lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Categories:

Череповецкий уезд Новгородской губернии поддерживает веру Ярославля

  
Ну что, поехали?



  Егорьев день Св. Георгий Победоносец, как известно, исстари считается покровителем домашнего скота у народа. Особенной обрядностью отличается этот день в здешнем приходе. Утром загоняются коровы и мелкий скот в ближнее к селу поле. Из церкви во главе со священником в облачении приносятся хоругви и икона св. Георгия; близ забора, у приготовленного столика, служится водосвятный молебен; после молебна пастух берет в руки икону св. Георгия и обходит с нею кругом стада три раза и ставит икону на столик. Затем пастух втыкает в землю у затвора топор и через него перегоняется скотина, а стоящий у затвора священник окропляет ее святой водой. Стадо идет пригоном на пастбище; пастух опять забегает вперед стада и в первый попавшийся столб всаживает топор. По словам пастуха, этими своими действиями он устраняет от вверенного ему стада всякие напасти: нападения зверя, проделки лихого человека, например соседнего пастуха-недоброжелателя.
село Курилово Дмитриевской волости
  В этот же день в д. Грязливец Горской волости, после обхода пастуха вокруг стада, собирается несколько человек и стреляют из ружей по при раза.

  Завивание пожинальной бородки. По окончании жнивья каждый крестьянин считает долгом "завить бородку". Бородкой называют оставленный несжатым клочок овса; клочок этот сжимают рукой в одно место, скручивают и перегибают посередине так, чтобы колосья свешивались на землю. Кругом этого оставленного для бороздки клочка овес обжинается и кладется в последний сноп, который и называется "пожинальником". Когда кончится завивка бородки, старшая из семьи должна проговорить три раза слова: "Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье"; в то же время она кувыркается на земле около "бородки" трижды. Весь этот обряд совершается серьезно и торжественно; совершающая обряд становится на это время как бы жрицею, а остальные жнецы и жницы в молчании окружают ее. Сноп "пожинальник" несут домой; по дороге сламывают три прута березы и втыкают в снопик. "Пожинальник" хозяйка несет под левой рукой и корешками вперед; входя в дом, не открывает сама дверь; пройдя с "пожинальником" в передний угол, крестится трижды, вынимает прутики, а "пожинальник" ставит в передний угол под иконы; прутиком хвощет всех семейных и различные предметы в избе с приговором: "мухи, клопы, блохи и тараканы, убирайтесь вон, а нам хозяевам дайте покой"; прутики затем сжигает в печке, которую затопляют в это время, и готовится яичница для угощения жнецов, называемая пожинальницей". Тем и заканчивается обряд окончания жатвы.
село Мороцкое, Мороцкой волости
  Ворожба по крестам В д. Чаеве у одного крестьянина пропали деньги в доме; у него в семье было три снохи, он их и заподозрил и стал допрашивать; те не признались. Он знал, что в д. Мартынове живет одна ворожея, которая узнает воров по крестам. Он потребовал у снох шейные кресты, те ему их отдали. Приходит он к ворожее с поклоном, рассказал про свое дело; ворожея спросила кресты, внимательно рассмотрела их, что-то пошептала, а на гайтане одного креста завязала узелок и возвратила их ему, сказав: "кража найдется, признается та сноха, которая возьмет крест с узелком". Он пошел домой, позвал снох и велел им взять свои кресты; одна из снох, как только взяла свой крест с узелком, сейчас же упада свекру в ноги и повинилась в краже денег, вымаливая слезно себе прощение.
от крестьянки Аксиньи Юдиной, д. Буваково, Дмитриевской волости
  Представления о загробной жизни.
  -Со времени смерти моей дочки Елены - рассказывает крестьянка, - прошло девять недель. Я неутешно плакала по ней и не могла забыть своего горя. Посоветовалась со старушкой Авдотьей Аксеновой, что мне делать, чтобы моя дочка приснилась мне во сне. Она меня и научила: вот что, Аксиньюшка, проговей ты 12-ть пятниц, может быть, и приснится. Я и проговела все 12 пятниц подряд. Вот на девятую пятницу мне и снится: приходит ко мне дочка, вся в белом зашнурована, а на левом боку цвет. "Пойдем, говорит, мама со мной". Подвела к высокой церкви, взошли туда по высокой лестнице, а там все стоят девицы в белых платьях, и у каждой по цветку на правой стороне груди, а позади их стоят женщины в серых платьях. Я у нее и спрашиваю: почему они в серых платьях, а она и отвечает: "это вдовицы, которые 40 лет вдовели".
  -А у тех цветы на груди?
  - А эти в самом цвету окончили жизнь.
  Потом как будто она меня пошла провожать из церкви. Только что вышли из церкви, вдруг она словно птицей поднялась кверху, а я и кричу: "Ой утащили, ой утащили!"Меня и разбудили - ничего больше не помню. Проговела еще 3 пятницы, а она мне опять приснилась да и говорит; "хорошо ты, мама, меня здобила, когда я умерла, только зачем ленточку в косу не вплела? хорошо что Оля, дочь соседа, оторвала кусочек ленточки из своей косы и дала мне. Вот что еще, мама: говей ты одну пятницу в году, а именно на святой неделе - и хорошо тебе будет", и скрылась. И вот уже прошло 15 лет, а я говею эту пятницу и ничего тогда не вкушаю. А дочь во сне больше не видала.
от крестьянки Аксиньи Юдиной д. Бузаково, Дмитриевской волости).
  -В приходе Танищах жил один мужичок Степан, лет 30. Однажды он захворал какой-то горловой болезнью; позвали священника напутствовать его. Вскоре этот мужичок помер. Приходят к священнику узнать, где рыть могилу и когда привозить хоронить. Ушли. Деревня, где жил покойный, находилась в пяти верстах от церкви. В этот вечер священник читал молитвы, приготовляясь к завтрашнему богослужению; вдруг он услышал сильный стук в двери; к нему торопливо входит жена и говорит, что на кухне его ждет какая-то женщина. Он вышел и видит, что это жена покойного мужичка; она падает ему в ноги и говорит; "батюшка, меня послал к тебе мой муж, который был умерши, а теперь ожил, поведать один грех; дело невиданное случилось так: муж лежал уже на столе собранный; все родные сидели около него, вдруг он встал и говорит: "как долго я спал!" Сначала мы все испугались; он и говорит: что вы боитесь меня? Я еще только уснул, и мне приснился вот какой сон: я стою на большой дороге, которая куда ведет - не знаю. Является ко мне какой-то старичок, повел меня к пропасти и говорит: "по твоим делам тебя следовало бы сунуть в эту пропасть, которая показалась мне ужасной; бросайся, говорит, в эту пропасть; мне стало страшно, и я едва мог выговорить слова: "прости меня, старче, и помилуй; я не раскаялся в одном грехе и утаил его на душе - позволь раскаяться духовному отцу". Потом я увидел, говорит, необыкновенный сад, в котором такие растения и цветы и от них такие благоухания, что не вышел бы из этого рая; тут я увидал двух маленьких деточек - мальчика и девочку, которые уцепились за меня. Старец и говорит: вот благодаря этим малюткам я возвращаю тебя к жизни на несколько часов, пока ты не раскаешься, и грех твой не будет разрешен священником". Поди, жена, к батюшку, я скажу тебе мой грех, покайся за меня, и я больше не увижу тебя, а он пусть разрешит мне грех заочно".
  Священник был в большом затруднении, как ему поступить в таком случае, и решил допустить на исповедь ее заместо мужа и разрешить грех. Женщина побежала в слезах домой. Священник все-таки не утерпел и поехал туда. Приезжает, а Степан уже помер - даже жена не застала его живого. И по расчету священника он умер в ту минуту, когда он разрешил ему грех. На другой день повезли его хоронить, только по дороге к церкви на перекрестке с одной правой стороны везут гробик мальчика, лет шести, а с другой стороны везут гробик девочки таких же лет. Родители их услышали, что в такой деревне умер Степан, и пожелали положить своих детей в одну могилу с ним.
от крестьянки Авдотьи Юдиной, д. Бузаково, Дмитриевской волости
  Приметы свадебные, похоронные и др. Когда новобрачных ведут из церкви, то кладут под порог замки. Когда новобрачные перешагнут через незапертый замок, то тотчас его поднимают и запирают, а ключ бросают в реку или колодец, для того, чтобы молодые жили хорошо. Когда вводят новобрачных в дом, то их обсевают житом для того, чтобы жили богато. Когда жених придет делать предложение в дом невесты, то в это время спешат положить под порог косарь, чтобы дело не разошлось.
  Обознаться в человеке - к свадьбе или покойнику.
  Встретить похороны на улице - к счастью.
  Где лежит покойник, в той избе не метут до выноса тела оттого, что если вымести сор, то может быть в скором времени другой покойник.
  Бровь правая чешется - к свиданию с другом; бровь левая чешется - кланяться с женщиной, или кто тебя хулит. Зачесался левый глаз - плакать, зачесался правый глаз - радоваться, почесалась бровь - значит кланяться. Чешется голова - поранят тебя, зачесались губы - значит с другом целоваться тебе. Правая ладонь зачешется - получать деньги, левая - отдавать.   Обе подошвы зачешутся - к дороге.
  Головня выпадет из печки - к гостю.
  Голуби где водятся - та хата не горит.
  Шапку не клади на стол - может произойти ссора.
  Вторник считают днем легким, понедельник и пятницу - тяжелыми.
  Встреча первая утром с попом - не к добру.
  Под масленицу в Воскресение ненастье - к урожаю грибов.
  Ноги и руки ломит - к ненастной погоде.
  Нога правая увязла в дороге ранее левой - к добру.
  Если кто, выходя из чужого дома, прищемит дверьми подол или полу платья, или же позабудет что-нибудь - значит опять скоро придется возвратиться в этот дом.
  Найти подкову - к благополучию; ее приносят домой и вколачивают в пол под порогом двери для того, чтобы в этом доме не было никаких заразных болезней, и от хитрого человека.
  Курица поет петухом - быть беде.
с. Мороцкое, Мороцкой волости

Этнографическое обозрение, 1900 год, № 3
Tags: Новгородская губерния, российская империя, язычество/двоеверие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments