?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Протоантоненки 19 века


Листая старую тетрадь расстрелянного генерала воспоминания О.А. Пржецлавского (первая треть 19 века), я наткнулась на историю, которая показала, что все повторяется и нет ничего нового под луной. У Доктора SS и прочих наших любителей странных способов лечения были предки, и предки были тоже с фантазией.

В Петербурге разнесся слух о какой-то Турчаниновой. Рассказывали, что она излечивает всякие телесные недостатки без других ортопедических приборов, кроме досок, лестниц и деревянных молотков, и их употребляет по указанию самих больных, которых для этого магнетизирует глазами. В дальней Коломне в деревянном доме, она устроила род лазарета, где у нее жили и были пользуемы десятки горбатых, кривобоких, кривоногих и т.п. детей обоего пола.
Генерал-штаб доктор гражданской части, С.Ф. Гаевский докладывал министру, что как г-жа Турчанинова не имеет ни права, ни законного дозволения лечить, то следует заведение ее закрыть или, по крайней мере, строго освидетельствовать. Министр не верил дошедшим до него слухам о магическом лечении, но не решался на какую-нибудь крутую меру наиболее потому, что Турчаниновой вполне верил и покровительствовал всеми уважаемый, достойный член государственного совета, адмирал Мордвинов. Но так как Гаевский настаивал, то Василий Сергеевич сказал: "погодите, Семен Федорович, распоряжаться, для этого будет время. А вот я сам посмотрю, не официально, а как частное лицо и дам вам отчет. Сеансы у нее почти публичны, начинаются в 12 часов, теперь самое время".
Он велел подать карету и пригласил меня ехать с ним, сказав: "я хочу узнать твои впечатления; только прошу, не увлекайся своими учеными предубеждениями против всего, что ненаучно". Я обещал, что буду судить по совести, как английский присяжный в уголовном деле.

Мы приехали; пройдя первую комнату, где стояли и лежали разные деревянные инструменты, мы вошли в большую залу, где практиковалось лечение. Ланской сказал свое имя, отрекомендовался как приятель Мордвинова и представил меня.
Турчанинова приняла нас свысока. Она была женщина лет около сорока, сильная брюнетка, с некрасивым суровым лицом. И выражение это, и приемы и все в ее наружности видимо рассчитано было на эффект.
Она сидела одна на красном диване прямая и неподвижная, на ней было черное шерстяное платье, на голове красная шапочка, из-под которой густые и длинные волосы, черные как смоль, были распущены по плечам. Большие, черные, блестящие ее глаза подтверждали некоторым образом молву об их магнетической силе.
Она усадила Василия Сергеевича в кресло подле себя, я уселся в почтительном отдалении. Кроме нас были в комнате три или четыре дамы, вероятно матери больных детей, и какой-то господин.

Представление началось. В открывшуюся дверь смежной комнаты вошел горбатенький мальчик и подошел прямо к волшебнице. Она, взяв его за руки, велела открыть глаза и устремила на них свой пристальный взор. После двух-трех минут спросила: "что сегодня?" Мальчик отвечал: "двенадцать".
Турчанинова позвонила, вошел человек, род лакея, с деревянным молотом и отсчитал бедному мальчику дюжину довольно полновесных по горбу ударов, которые, как казалось, не только не причиняли боли, а напротив доставили ребенку приятное ощущение.
За мальчиком вошла девочка с кривой ногой и после магнитизирования глазами, велела вытягивать и выпрямлять себе ногу.
Наконец принесли на доске маленького четырех или пятилетнего барона Дризена. Этот ребенок был совсем без костей, спиной он лежал на доске, а его ручки и ножки висели по обе стороны и болтались как тряпки. По вдохновению глаз Турчаниновой он велел себя подкидывать на доске. После нескольких минут волшебница спросила: "что ты сейчас чувствуешь?" Мальчик подумал немного, потом, как бы припомнив, торопливо сказал: "спинная кость расправляется". Эта фраза, произнесенная ребенком, была таким явно заученным уроком, что министр посмотрел на меня с улыбкой, он тут же встал и простился. В карете он сказал: "Какая комедия! не-правда ли? да и плохо разыгранная. Скажу Раевскому, пусть делает как знает".
Вскоре потом заведение Турчаниновой было закрыто и она сама переехала в Москву.
Русская старина 1874
Знаменитая, между прочим, была тетка. Ей восхищался и интересовался сам А.С. Пушкин.

И в качестве десерта прекрасный исторический анекдот о том, до чего докатились в конце 19 века трансовые (или как их тогда называли "спиритические") прорицания и исцеления.

"В последнее время, - писала газета "Киевлянин" в 1894 году, - спиритизм стал чем-то вроде мелкого промысла, дающего возможность добывать легким путем хлеб среди суеверного простого народа". Газета рассказывает о случае задержания спирита, характерном для тех лет. Задержанным оказался отставной поручик Авраам Литвинов, распространявший печатные объявления следующего содержания:

"Спиритическое разрешение разных жизненных вопросов, подача добрых советов, объяснение человеческой судьбы. Имею одобрительные отзывы. Прием с 1 ч. до 6 ч. вечера. Могут просить и на дом. Спиритическое сообщение неба. Спирит А. И. Литвинов. - Ближняя Слободка, д. Видева. От пристани влево по валу".
Со спирита, получающего "сообщения с неба", была взята полицией подписка о прекращении сеансов и установлен за ним строгий надзор, вследствие чего спирит оставил избранное им у пристани место и переселился в город".(с)

Comments

lena_malaa
27 сент, 2011 16:28 (UTC)
это признание :)

Если серьезно, то спасибо за рассказы. Надо действительно жечь каленым огнем сатиры то, что нельзя выжечь простым огнем. Ты сам понимаешь по себе, обычно люди плохо представляют то, что прячется за свободой совести и свободой слова.
z_z_zanuda
27 сент, 2011 16:31 (UTC)
Эх, у нас религиоведения нет. Там бы я развернулся...
lena_malaa
27 сент, 2011 16:37 (UTC)
Боюсь представить :)

Мир религий сложен и очень необычен. Он не терпит "в сортах говн не разбираюсь" и схематичности в мышлении. Он удивителен тем, что часто религиозные феномены дублируют друг друга через океаны и века. Не ты понимаешь, это действительно очень увлекает.
z_z_zanuda
27 сент, 2011 16:43 (UTC)
Ну да. Ничего, философия нам полможет.

Положу МПХ на "классическую немецкую философию" (т.к. в ней сам не разбираюсь ВООБЩЕ) и займёмся изучением философии религии.
lena_malaa
27 сент, 2011 16:48 (UTC)
будешь меня учить. Меня хватает только на историю религий, и то весьма узкой их части, которая так или иначе связана или с христианством, или с Европой.
z_z_zanuda
27 сент, 2011 16:52 (UTC)
Мне учить ТЕБЯ???
Издеваешься? Просто у меня контингент - фактически ПТУшники, хоть это и называется колледжем. Им много не надо.

Лен, глянь мой последний воспоминательный пост и скажи своё умное слово.
z_z_zanuda
29 сент, 2011 13:25 (UTC)
Поправка. Не ПТУшники, всё-таки.

Есть у меня две категории подопечных - СПО (среднее профессиональное образование) и НПО (начальное профессиональное образование). Первые - ребята нормальные. Они и слушают. Вторые - ПТУшники в плохом смысле этого слова. Не все, конечно.
pioneer83
27 сент, 2011 19:28 (UTC)
Увы, вынужден не согласится.
Везде проглядывают одни и те же признаки, поэтому без системного подхода тут не обойтись. Квадратно-гнездовой способ мышления всегда самый правильный и эффективный. Это следствие того, что нелогичных вещей и явлений в природе не существует.
lena_malaa
27 сент, 2011 19:55 (UTC)
Дорогой, ты не прав. Инженерия не лучшая основа для рассуждений о вере.
pioneer83
29 сент, 2011 16:09 (UTC)
Инженерия -основа всего.
Так говорит бог-машина. Склонитесь неверные!!!! Или пойдёте на смазку!
))))

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko