lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Categories:

Тульская космогония - не встречала ничего прекраснее

  
Мы все устали. Великий Пост удался, и на скандалы, интриги, расследования как-то наложились другие проблемы. Поэтому я сейчас хочу достать из загашника старый набросок картины ушедшего мира и порадовать своих близких. Там все было так красиво, так невинно, космогония была так прекрасна и так чиста, что я просто не знаю, что может быть лучше.


1. Небо

  Представление наших крестьян о небе различно. Одни говорят, что небо состоит из "ничего, одно слово Божие". Нет, возражают другие: небо состоит из воздуха, перемешанного с дымом. Третьи толкуют, что небо состоит их хрустального вещества и выкрашено синею краской, оттого оно и кажется синим. Небо похоже на огромную хрустальную чашу, которая, будучи опрокинута вверх дном, своими краями опирается на землю. Значит, небо своими краями сходится с землей.
  На самом деле, это так и есть. Когда-то русские бились с татарами и одержали над ними победу. Татары бежали. Русские гнались за ними и догнали до самого края света, где небо с землей сходятся. Страх напал на русских, что они нашли конец света; им уже некуда было гнаться за татарами, и они вернулись назад. Надо полагать, что и на краю света есть люди, ведь русские же были, и там (шутливо говорят) "девки и бабы, когда пряжу отпрядут, на небо вместо полки прялки кладут."
  Многие из крестьян не верят, что небо своими краями опирается на землю. Они утверждают, что татары от русских ушли в море, а русские были только на краю суши и вернулись.
Небо не опирается на землю, а обхватывает ее кругом, сверху и снизу, и держится на трех столбах, а столбы те находятся в раю, где жили первые люди. Здесь и начало неба, а конца не находят. Да и нет его, потому что наша земля плоска, как стол и кругла как блин. А есть ли у круга концы? - их нет. Если и считают началом неба рай, то вот почему: отсюда Господь стал творить все видимое и невидимое, отсюда и ход на небо. Рай, где жили первые люди, от нас очень далеко, значит и начало неба также далеко. Считают его за старым Иерусалимом, по направлению млечного пути - Божьей дороги, в расстоянии трехсот миллионов верст. На небе есть все, что и на земле, и там присутствует сам Господь. Высота небесная для простого человека неизъяснима. Говорят, что первое небо выше облаков настолько, насколько облака поднимаются от земли. Небо не одно, а семь небес, и на них живут люди разной веры, только на седьмом находится сам Бог со престолом и ангелами. Под нами есть небо, и под землей живут люди. Это видели некоторые благочестивые люди, когда им небо открывалось. Тогда и видели на небе великое сияние. Большое открытие неба было при крещении И.Христа (так в тексте)
  Иногда небо открывается во время грозы, и тогда на нем видна бывает огненная колесница, и выше его, вдали, виднеется синева второго неба. В это время открывает и закрывает небо по словам одних, пророк Илья со святыми ангелами, а по словам других - св.апостол Петр и Павел. Не всякий человек может видеть небо открытым, а только святые и непорочные люди. Когда-то давно была гроза, и небо открылось. Тогда некоторые чистые душой старики и старухи видели в небе, как разъезжал на белом коне и разгонял нечистую силу какой-то старец. На небе же видели и дневной свет. Полагают, что старец этот никто иной, как пророк Божий Илия, а дневной свет, как самостоятельная сила, находится на небе.
  Что под землей есть люди, приводится рассказ об одном дьячке, который был там и видел людей.
-В одном месте когда-то в старину только что выстроенная церковь внезапно провалилась сквозь землю и образовала глубокую, почти бездонную яму, равную длиной и шириной этой церкви. Православный народ очень тужил о ней, но дьячок из прихода вызвался достать ее. Он посоветовал прихожанам купить хорошего большого вола, ободрать с него кожу и разрезать ее на ремни. Когда это было сделано, дьячок велел связать между собой ремни, привязать его самого к одному концу накрепко и опускать в яму. На дорогу с собой он взял гусли (он был гусляр), а когда его опускали, он все время играл на них. Наконец, видит дьячок, что у народа ремень весь вышел, и он висит над бездною. Всматривается вниз и видит - внизу под ним блестит крест провалившейся церкви. Вот он надвязывает от себя ремень кое-чем и благополучно спускается на крышу церкви. Сойдя с церковной крыши на землю, он начал играть на гуслях. Тамошний народ, услышав игру на гуслях, сбежался со всех сторон к дьячку и окружил его. Игра на гуслях народу очень понравилась, и они пожелали купить их у дьяка. А дьячок попросил за гусли провалившуюся церковь.
  Народ не соглашался отдать церковь: им жалко было расставаться с нею, так как они уже начали в колокола звонить и справлять в ней те же церковные службы, что и у нас служат, и просили дьячка только научить их играть. Дьячок выучил их играть и за гусли все-таки взял обратно церковь. Соскучилось дьячку под землей, и он стал просить их, чтобы они, отдав церковь, вывели его на поверхность земли, - и так он уже живет у них трое суток Они показали ему небольшую дорожку, по которой он может выйти из-под земли, и он действительно по этой дорожке вышел прямо к дверям своего дома. Тут же увидел и церковь - она стояла на своем прежнем месте. Спросил дьячок своих прихожан: сколько дней он пробыл в дороге? Ему отвечали: ровно три года. Дивился дьячок, что ему под землей три года показались за три дня.

2. Солнце.

  На небе находятся солнце, луна и звезды. Все это - творение Бога и повинуется Его святой воле. Смотря на солнце и луну, мы видим их светлыми кругами и больше ничего. Мы не можем знать их природу и видим их потому, что они со звездами и кометами одеты в сияние. Это их одежда, данная им Богом для небесного украшения.
  Солнце - женское лицо. Оно ездит днем по небу на диване, устроенном из звезд. Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами и алмазами. На ночь солнце уходит в свой дом. Дома у него есть мать, братья и сестры. Они сменяют солнце при обходе неба, так что сестры, братья и мать имеют такую же природу, как и само солнце. При восходе и закате солнце кажется краснее и больше от того, что оно приближается к земле, и потому лучше и краше видно его, а в полдень удаляется от земли, и от этого кажется меньше и бледнее. Солнце, как женское лицо, ночью ездить боится, поэтому ночью его сменяет брат - месяц. Солнце любит обходить небо днем, тогда ему веселее, и когда оно окончит свой путь, то придет ночевать ко двору, встретит там брата-месяца и скажет ему: "Ну, братец-месяц, ступай ты на свой черед; обходи небо и смотри на землю, кто там спит и кто нет, и мне скажи". Если ночью все люди спали и везде было смирно, то утром солнце взойдет радостное, веселое - и день будет хороший. Если же народ вел себя ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное - и днем будет плохая погода.
  Что солнце - женщина, именно девушка, единственная дочь матери, об этом передается такой рассказ.
-Один путник зашел далеко на запад, туда, где небо с землей сошлось, и там увидел дверь, в которую и постучался, прося себе ночлега. Через несколько времени дверь отворилась, на пороге показалась преклонных лет старушка со свечой в руке и неприветливо спросила путника:
"Кто тут? кого недобрая принесла?"
"Прикрой, бабушка, от темной ночи", говорит путник, еле переводя дух от усталости.
"Иди", отозвалась старуха.
Путник вошел в сени, а старуха захлопнула дверь и задвинула ее запоркой. Войдя в избу, путник заметил, что в избе никого не было, кроме одной старухи. Старуха собрала ему поужинать и тотчас после ужина уложила его спать в отдельную каморку, не расспрашивая его, кто он такой, откуда и куда идет. Путника это удивляло. Не успел он заснуть, как слышит, что в избу кто-то вошел. Он слышит разговор старухи с вошедшим, и вдруг ему сделалось не только тепло, но даже жарко. Путнику захотелось видеть, с кем это старуха беседует, да еще так любовно, радостно, а выйти из-за перегородки не смеет. Он отыскивает в стене дырочку, чтобы посмотреть, но через дырочку ничего не видно. Только слышит голос старухи:
"Садись, мое дитятко! Небось, моя дочка, уморилась?"
"Нет, нет, моя матушка!" зазвучал молодой девичий голос.
У путника сильнее разжигается желание видеть, с кем это старуха говорит, и он находит в стене щель. Взглянул он в щель и увидел садившуюся на стул девушку неописуемой красоты. Путника поразила такая красота девицы. Смотря в щель, он еще более удивлялся черезчур яркому свету в избе и сильной жаре, которую чувствовал. Он стал внимательнее глядеть через щель во все стороны избы и увидел, что старуха вешала что-то на крючок, вколоченный в стену. Это была прекрасная одежда девушки: она блестела, горела как огонь, и была очень ясна. Путник не мог оторвать глаз, все глядел то на одежду, повешенную на крючок, то на красавицу-девицу. У девицы были соразмерной величины крылья, она сидела на стуле за столом и просила у матери есть.
"Ну, матушка", говорила она, "дай мне чего-нибудь поесть!"
Старушка захлопотала. Скоро на столе появились разные яства, и начался ужин красавицы, который продолжался недолго. После ужина, помолившись Богу, красавица стала ложиться спать. Легла она на диван и попросила свою мать прикрыть одежду ее простыней. Как скоро старуха исполнила просьбу дочери, покрыла ей одеяние простынкой, в избе настала темнота и тишина. Пришла ночь. Все спали. Путник отвернулся от стены и тотчас заснул.
На другой день поутру он проснулся рано, старуха с дочкой еще спали. Старуха проснулась первая и, умывшись, помолившись Богу, сказала дочери:
"Вставай, мое дитятко, и принимайся за свою должность!"
Перекрестясь, девушка тотчас вскочила с дивана, умылась, помолилась Богу и села завтракать, так как на столе уже был приготовлен матерью завтрак. После завтрака девушка надела свое платье - и опять заблестело в избе, как вчера вечером.
"Прощай, матушка!" сказала красавица матери, выходя из избы.
"Прощай, мое дитятко, Солнышко ясное, распрекрасное! Счастливый путь!"
"Покорно благодарю, матушка!" было ответом красавицы и она улетела из избы.
Старуха подошла к дверям каморки, где путник спал, и сказала: "Вставай, дедушка, да неси тебя Господь, куда тебе надо!"
Путник поднялся, поблагодарил старуху за ночлег и пошел своей дорогой.

  Другие уверяют, что солнце на ночлег свой уходит за дремучие леса и высокие горы. Оно не летает, а ездит на огненном коне. У него есть несколько сестер, которые такие же солнца и при объезде неба сменяют друг друга поочередно. Свет и теплота происходят от огненного коня.
Причину красноты солнца утром и вечером объясняют еще тем, что лицо девицы-солнца поутру краснеет от умывания, а вечером разгорается от усталости.

3. Месяц.

  Месяц - родной брат солнца. Он живет в одном доме с сестрой и на ночь сменяет ее. Ночью обходить небо труднее: боязно и невесело, вместо дневного света стоит ночная темнота, и солнце как девушка не обходит небо, а сменяет его месяц. Он, как мужчина, в темноте меньше боится, и потому лучше может осмотреть все на земле и дать всему лучший порядок.
  Некоторые полагают, что месяц солнцу не кровная родня. Месяц так не разгорается, как солнце: он светлее солнца, но не краше его. У месяца свой особый дом, где, кроме него, живут мать и брат. Это отпечатывается и на самом месяце: на нем видно два человека, два родных брата. А что солнце светит днем, а месяц - Ночью, так это так указано Господом (информация из Кукуевки).
  Старухинцы толкуют о луне, что она такая же земля, как и наша, только меньше ея. На ней есть все, что и на земле, и живут люди разных языков. А вот в Протасово утверждают, что на месяце-луне нет людей разных языков, а на нем живут два кузнеца и куют они там звезды для неба. Было время, что месяц-луна сходил на землю, и "по нем тогда куры ходили, звезды клевали".

4. Звезды, созвездия, млечный путь.

  Звезды - это золотые гвозди в хрустальном своде неба. Звезды - очи Божии. Бог всеведущ, и потому, чтобы и ночью видеть, Он повелевает гореть звездам и наблюдает за всем миром. Звезды - ангельские окошечки. Оттуда ангелы наблюдают ночью за поднебесным миром и укрощают злых духов в их вольности. Звезды - это свечи Божией Матери. С вечера их зажигают, а к утру тушат.

- Жил с женой бедный крестьянин. У них было много детей. Последнего сына они звали "несчастным мальчиком". Прозвание такое он получил оттого, что после рождения некому было ввести его в христианскую веру. Пошел-было бедный мужик к соседям звать их крестить мальчика, - никто нейдет, все отказались. С горем он отправился искать кума и куму на дорогу, чтобы первых встречных пригласить в восприемники своему сыну. Ему не пришлось долго ждать встречных. Вскоре он встретил мужчину и стал его приглашать в кумовья. Мужчина согласился. Немного погодя он встретил женщину и ее начал просить быть крестной матерью его новорожденному сыну. Та тоже согласилась.
Пришли званые кум и кума к мужику, взяли несчастного мальчика и отправились в церковь крестить его. Справили крестины, вернулись обратно и сели за стол к бедному куму. Просят его, чтобы он угостил их пирогами да лепешками, да и водочки поднес. Бедняк извиняется, что у него ничего нет, чем бы угостить дорогих ему гостей.
"Хоть зарежьте, батюшка куманек и матушка кума, а у меня ничего нет! Нет ни пирогов, ни лепешек, ни вина."
А кум и говорит бедняку: "Не скупись, кум! Пойди, погляди там, где кладешь".
"Знаю, что нет ничего! Но кума уважу - пойду, погляжу".
Идет туда, куда прежде вино клал, и смотрит, да как ахнет: там он нашел и вино, и мясо, и всякие явства. Кум с кумою сидят за столом, смотрят на бедняка и говорят: "Вот наш кум говорил, что у него нет ничего, а все нашлось".
"Батюшка, куманек! ничего я не знал, но видно Бог дал".
"Ну, кум, давай мягкого пирожка закусить", опять говорят кум с кумою.
"Пирогов у меня также нет", отвечает бедняк.
"Не скупись, кум. Погляди в коник".Бедняк поглядел в коник и увидел, что он полнехонек пирогами и лепешками.
После угощения проводил он их в путь дорогу и при расставании распрощался. Кума пригласила его к себе в гости. Бедняк спросил ее: "где же я буду искать тебя, кума?"
"Да прямо иди по этой дорожке и дойдешь до меня".
Бедняк послушался слов кумы и через несколько времени пошел к ней в гости. Указанная дорожка привела его к куме, и она приняла его, угостила как следует, а потом и говорит: "Поди-ка, кум, я покажу тебе комнату", и введа его в нее. А в комнате той горело премногое количество свечей. Одни свечи горели, другие зажигались, а третьи догорали и гасли. Кума и говорит:
"Эти свечи, кум, у меня для каждого человека. Что одни свечи горят - это люди живут, что зажигаются свечи - это люди нарождаются, а что догорают и гаснут свечи - это люди умирают."
"И моя свеча тут есть, кума?" спрашивает бедняк.
"И твоя тут есть, кум".
Посмотрел бедняк на свою свечу и видит, что она догорает, и спрашивает: "Значит, я скоро умру, кума?" - "Да, скоро".
Бедняк заторопился домой, потому что ему скоро придется умереть, - его свеча догорала. Пришел он домой и говорит жене: "Я скоро умру, свеча моя догорает". Обрядили его и положили умирать под святые, а он не умирает. Полежал под святыми несколько дней, да и говорит "должно быть, я не скоро умру", и встал. Прожил он после этого еще три года.
Кум с кумою у него были непростые: Сама Божия Матерь с Николаем Чудотворцем. (Протасово).

  Днем не видать звезд от солнечных лучей: солнечные лучи затмевают своим блеском блеск звезд. Звезды сотворены в 4й день творения и остаются на одном месте до сих пор. (Старухино).
  Созвездие Большой Медведицы называется колесницей царя Давида. На этой колеснице души умерших праведных, после поклонения Богу и Его Святому престолу со ангелами, отвозятся в рай, а он находится на Сионской горе в Старом Иерусалиме, во дворце царя Давида. Там блаженствует очень много праведных душ, так много, как мух, что бывает иногда летом в наших избах. Созвездие Ориона называют "осиянием". Созвездие Плеяды называют виссажарами. Виссажары явились на небе с того времени, как замучили сорок братьев за Христову веру. (Протасово). Виссажары или стожары - это канун Божией Матери (Ползиково).

  Звезды падают с неба от скопления жаркого воздуха и от сильного мороза. (Чапкино). Не от мороза или скопления жаркого воздуха падают звезды, а падением своим они знаменуют смерть, либо нарождение нового человека. У каждого человека в нашем мире есть звезда. Если чья звезда упадет, тот человек и умрет. При рождении нового человека звезда его перемещается и так быстро, что усмотреть нельзя, и потому это перемещение также называют падением. В июле и августе падает много звезд вследствие того, что в эти два месяца больше всего умирает или родится народу. Есть поверье, что если во время падения звезды пожелаешь что-нибудь себе, то сбудется. Падением звезды объясняют и происхождение млечного пути.

  Раз ночью шел солдат и увидел падающую звезду. Он сказал: "хоть бы чорт явился". Тотчас черт предстал пред ним и спрашивает: "Что тебе нужно?" Солдат говорит: "чтоб хрустальный мост был от этого места до Червонного Королевства и спускался бы там ко дворцу короля; ты бы меня в одну ночь по этому дворцу провел к королю, и я бы там мог жениться на его дочери, прекрасной королевне". В одну ночь черт сделал все: и хрустальный мост, и солдата провел к Червонному королю, а он там женился на королевской дочери. Богу не угоден был хрустальный мост, и Он велел своим ангелам поднять его на небо. С тех пор он остался навсегда на небе и называется млечным путем (Ползиково).

  Млечный путь указывает дорогу в Киев и Иерусалим. Этот же путь указывал дорогу и Моисею, когда он вел евреев из Египта в обетованную землю. Млечный путь сам служит дорогою в рай умершим праведным душам. Светлая полоса его - это следы праведных душ, затянутые световым сиянием и облачками. Души идут к Богу этим путем в сороковой день после своей смерти. Объясняют блеск млечного пути еще тем, что по нему каждодневно проходит солнце и оставляет за собою белую дорогу. Рассказывают также, что в старину ходила по небу языческая богиня и разлила молоко, отчего этот путь называют млечным. Один старик рассказал, что этот путь сделан из фасонных досок (паркета), чтобы праведникам приятнее было идти в рай. В каждую заутреню Светлого Воскресения, когда праведники восстают из гробов, млечный путь спускается на землю и открывает им дорогу в царство Божие.

5. Кометы.

  Кометы являются на небе. Их посылает пророк Илия для возвещения людям войны или голода (Хмелинки). Возвещают они не только войну или голод, но и всякую казнь за грехи людей. Кометы сливаются из звезд и могут зажечь дом, деревню, город и даже самую землю (Протасово). Старухинцы не признают, что кометы могут что-либо зажечь.
  Иногда кометы сходят на землю и являются мужчинами, стариками и другими одушевленными и неодушивленными предметами. Эти мужчины и старики всегда возвещают тем, кому они явятся, какую-либо тяжелую напасть (Чапкино).

  Не комета ли или простое диво - случай, происшедший осенью в 1891 году? Одна женщина родила девочку. Через три дня понесли ее крестить. Приносят в церковь и просят священника окрестить ее, а она превращается в рыбу. Священник отказывается крестить рыбу, и родные возвращаются домой с рыбой.
  Дома рыба обратилась в девочку. Во второй раз несут крестить девочку, а она в церкви опять обратилась, только не рыбой, а свечой. Священник вторично отказывается крестить: свечу не крестят. Родные со свечой возвращаются домой, а свеча дома сделалась девочкой.
В третий раз несут в церковь крестить девочку, и девочка там превращается в хлеб. С большим удивлением священник говорит: "рыбу и свечу я не мог крестить, а хлеб окрещу", и начал крестить. Хлеб тотчас обратился в девочку, которая тут же и сказала: "Если бы вы меня рыбой окрестили, то в будущий год перемер бы весь народ; если бы свечой - вся Россия выгорела бы от огня, а так как вы окрестили меня хлебом - то на будущий год будет хороший урожай хлеба". Этот рассказ упорно держался между крестьянами целую зиму и получен был ими с железной дороги.

6 Радуга.

  Радуга - живое существо: она пьет воду по повелению Божию из морей, и из этой воды потом образуются тучи, из которых падает дождь. Если бы не было радуги, то не было бы на небе и воды. Посылает радугу пророк Илия сказать людям, что дождь больше не будет; потому что она внезапно появляется и, когда напьется, тоже внезапно пропадает. До всемирного потопа радуга была одноцветная, а после него стала разноцветной. Это служит знамением, что больше потопа не будет.
  Представляют радугу и мостом, по которому Божии ангелы восходят от земли на небо с душами праведников и нисходят на землю для возвещения праведным людям воли Божией. Этот мост-радуга опирается своими концами в земные колодцы с водой, из которых семью разноцветными трубками вбирает воду и проводит на небо. Рассказывают, что у концов радуги около колодцев находятся большие клады. Разные цвета радуги объясняют освещением ее двумя светами - дневным светом и солнечным.

7. Северное сияние.


  Северное сияние будто бы происходит от морозов, но это неправда. Северное сияние - это борьба или война злых или добрых духов. Обе стороны для борьбы между собой сходятся с такой быстротой, что из-под ног их показывается "полый огонь" (пламя). Огонь этот, вырвавшись из-под ног, стремится вверх наподобие столба. Вот почему северное сияние и играет столбами.
Северное сияние не предвещает несчастия (Протасово), но единичные заявления некоторых лиц (Хмелинки, Чапкино, Кукуевки) видят в них знамение войны между государствами, или холеры, или какого-нибудь другого несчастия, так что на многих почтенных стариков оно наводит раздухье, уныние и страх.
  Если северное сияние сильно разыграется, то не нужно беспокоить его шумом и стуком. Пусть оно играет и само собою прекращается, так как оно предвещает хороший урожай. Чтобы не израло северное сияние целый год, нужно на Петров день целую ночь, вплоть до игры солнышка, стучать в сковороды, заслонки и косы, разъезжать верхом на кочерге и помеле бабам, девкам и молодым парням, и таким образом здорово напугать злых духов.

(Продолжение следует)

  Все так прекрасно, так необычно, что я не смогла поставить привычный тэг "язычество/двоеврерие". Рука не повернулась.

  Но хочу предупредить. Вся эта удивительная красота и поэтичность не отменяет того, что бОльшая часть первый темы про гинекологию и акушерство, от которой упало и не встало жж, была собрана именно в Тульской губернии.

Tags: Тульская губерния, российская империя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments