lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Рыбинский уезд Ярославской губернии продолжает отжигать

  
В продолжение ранее затронутой ярославской темы.

  Я просто зачиталась всей этой прелестью, ну совершенно не языческой и совершенно, как указывают некоторые комментаторы, не распространенной. Ни разу не распространенной, сказала бы я! И совершенно не сохранившейся ввиду малой распространенности.

  А ни разу не распространено среди жителей Николокормской волости Рыбинского уезда было следующее:



   Свеча за обидящего. В Николокормской волости, равно и в других смежных деревнях, сохранился обычай ставить свечу за лицо, которое обидело ставящего свечку. Это и есть "свеча за обидящего". Ставится она во время службы в церкви, преимущественно перед царскими вратами, т.е. перед иконой "Тайной Вечери". Смысл этой свечи таков: как только обиженное лицо поставит свечу за обидевшего ("обидящего"), с последним что-нибудь произойдет неприятное. Таким образом. обычай этот носит характер мстительности. Следует еще заметить, что обиженные обыкновенно не поручают ставить свечу кому-нибудь из церковных, а ставят сами, и притом постараются поставить пяточкой вверх: обиженный сощипывает часть воска у свечи и ставит ее фитилем в подсвечник "вверх ногой".

   Колотье глаз Если после ставления "свечи за обидящего" не выяснилось все происшедшее, то прибегают к другому средству. Едут в известную деревню, где живет угадчик. Последний заставляет обиженное лицо смотреть в стакан с чистой водой, в которой должен показаться обидчик ("обидящий"). Увидев обидчика, обиженный непременно должен колоть ему в стакане иголкой глаза, а если не попадет в глаз, то руку или другое какое-либо место тела. Народ верит, что после этого показавшееся в воде лицо непременно должно пострадать. И действительно, обиженный следит за своими соседями, не заболит ли у кого глаз, рука и т.д. Так узнается лицо "обидящее". В народе это последнее очень распространено и называется "колотье глаз".

   Вмазывание нитки в печь Тот же характер, что и "колотье глаз", носит обычай вмазывать глиной в устье печи суровую нитку. Нитка будет сохнуть в печи, будет сохнуть и обидящий."

   Озорничество. Если обидчик не выяснится и после разных колдований, то обиженное лицо все равно постарается отомстить лицу "обидящему". Для этого мстят "озорничеством" над скотом, лошадью, коровой, принадлежащими обидчику. Случаи мести у них распространены и доходят нередко до убийства. Зато поджогами мстят очень редко.

   Мировая. Мирятся ответчик и обиженный очень редко. Все обиды большей частью, если не удается отомстить, доводятся до суда. В редких случаях обидчик скажет: "Ну, прости, брось, я был пьян ономняй", позовет обиженного в свой дом на мировую, где пьет чай и вино. Обыкновенно же и после суда и даже после "мировой" остается в силе обида. Враждующие стороны на всю, можно сказать, жизнь остаются врагами, стараясь отомстить. Мстить может всякий, и бывают случаи, что мстили не только за себя, но и за близких родных: за сестру, за зятя, за племянника и т.д. Отсюда и идет поговорка: "Невестке на отместку".

"Этнографическое обозрение", 1902 год, № 4
 
Tags: российская империя, язычество/двоеверие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments