?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Непопулярная тема



Сложно найти столь изученный вопрос в Российской империи, как крепостное право. Если в советское время изучение процесса закрепощения крестьян был вызван упором на отвержение прошлого и показ того, как страшно все было до революции, то после перестройки акценты сменились. Немедленно бЪлодельцы вытащили на свет Божий апокрифы о сладкой жизни в рабстве и рассказы помещиков о том, как привольно жили их рабы в промежутках между бунтами. Почему же бунтовали, поинтересуемся мы. А патамушта масоны, пропаганда евреев и просто народ не понимал своего счастья.

Почему-то рассказы крепостных рабов о привольной и прекрасной жизни в крепостнические времена не приводятся.

И вообще, как неоднократно указывалось в популярной псевдоисторической литературе, Салтычиха была единственной сумасшедшей тварью, а остальные помещики представляли из себя образцовых хозяев и добродетельных людей. Ну максимум спортят одну девку. Ну две спортят, уговорили меня. И то - по согласию!
Современная популярная псевдоисторическая литература разрешает быть жестокими к людям только купцам, и то в основном Демидовым.

А вот в во второй половине 19 века почему-то исследователи полагали иначе. Наверно дотянулся проклятый Сталин Александр Второй, не находите?
многабукаффф, но не экстремально много.Свернуть )
В деревне память на события долгая. Очень долгая. И уже в силу этой памяти революция и гражданская война были не только предопределены, но и справедливы. Как и последующие репрессии с притеснениями по классовому признаку.

Накипело у людей, понимаете?

Comments

( 263 комментария — Оставить комментарий )
Страница 2 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
kirkonhiiri
1 фев, 2012 16:13 (UTC)
Был свидетелем полемики по поводу крепостного права.
Один - коммунист и сталинист д.и.н. проф. Ю.Г.Алексеев говорил о том, что люди были "вольные, хоть и крепостные", что у них "были не только обязанности, но и гражданские права", и вообще крепостное право было необходимо, потому как на нём базировалась независимая российская государственность.
Его опоннентом был д.и.н. проф. В.М.Панеях, убеждённый либерал и по совместительству еврей. Иначе чем "крепостным рабством" он этот институт не называл.

Так что не все белодельцы за крепостное право (особенно, если вспомнить, что среди белых оказалась часть эсэров с эсдеками-меньшевиками, не говоря уж про либералов всех мастей), и не все коммунисты-зюгановцы против. Последние, ссылаясь на Маркса, вполне могут доказать, что для своего времени крепостное право было прогрессивным институтом.
lena_malaa
1 фев, 2012 16:15 (UTC)
тут надо определять период, по которому шел спор. Крепостные при Петре Первом и Екатерине великой не то же самое, что при Николае Первом. Да и других нюансов много.
(без темы) - kirkonhiiri - 1 фев, 2012 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bantaputu - 1 фев, 2012 16:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirkonhiiri - 1 фев, 2012 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 17:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 18:09 (UTC) - Развернуть
rohanwarrior
1 фев, 2012 16:13 (UTC)
Я бы согласился, да не могу. Крепостные составляли в лучшем случае треть всех крестьян империи. Не более. Аргумент о долгой памяти абсолютно несостоятелен. К моменту революции даже родившимся в год указа об освобождении крепостных было уже сорок лет, и они никак не могли помнить жизнь в неволе. И "страшные крепостники" для них были абстракцией.
lena_malaa
1 фев, 2012 16:16 (UTC)
я как провинциалка не согласна, что память о прошлом исчерпывается памятью одного человека. Да и как нормальный человек, который слушает рассказы близких, тоже.
(без темы) - rohanwarrior - 1 фев, 2012 23:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bantaputu - 1 фев, 2012 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bantaputu - 1 фев, 2012 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rohanwarrior - 1 фев, 2012 23:25 (UTC) - Развернуть
nocturnal_kira
1 фев, 2012 16:18 (UTC)
А потом эти люди запрещают мне ковыряться в носу рассказывают про ужасы большевизма.
lena_malaa
1 фев, 2012 16:20 (UTC)
:) особенно в части нюансов сельской жизни и колхозов в первой половине 20 века.
(без темы) - avis_avis - 1 фев, 2012 17:45 (UTC) - Развернуть
tanda_mif_chgk
1 фев, 2012 16:21 (UTC)
"прибавлялось приказание: выслать к такому-то времени на подводе с надежным человеком "расторопного мальчишку" или "девку" лет пятнадцати для службы в адмиральском доме. Относительно "девки" адмирал всегда давал некоторые пояснения, выраженные в кратких словах, а именно, чтобы выслали "почище лицом, здорового сложения, не рябую и не корявую". Приметы эти заканчивались строгим наказом своеобразного эстетика адмирала: "Тощей, безобразной и придурковатой девки отнюдь не высылать".
...
При каждом прибытии из деревни подростка девушки ее приводили на смотр адмиралу и адмиральше. Если привезенная была недурна собой, он как-то особенно выпячивал нижнюю губу и милостиво трепал по щеке оторопевшую и смущенную девушку.
- Ну, девчонка, смотри, служи хорошо! - говорил не особенно строгим тоном адмирал, приказывая Никандру отвести ее к барыне.
В таких случаях мужик, привезший девушку, получал серебряный рублевик и наказ передать старосте барское спасибо.
Но когда вновь прибывшая не отвечала почему-либо вкусам адмирала, он без всякого милостивого слова приказывал отвести ее к супруге и сердито выговаривал мужику:
- Лучше у вас в деревне девки, что ли, не было, что прислали такого одра?
- Не было, барин, не было, ваше светлейшее присходительство! Самую чистую тебе предоставили... Была у Корнея дочка, ничего, гожа, да в рябовинках малость...
- Ступай! - резко обрывал адмирал и недовольно крякал.
Адмиральша, напротив, бывала в последнем случае довольна. Зато, чем пригожее была привезенная девушка, тем более сжималось сердце ревнивой адмиральши, предвидевшей в очень близком будущем новое испытание для своей ревности и новое оскорбление своему самолюбию.
И, надо сказать правду, адмиральша редко ошибалась в своих предчувствиях.
Весьма часто, если не всегда, все эти молоденькие девушки делались жертвами похотливого адмирала. Если они готовились быть матерями, их выдавали замуж или отправляли обратно в деревню с приказом старосте: пристроить девку и прислать новую.
Таким образом адмирал женил и Никандра и кучера Якова. Никандр именно с тех пор, говорят, и сделался мрачным, и когда года через четыре овдовел, потеряв перед тем двух детей, адмиральских крестников, то не обнаружил особенного горя от этих потерь и, как огня, боялся новой женитьбы по распоряжению барина. По счастью для Никандра, адмирал более не сватал своего камердинера.
Одна из таких жертв адмиральского каприза сделалась даже настоящей фавориткой влюбившегося в нее адмирала. Он нанял для нее квартиру в отдаленной Матросской слободке, отделал квартиру не без роскоши и, накупив для своей фаворитки белья и платьев, переселил ее в устроенный им "приют любви", приставив к ней старую женщину, исполнявшую обязанности прислуги и в то же время аргуса. Нечего и говорить, что фаворитке строго запрещалось выходить куда-нибудь одной и принимать кого-нибудь. ... совершенно неожиданно фавор Макриды окончился и притом весьма для нее трагически.
tanda_mif_chgk
1 фев, 2012 16:22 (UTC)
XVII
Однажды адмирал, вернувшийся с эскадрой на рейд поздно вечером, съехал на берег и отправился пешком в слободку.
Был двенадцатый час ... увидал при нежном свете предательницы луны стройную фигуру поспешно удаляющегося знакомого молодого мичмана, на ходу натягивающего сюртук.
Адмирал молча заскрежетал зубами в бессильной ярости, видя, как молодой мичман перелез через ограду садика и был таков.
Повернув голову, он увидал в дверях Макриду в одной рубашке, с обнаженной грудью и распущенными роскошными волосами, спускавшимися до колен. Со свечой в руках, освещавшей ее красивое, бледное как смерть лицо, она глядела с безмолвным ужасом на грозного адмирала. Адмирал отвел от нее взгляд, и плечи его вздрагивали. Он молчал, и это молчание обдавало смертельным холодом несчастную девушку. И она в каком-то отчаянии опустилась на колени, с мольбой сложив свои обнаженные белые руки.
... Уже с утра Макрида была заперта в сарае, одетая в затрапезное платье. Чудные волосы ее были, по приказанию адмирала, острижены.
В одиннадцать часов вечера адмирал вместе с двумя боцманами удалился в конюшню, куда привели и Макриду. Двери были наглухо затворены, но, несмотря на это, оттуда раздавались раздирающие душу крики и стоны. Потом все затихло. Адмиральша, потрясенная, теперь жалела несчастную Макриду. Полумертвую, ее ночью отнесли в слободку и через две недели отправили, еще не совсем оправившуюся, в деревню, где она впоследствии спилась и через несколько лет умерла.
Дочь Макриды, слишком похожая на адмирала, была помещена на воспитание и затем отдана в пансион в Петербурге. Адмирал любил свою, как он называл, "воспитанницу", часто навещал ее, и она изредка, по воскресеньям, приходила в ветлугинский дом на короткое время. И добрая адмиральша ласкала эту девочку, наделяла ее лакомствами и нередко плакала, вспоминая свои обиды и жалея бедную "батардку", как адмиральша про себя называла девочку. Когда эта девочка шестнадцати лет умерла, - адмиральша искренне ее оплакивала и была вместе с мужем на ее похоронах."
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanda_mif_chgk - 1 фев, 2012 16:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanda_mif_chgk - 1 фев, 2012 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanda_mif_chgk - 1 фев, 2012 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 фев, 2012 15:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 5 май, 2015 05:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bantaputu - 1 фев, 2012 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fvl1_01 - 2 фев, 2012 08:15 (UTC) - Развернуть
z_z_zanuda
1 фев, 2012 16:34 (UTC)
/того сечь розгами по 5 000 нещадно/
Чего????
Сие означает 5000 ударов розгой, или я чего-то не понимаю?
lena_malaa
1 фев, 2012 16:35 (UTC)
ну я тоже так поняла, хотя представить это не могу. Никак.
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 16:48 (UTC) - Развернуть
ещё не легче - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 16:44 (UTC) - Развернуть
Чего???? - shmuel_leyba - 1 фев, 2012 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fvl1_01 - 2 фев, 2012 08:16 (UTC) - Развернуть
pioneer83
1 фев, 2012 17:03 (UTC)
Слушай каторжник, так он сказал,
Одному лишь тебе поверю я
Там в ковыльных просторах ревёт гроза
От которой дрожжит вся империя.

lena_malaa
1 фев, 2012 17:21 (UTC)
Борь, ты знаешь, чем меня поддержать.
karamergen
1 фев, 2012 17:12 (UTC)
Как уже в комментах сказано (я только хочу особо упомянуть) - большинство из тех, кто страдает по "потерянной России" отчего-то считают, что именно они были бы при царе-батюшке хозяевами. С большим количеством холопов, слуг, подчиненных и так далее. С огромными поместьями и дворцами.
У них, отчего-то, не хватает воображения представит, что именно они были бы в холопьях, в слугах, в рабах. П той простой причине, что психология-то у них - чисто рабская... Оттого и тянется к занюханному и плесневелому прошлому. Не прошлому великих свершений, не к прошлому Кулибиных, Менделеевых, Сеченовых, Зясядьков, Ползуновых, к прошлому дорогих кокоток, вечнопьяных мотов-офицеров, бездарных чиновников-казнокрадов, дворцовых интриг и крепостных, меняемых на борзых щенков.
За текст - спасибо!
lena_malaa
1 фев, 2012 17:29 (UTC)
не за что, спасибо за теплые слова :)

насчет духовного рабства согласна.
flavorchemist
1 фев, 2012 17:14 (UTC)
Старое доброе прошлое.
Прекрасно, спасибо.
lena_malaa
1 фев, 2012 17:23 (UTC)
Спасибо за спасибо :)

Дадада, Россия, которую мы потеряли.
basiliobasilid
1 фев, 2012 17:22 (UTC)
Лена, солнце, запости на ру_хистори.
Страсть как хочется невинных развлечений в виде чтения белодельских глупостей. А то там тоска смертная...
lena_malaa
1 фев, 2012 17:24 (UTC)
Сейчас попробую, я там ничего не постила еще.
uldorthecursed
1 фев, 2012 17:27 (UTC)
Однако ж это конкретно первые годы правления матушки-Екатерины, гуманной, свободомыслящей и прогрессивной... Вольтер и все такое Иван Антонович, княжна Тараканова
z_z_zanuda
1 фев, 2012 17:54 (UTC)
КМК, если бы гуманная, свободомыслящая и прогрессивная матушка-Екатерина пошла бы против дворянской системы, она бы немножко скончалась от апоплексического удара или же геморроидальной колики.
(без темы) - uldorthecursed - 1 фев, 2012 18:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanda_mif_chgk - 1 фев, 2012 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 18:07 (UTC) - Развернуть
partizan_1812
1 фев, 2012 17:50 (UTC)
Я не очень хорошо знаком с теми, которых Вы называете "белодельцами", но мне не кажется, что большинство из тех, кто считает, что в 1917 году со страной произошла катастрофа, скучает по крепостному праву - институту ужасному, бесчеловечному, развратившему и крепостных, и их владельцев, и подложившему бомбу в поезд русской истории.

Все же в 1917 году страна была не крепостная, а пытавшаяся ликвидировать последствия этой ужасной аварии - крепостничества. К сожалению, целый ряд проблем, в том числе и связанных с крепостническим прошлым, помешал вовремя закрыть эту страницу истории.

Кстати, и крестьянские проблемы 1917 года не были [b]прямо[/b] связаны с крепостным правом. Главными проблемами крестьянства (ИМХО!) было безземелье (но немногих оставшихся к тому времени помещичьих земель не хватило бы, чтобы ее решить; помогло бы только освоение Сибири) и правовой нигилизм (в значительной степени это наследие крепостного права, но также и национальная народная черта).
lena_malaa
1 фев, 2012 18:02 (UTC)
отче, это реалии нашего жж :)

Понимаете, у нас многие люди считают, что все в РИ было прекрасно, причем все и всё. Разубедить их сложно, ну вот если только такими примерами. Есть люди, которые считают, что все, что было, было во благо. И описываемые мной нюансы крепостного права были тоже во благо конкретных избитых и изнасилованных крепостных.

Ну вот как-то так.
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 18:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 19:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 19:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 19:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 19:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 19:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 20:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 фев, 2012 03:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 2 фев, 2012 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 20:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 20:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 20:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - corvuscorax1988 - 7 фев, 2012 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 19:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 20:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uldorthecursed - 1 фев, 2012 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 1 фев, 2012 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanda_mif_chgk - 1 фев, 2012 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 1 фев, 2012 18:31 (UTC) - Развернуть
z_z_zanuda
1 фев, 2012 17:59 (UTC)
Вот кстати о прекраснодушном Александре Первом.
Он поначалу всерьёз собирался предпринять меры к ограничению и возможному облегчению крепостного права. И Его Величеству очень не нравились объявления в газетах о продаже людей. Он изъявил своё недовольство и объявления "продаётся такой-то" печатать перестали. Стали печатать "отдаётся в услужение".
lena_malaa
1 фев, 2012 18:09 (UTC)
Про первое в курсе, а вот про "отдается в услужение" не знала. Спасибо :)
morus2
1 фев, 2012 18:08 (UTC)
...с позиций современных реалий рассуждать на эту тему довольно...трудно:)
Одно могу сказать: -крепостное право не помешало многим крепостным стать МИЛЛИОНЩИКАМИ (миллиардерами, по новому), выкупиться и прочее...
...а некоторые даже не выкупались
Но обольшинству было проще воровать барский лес, на пропой, плевать в барский суп и так далее, по накатаному поведенческому стереотипу....
Что показательно: -ненависть у "накипевших" к своим, но "кулакам", была посильнее классовой - к "голубокостным булкоедам"...
.....не всё в накипь упирается, как мне кажется.
..прям весь в крошках сижу:)))
uldorthecursed
1 фев, 2012 18:17 (UTC)
> крепостное право не помешало многим крепостным стать МИЛЛИОНЩИКАМИ

Многим -- это скольким конкретно?
(без темы) - morus2 - 1 фев, 2012 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uldorthecursed - 1 фев, 2012 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morus2 - 1 фев, 2012 22:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pioneer83 - 1 фев, 2012 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morus2 - 1 фев, 2012 18:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pioneer83 - 1 фев, 2012 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morus2 - 1 фев, 2012 22:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ross_grifon - 7 фев, 2012 13:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morus2 - 1 фев, 2012 18:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - beth4ever - 4 фев, 2012 11:51 (UTC) - Развернуть
tb_o_ntb
1 фев, 2012 19:15 (UTC)
как сильно нам повезло родиться столетиями позже.

но все-таки жестокое обращение с рабами (прошу прощения за терминологию) - не чисто русская забава. в той же Британии массы так и не созрели на революцию после огораживания. хотя, может там монархия крепче была.
lena_malaa
1 фев, 2012 19:18 (UTC)
вот если рассматривать ситуацию в сравнении, то у нас было конечно лучше, чем в той же Англии жить крестьянам. Но у нас апологеты России, которую мы потеряли, обожествляют прошлое - вот и не хочется смотреть в сравнении.
(без темы) - tb_o_ntb - 1 фев, 2012 20:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maina_woopka - 7 фев, 2012 06:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 фев, 2012 14:37 (UTC) - Развернуть
kettenkrad
1 фев, 2012 19:23 (UTC)
*Осторожно выглядывая из окопа* БЪлодЪльцы еще не прискакали? Ковровое булкометание еще не хрустит по площадям?
lena_malaa
1 фев, 2012 19:25 (UTC)
оно идет в ру_хистори, куда я перепостила, предварительно убрав особо дискуссионные высказывания :)
http://ru-history.livejournal.com/3322860.html
(без темы) - kettenkrad - 1 фев, 2012 19:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kettenkrad - 1 фев, 2012 19:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 фев, 2012 19:41 (UTC) - Развернуть
Страница 2 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 263 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko