины. Как ни убога наша местность, но нигде крестьяне не выглядят такими жалкими, заморенными, слабосильными и искалеченными, нигде не едят так плохо, как в деревнях, принадлежащих вам, милый братец. Должна сказать по совести, и у меня крестьяне не богатеи: половину года подмешивают мякину в ржаную муку, но вы знаете, ото всей души почитаемый братец, что теперь только год с небольшим, как я взяла хозяйство в свои руки и всеми силами стараюсь устроить их получше. Это имеет большое значение для нашего же помещичьего расчета: если требовать, чтоб лошадь скорее бежала, чтоб корова давала надлежащий удой, скотину необходимо кормить, -- так и человека. Может ли он работать, когда голодает и ест хуже пса? Ваши крестьяне почти круглый год пекут хлеб из мякины, иногда подмешивая в нее даже древесную кору и только горсточку-другую подбрасывая в тесто гороховой или ржаной муки. Варево их пустое: щи из серой капусты, а весной и летом щи из крапивы и. щавеля или болтушка из той же муки, что и хлеб; в варево нечего бросить: в избе нет ни куска сала, ни солонины, ни молока, чтобы забелить. Дети крестьян настоящие страшилы: с гнойными глазами, с облезлыми волосами, с кривыми ногами, кто из них и на печи кричит, потому что "брюхо дюже дерет", как сказывают их родители, или из-за того, что брюхо, как котел, черное. Мор детей ужасающий, и это, по словам мужиков, потому, что "почитай кажинного ребенка хлещет на девятый венец"1. Того из ребят, который может передвигать ногами, родители посылают "в кусочки", то есть милостыньку собирать; нищенствует и множество взрослых. Если на дороге попадается нищий, так и знай, что он из ваших, братец, деревень. Когда Карла встретит кого с сумой, он нещадно бьет плетью и палкой, но это не помогает, и люди выходят на дорогу, ибо дома нечего есть. Карла бьет не только за нищенство, бьет он смертным боем, мучительно истязает ваших подданных, ежели рабочий опоздает на работу, либо покажется Карлу, что он работает медленно, а, боже храни, ежели крестьянин пожалуется на свою хворь, а хуже того на свои недостатки, -- на такого налагается бесчеловечная расправа плетью, а в придачу удары толстой палкой. .... Так он наказывает и женщин и мужчин. Несколько месяцев тому назад двух женщин запорол насмерть: одна умерла через два дня, а другая -- через две недели. Было и следствие, -- отвертелся большими взятками; крючкотворы судейские и полицейские обелили его на таком основании, что обе бабы умерли не от его, немцевой, лютости и не во время экзекуции, а что они были хворые.
pan_terra28
1 фев, 2012 20:32 (UTC)
и окончание.

Немец учиняет над вашими крепостными и более мерзкие истязания, о которых я, как женщина, не должна была бы и писать вам, дорогой братец... Сие нечистое животное, именуемое у нас Карлою, растлил всех девок ваших деревень и требует к себе каждую смазливую невесту на первую ночь. Если же сие не понравится самой девке либо ее матери или жениху, и они осмелятся умолять его не трогать ее, то их всех, по заведенному порядку, наказывают плетью, а девке-невесте на неделю, а то и на две надевают на шею для помехи спанью рогатку. Рогатка замыкается, а ключ Карла прячет в свой карман. Мужику же, молодому мужу, выказавшему сопротивление тому, чтобы Карла растлил только что повенчанную с ним девку, обматывают вокруг шеи собачью цепь и укрепляют ее у ворот дома, того самого дома, в котором мы, единокровный и единоутробный братец мой, родились с вами. В первый раз в жизни слышу о таком безобразии.
Многие помещики наши весьма изрядные развратники: кроме законных жен, имеют наложниц из крепостных, устраивают у себя грязные дебоши, частенько порют своих крестьян, но, во всяком случае, не калечат их, не злобствуют на них в такой мере, не требуют от них шестидневной барщины, не разоряют вконец их хозяйства, не до такой грязи развращают их жен и детей. Касательно же рогаток на шею бабам и сажания человека, как настоящего пса, на цепь, -- этого по нашим местам никто никогда не слыхивал даже из старых людей; не слышно было до него и пакости, насчет невест крестьян. Улики насчет последнего налицо: сама видала нескольких крестьянских ребят с толстой, отвислой губой злодея, и мужики так и называют их "карлятами".
Скольких работников вы, братец, лишились из-за Карлы: одни из ваших крестьян в бегах, другие утопились и повесились, третьи вечными калеками поделались, остальные с виду жалки, слабосильны и едва ли могут хорошо исполнять настоящую крестьянскую работу, а те, что подрастают, еще хуже. Я каждый день жду, что крестьяне что-нибудь учинят над своим лиходеем, -- ведь на каторге им жить, почитай, легче будет, чем у немца. "
(без темы) - l2tp - 2 фев, 2012 08:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pan_terra28 - 2 фев, 2012 19:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 фев, 2012 03:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pan_terra28 - 2 фев, 2012 19:45 (UTC) - Развернуть
olovo_z
2 фев, 2012 02:31 (UTC)
И вальсы Шуберта и хруст...А-а, было уже? После этого понимаешь, что если и пожил русский народ спокойно, то только при советской власти. Когда одни вальсировали да жуировали, другие спали в грязных избах с поротыми задницами. Отличный пост!
exqtr77
2 фев, 2012 04:24 (UTC)
осилил все, но возник вопрос - насколько часты (систематичны) были описываемые случаи? на каждом шагу? или это все-таки - единичные случаи?
lena_malaa
2 фев, 2012 08:47 (UTC)
ну в общем ничего в них странного не было. Нет, Салтычиха и иже сними были в некотором роде исключениями. Порядочных людей было больше :) Только вот порядочность в их и нашем понимании несовместима ни в какой мере.
poiupredatel
2 фев, 2012 04:42 (UTC)
А можно вопрос? Согласно этой же логике вы готовы признать, что и события 91 года с последующими унижениями коммунистов не только закономерны но и справедливы? Даже боле справедливы чем в 17, белые за свои убеждения без шуток кровь проливали а комунисты кроме оппереточного путча оказались ни на что не способны.
lena_malaa
2 фев, 2012 09:09 (UTC)
а почему вы считаете, что в случае с коммунистами они что-то должны были смывать кровью? и кстати что?
(без темы) - poiupredatel - 2 фев, 2012 11:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - corvuscorax1988 - 7 фев, 2012 07:50 (UTC) - Развернуть
bag_o_thoughts
2 фев, 2012 05:00 (UTC)
Любителей хранцузских булков и их нечеловечески прекрасного хруста энто все не убедит. Это все происки совков и лично Сталина. Да к тому же они там кажный первый потомственные дворяне в тридцать пятом поколении и вообще Рюриковичи оне. В глубине души они как раз и хотят чтобы, значица, на подушках возлежать, да девка хороша собою им пузо почесывала.
lena_malaa
2 фев, 2012 08:35 (UTC)
а вдруг там парочка сомневающихся да отыщется? ))) Из неродовитых страдальцев по ушедшей Руси?
(без темы) - bag_o_thoughts - 2 фев, 2012 09:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 фев, 2012 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bag_o_thoughts - 2 фев, 2012 14:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 фев, 2012 14:42 (UTC) - Развернуть
bobi4ka
2 фев, 2012 07:07 (UTC)
Во что надо не верить?

Я во все это верю, но большевиков-то почему это оправдывает с их террором и диктатурой?

И странно, что христианка вообще на их стороне - они же были антихристианами по своей сути. Более того, о каких притеснениях по классовому признаку речь, если в лагеря попадали и рабочие, и крестьяне??? Вы о чем вообще, автор журнала? Мой прадед-рабочик был расстрелян, а другие предки-крестьяне изгнаны из своего дома, дом у них отобрали, а скотину забрал в колхоз.
lena_malaa
2 фев, 2012 08:41 (UTC)
Самое смешное состоит в том, что террор большевиков был вынужденной ответной мерой на террор эсеров и белых всех мастей. И такой размах, как террор белых, так и не принял.

Да, христианка на стороне большевиков. И что? Белые были антихристианами по делам своим в сильно бОльшей степени, чем большевики по своей сути, хотя конечно хороши были все. Но я свои симпатии держу на стороне тех, кто спас мою Родину, а не на стороне тех, кто призвал интервентов.
kotyattina
2 фев, 2012 12:17 (UTC)
Угу, у меня бабушка советский врач, долго была главным врачом. Сама родом из кировской деревни. Все вздыхает по прекрасным царям, родословную романовых наизусть знает, какой красивый царь Николай II, балы, и булка эта *баная тоже, институт благородных девиц и прочая муйня. Вот я и удивляюсь, говорю, какие тебе были бы в жопу балы? Безграмотная бегала бы, в холопках. Когда спрашиваешь, чего не так-то было? Ведь сама начальством была, муж - офицер, начальник порта и все такое, на корабликах как баре персонально катались. За столом праздничным орали как партии преданы ужасно.Вспоминает, что в детстве есть нечего было, голодное студенчество. Дык во время ВОВ конечно нечего было, так ведь при царе все сытые бы ходили наверное... В общем, бред какой-то.
lena_malaa
2 фев, 2012 14:45 (UTC)
нелогичность это последний довод королев и таких вот мечтателей, да :)
(без темы) - kotyattina - 2 фев, 2012 14:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 фев, 2012 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kotyattina - 2 фев, 2012 15:16 (UTC) - Развернуть
omega14z
2 фев, 2012 12:42 (UTC)
И тем, кто стенает об утраченном прекрасном прошлом и замолкшем хрусте французской булки - это очень было бы полезно прочувствовать.
lena_malaa
2 фев, 2012 14:58 (UTC)
на своей шкура, я допишу.
boevaya_p0druga
2 фев, 2012 13:45 (UTC)
"не получила мясную провизию Фекла Яковлева за то, что ушла из кабинета во время опочивания господина".
Слушай, у меня дурацкие ассоциации. 1905 год, русско-японская война.
http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0132.shtml
Новицкая была в госпитале старшею сестрою, за больными не ухаживала, а заведывала хозяйством. Порции для больных обыкновенно выписывались с вечера. Однажды врач забыл вечером выписать порции; палатная сестра пришла к Новицкой утром за яйцами и молоком.
-- У вас не выписано, я не выдам!
Врач написал требование, сестра с этим требованием пришла к Новицкой вторично.
-- Скажите вашему доктору, что не будет ему ни молока, ни яиц! Пусть пишут вовремя! -- объявила Новицкая.
Сестра воротилась в палату, сообщила врачу. Врач в недоумении опустил голову. Вошел в палату старший ординатор, д-р Васильев. Врач сообщил ему о последовавшем "высочайшем отказе", -- как же теперь быть? Значит, голодать больным? В это время в палату вошла Новицкая.
-- А, вот она и сестра! -- сказал Васильев. -- Потрудитесь сейчас же отпустить для больных молока и яиц!
-- Я сказала, не будет вам ничего! Вперед будете выписывать с вечера!
Маленькие, черные глаза Васильева свирепо выкатились и заворочались.
-- Вы, барышня, понимаете, что вы такое говорите?.. Сестра! Я, старший ординатор, приказываю вам немедленно отпустить для больных молоко и яйца!
-- Ни молока, ни яиц вам не будет! -- отрезала Новицкая и вышла, хлопнув дверью.
Больные солдаты в недоумении смотрели. Васильев пошел к главному врачу. Султанов пил кофе с каким-то полковником.
-- Господин главный врач! Позвольте узнать, это по вашему приказанию решено проморить сегодня слабых больных голодом?
-- Что такое? В чем дело? -- поморщился Султанов. -- Что за вздор вы говорите?
Он распорядился выдать молоко и яйца.

Это что - тетка уже всех служащих госпиталя себе в крепостные записала? Ни фига себе крепостническая психология корни пустила.
lena_malaa
2 фев, 2012 14:06 (UTC)
ну в общем это может быть и не связано с крепостничеством, есть те, кто сам по себе любит командовать и унижать.
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
3 фев, 2012 03:44 (UTC)
Я бы предложила защитникам крепостного права поработать на заводах в тех и на тех же условиях:)
boevaya_p0druga
4 фев, 2012 06:52 (UTC)
Мне еще такая штука интересна - а как происходила отмена крепостного права с точки зрения среднего помещика? Салтыкова-Щедрина мне мало. Про "Как я теперь Агашку звать буду? Чай, Агафьюшкой..." Возмущались небось? Как вообще можно было такую реформу протащить и не стать жертвой дворцового переворота? В учебниках все больше про крестьян.
lena_malaa
4 фев, 2012 06:54 (UTC)
срач был страшный :) кстати, а я в своих этнографических изысканиях тоже не встречала емких рассказов про реакцию помещиков. Надо будет заняться этим внимательнее.
(без темы) - boevaya_p0druga - 4 фев, 2012 06:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 фев, 2012 06:56 (UTC) - Развернуть
limachko
4 фев, 2012 06:56 (UTC)
тогда уж Николай 1-й
lena_malaa
4 фев, 2012 06:57 (UTC)
но то, что дотянулся кто-то, это точно ))))
(без темы) - limachko - 6 фев, 2012 06:23 (UTC) - Развернуть
beth4ever
4 фев, 2012 11:57 (UTC)
Знаю забавную семейную легенду о более обеспеченной половине моего семейства. Прапра... бабушка выросла больно умной, знала дроби, и это вызвало серьезные проблемы с ее пристройством - никто брать замуж не хотел.
lena_malaa
4 фев, 2012 14:16 (UTC)
ну да, всегда считалось, что чем баба больше знает, тем она хуже женой будет :)
ann_duglas
6 фев, 2012 17:53 (UTC)
*наставительно*
Воооот! Вот что им надо читать, документы и исторические хроники, а не фильму смотреть, где все на балу в белых платьях и булками хрустят!
Правда, почему все, когда трындят по "Россию, которую мы потеряли" - завсегда представляют себя на месте тех, кто порет, но ни в коем случае - не на месте тех, кого порют? С фантазией плохо?
lena_malaa
6 фев, 2012 17:55 (UTC)
нет, с фантазией у них хорошо, но сексуальные предпочтения все-таки ее ограничивают )))
rio_rita2
16 фев, 2012 04:07 (UTC)
"lena_malaa wrote:
1 Фев, 2012 14:56 (UTC)
Да, это действительно так. :)
Но я больше цитировала заметки 19 века со стороны эмоционально-моральной стороны дела - чтобы оппоненты попытались представить все это на своей шкуре."


В избирательный штаб Сами знаете кого пошлите. Председателю.
Страница 3 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 263 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko