?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
   Замечательный френд poltora_bobra в пятницу решил развлечься над темой переименования названия профессий.

  Так вот, Лунтик был не первый в своей инициативе сделать милицию полицией. Я сейчас не имею в виду ситуации, когда законодательно вводятся новые слова или жизнь диктует свои условия. Не, речь именно о государственном сумасбродстве, помноженном на явное право приказывать и неистощимое лизоблюдство )))

Высочайшее повеление императора Павла 1797 года, разостланное13 февраля 1797 года, об изъятии из употребления некоторых слов и замене их другими

Слова отменяемые: В замен их повелено употреблять:
обозрение- осмотрение
врач- лекарь
выполнение- исполнение
пособие- помощь
преследование- посланный в погоню
сержант- унтер-офицер, хотя и прежде оставлен
общество- этого слова совсем не писать
граждане- жители или обыватели
отечество- государство
приверженность- привязанность или усердие
стража- караул
степень- класс
отряд- деташемент или команда
(«Русская старина»,1871 год, т. 3, стр. 531-532)
   Но этого Лунтеку века осьмнадцатого оказалось мало. Люди по прежнему писали так, как привыкли говорить, от чего император Павел впадал в плохо контроируемое буйство.

  "По словесному мне приказанию, его превосходительством господином тайным советником, сенатором и разных орденов кавалером Дмитрием Прокофьевичем Трощоинским и его сиятельством господином тайным советником сенатором и кавалером князь Павлом Петровичем Щербатовым "о неупотреблении слов в донесениях к государю императору", препровождаю при сем во 2-й департамент регистр к должному наблюдению.
Губернский прокурор Александр Зузин

№ 146, апреля 18 дня 1800 года
Реестр слов для замечения
Не употреблять: Писать:
Обозреть- Осмотреть
Выполнить- Исполнить
Степень- Класс
Пособие- Вспоможение
Стража- Караул
Отряд- Деташамент или команда
Общество- Собрание
Гражданин- Купец или мещанин
Именитый- гражданин Именитый купец или мещанин
1800 года апреля 19 дня по слушании сего предложения в палате, приказали: оное предложение иметь впредь для ведома и надлежащего по нем исполнения.
"Русская старина", 1872 год, том 6
  Мы тут все в курсе, что Лунтик Медведьевич воюет с лампочками, а Лунтик Первый запрещал носить фраки и круглые шляпы. Хотите знать, как предок реагировал на нарушение одежных запретов?

Именной указ, данный28 июля 1798 года генерал-прокурору князю Куракину

  Господин действительный тайный советник и генерал-прокурор князь Куракин. Из доклада, поднесенного нам от генерала-аудитора князя Шаховского по делу Апшеронского мушкатерскаго полка полковника Жукова, усмотрели мы развратные поступки Литовской губернии бржетскаго городничего Пирха, который, забыв все обязанности служения, противу узакониев наших публично ходил в круглой шляпе, во фраке и сею неблагопристойною одеждою ясно изображал развратное свое поведение; употребляя также казенных людей в свои домашние услуги, а потому, выкинув из службы онаго городничаго Пирха, велели мы просить прощение при разводе на коленях у полковника Жукова. Вы ж имеете себе наше повеление соделать гласным со всеми обстоятельствами развратности городничаго Пирха, дабы и все прочие таковаго буйства, наглости и пренебрежения должности своей позволять такого себе не дерзали.
   Правительствующий сенат приказали: о сем высочайшем е.и.в.повелении дать знать печатными указами всем губернским правлениям и прочим присутственным местам, а в святейший синод и в московские сената сообщить введеньи.
(«Русская старина»,1870 год, т. 2, стр. 521-522)
  Так вот. Может нам и правда стоит подумать над тем, чтобы ничего не делать, просто Лунтику бумаги составлять, заменяя нелюбимые им слова на любимые? И менты целы, и нанопрезидент сыт, и лампочки Ильича светят.

  А тем френдам, которым вся эта политика во где сидит, хочу подарить два смешных законодательных пустячка.

Указ царя и великогокнязя Алексея Михайловича, данный в1661 году 18 мая

   Учали на Москву и во всякие наши царя и великого князя град многие еретики и разные немецкие люди приходити и стали просить они нашея царския службы и мы, государь и великий князь всея России, собрали мы наши архиепископы, епископы, архимандриты и иереи на думу и положили мы о том с думными людьми их блядских детищ, еретиков и всяких немцев на воеводства не посылать и к воеводствам не определять, а быть им блядским детищам только в Москве и записыватися им по черной сотне, а в службу нашу царскую поступать ворам в ратную, и то по нужде.
   Дан в Москве, лета от Р.Х. 1661 мая в 18 день. На подлинном печать царская. Указ печатан церковною печатью с оговоркою «Дать только кому надлежит ведать и без нужды хоронить в тайне».
(«Русская старина»,1871 год, т. 3, стр. 393)
   Ее императорское величество Елисавета Петровна изволила указать имянным своего императорского величества указом во время божественныя службы в придворной ея императорского величества церкви, ежели кто – какого б чина и достоинства ни был – будет с кем разговаривать, на тех надевать цепи с ящиками, какие обыкновенно бывают в приходских церквах, которые для того нарочно заказать сделать вновь: для знатных чинов – медные вызолоченные, а для посредственных – медные луженые, а для прочих чинов – простые железные. Того ради Придворная контора, во исполнении онаго ея императорского величества имянного указа приказали: вышеписанные ящики с цепями заказать сделать оловянишному мастеру Давиду Осипову и сколько на то на них материалов потребно будет и за какую цену оные сделаны будут, о том велеть в Придворную контору отрепортовать, при чем и те ящики представить в придворную контору и о том ему, Осипову, объявить.
Января 6-го дня 1749 года.

Как вы сами понимаете, меня очень развлекла толерантность указа Алексея Тишайшего и неявное описание степени воцерковленности русского двора))))) Никакой политики, как и обещала.

Comments

lena_malaa
28 фев, 2011 19:27 (UTC)
смотри, вот нашла по нашему слову
Вот что писал опальный протопоп Аввакум в Послании царевне Ирине Михайловне Романовой (ок. 1666 г.): «Преудобренная невесто Христово, не лучше ли со Христом помиритца и взыскать старая вера, еже дед и отец твои держали, а новую блядь [Никона] в гной спрятать?» Крепкое словечко использует Аввакум и в «пятой» челобитной царю Алексею Михайловичу (1669 г.): «Что есть ересь наша или сий раскол внесохом мы во церковь, якож блядословят о нас никонияня, нарицают раскольниками и еретиками в лукавом и богомерском Жезле («Жезл правления» – трактат Симеона Полоцкого, осуждающий старообрядчество – С.К.), а инде и предотечами антихристовыми?». А в толковании протопопом XLIV-го псалма мы встречаем: «Богородицу согнали со престола никонияня-еретики, воры, блядины дети».

И уж совсем неуместным выглядит это слово в Акафисте Богородице, где поется: «проповедницы богоноснии быша волсви …оставиша Ирода яко блядива». Уже гораздо позже, когда слово стало нецензурным, его стали заменять на «буесловяща». Похожее можно встретить и в тексте церковной анафемы, где говорится: «блядословно отвергающего святые тайны Господни…».

Наверно уже все читатели поняли, что слово «блядь» в данном случае не только не является нецензурной бранью, но и вообще не имеет отношения к женщине легкого поведения. Дело в том, что первоначально древнерусский глагол «блядити» значил «ошибаться, заблуждаться, пустословить, лгать». То есть, ежели ты трепал языком наглую ложь (неважно, осознавая это или нет), тебя вполне могли назвать «блядью», невзирая на пол. Так что протопоп Аввакум уличал никонян не в разврате, а в «ереси, лжи, заблуждении». Исследователи считают, что истоки слова лежат в праиндоевропейском корне bhla – «дуть». Сравните с англ. bladder («пузырь», «болтун») или с известным по зарубежным фильмам «bla-bla-bla» («пустая болтовня»).

В это же самое время в славянских языках жило-поживало другое, весьма похожее по звучанию, слово «блудити», которое означало «блуждать» (ср. украинское «блукати»). Постепенно словом «блуд» стали определять не только экспедицию Ивана Сусанина, но и беспорядочную «блуждающую» половую жизнь. Появились слова «блудница», «блудолюбие», «блудилище» (дом разврата). Сначала слова «блядити» и «блудити» существовали обособленно, но постепенно стали смешиваться. Уже Даниил Заточник в XIII веке писал: «Девиця бо погубляет красу свою бляднею, а мужество татьбою (т. е. воровством – С.К.)». Этому способствовала не только схожая фонетика, но и схожесть значений. Женщина-блядь считалась женщиной заблудившейся, сошедшей с истинного пути, как и блядословы-еретики. Да и ныне многие подразумевают под блядством – бескорыстный разврат, а не сознательно-циничную продажу своего тела. То есть, для проститутки множество половых партнеров прежде всего источник заработка, а для бляди – удовольствия.

Но уже к XVIII веку это слово употребляется только в значении «распутство», хотя встречалось и такое забавное понятие, как «честное блядство», под коим понималось флиртование («…глазолюбность, хотя и многия с неучтивой ненависти называют оную честным блядовством»). А в 1830-х слово окончательно переходит в разряд неприличных, нецензурных. Постепенно, как и многие ругательства, оно приобрело также значение эмоциональной вставки, выражающей глубокую досаду – «бля», «бляха-муха» (а в смягченном варианте – всем хорошо известный «блин»).

Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7464/
naparte
1 мар, 2011 01:23 (UTC)
Re: смотри, вот нашла по нашему слову
Из церковного устава Ярослава Мудрого.

"Аще муж от жоны блядеть, митрополиту у вине."

"Аще кто зоветь чюжюю жону блядью: великых бояр — за сором ее 5 гривень золота, а митрополиту 5 гривень, а князь казнит; а будеть менших бояр — за сором ее 3 гривны золота, а митрополиту 3 гривны золота; а будеть городскых людий — за сором ее 3 гривны серебра, а митрополиту Ъ гривны серебра; а сельскых людий — за сором ее гривна серебра, а митрополиту гривна серебра."

Вряд ли большой штраф выписывался людям назвавших чужую жену заблуждающейся. Скорей всего значение слова было одно, но просто шире, и некоторые виды заблуждений приравнивались к разврату. То есть слово было ругательным но цензурным.

lena_malaa
1 мар, 2011 05:17 (UTC)
Re: смотри, вот нашла по нашему слову
Спасибо за уточнение. Наверняка еретиками или заблудившимися это слово не исчерпывалось и было кем-то вроде нашего "гламурное кисо легкого поведения". Цензурно, но обидно.

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko