lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Categories:

Конец света и антихрист по данным 19 века. По некоторым признакам начинается...

  
На фоне бреда, транслируемого царебожниками и о. Кучерой в массы, люди часто думают, что раньше такого не было. Не было изуверских сект под маской православия, не было  идиотизма в виде "явления Иоанна Предтечи под видом спящего бомжа", не было криков о том. что что-то является печатью антихриста и вообще не было оживленного ожидания подзапоздавшего антихриста с попыткой предсказать "ну когда же... когда..." Не было ритуальных убийств (ну акромя убийств жидами, это ж святое - приписать жидам ну хоть плюгавое убийство в ритуальных целях).

  Так вот. Все было, и было в таких масштабах, что нам просто сложно вообразить себе уровень тогдашней истерии. Думается, что несколько историй за один только 1894 год не только поднимут/опустят настроение, но и несколько протрезвят идеализаторов прошлого. Ну и заставят задуматься о том. что люди и их страхи в общем-то не меняются...

1894 год. Из очерков об уровне образования и просвещения современного крестьянства "Из русской жизни и литературы", опубликованных в журнале "Мир Божий"

  Первая история специально для милого пана szhaman .

  "До каких пределов доходит в иных местах невежество народа, можно судить, между прочим, и по следующему факту: в одном из уездов виленской губернии крестьяне приняли профессора, явившегося к ним делать этнографические измерения, не более, ни менее, как за антихриста. Вот что рассказывается об этом удивительном факте в местной газете. "Один злополучный уезд, - рассказывает "Вил. Вестн.", - был до основания потрясен довольно странным событием: - в этом уезде появился антихрист и привел белоруссов в неописанный ужас. Дело в том, что имея постоянные сношения с евреями, белорусы знают от них, что каждый еврей с нетерпением ожидает своего "мессияния". По представлению крестьян, "мессиянин" - антихрист и будет обращать народ в еврейство, сдирая с упрямых кожу и забивая им под ногти щепки. И достаточно бывает малейшего повода, чтобы горячее воображение современного белорусса на этой почве создало самую чудотворную и нелепую историю. В уезд приехал профессор В. для этнографического измерения черепов местных белоруссов. Мудрейшие из крестьян поняли это по-своему и признали почтенного этнографа самым подлинным антихристом, или "мессиянием", который разъезжает по уезду и налагает на христиан свою нечестивую печать, "записываець панов, выбираець мальцев, не гребует и дивчатами."
  Страшная весть с быстротой молнии облетела уезд и повергла в неописуемый ужас и уныние суеверных крестьян. Особенно же они смутились тогда, когда узнали, что многие интеллигентные лица, в том числе и священники, приняли безбожную печать, позволив измерить свои головы. Старые ходили, опустив головы, и тяжело вздыхали, бабы рыдали, заломив руки, и только молодые вольнодумцы не отчаивались при этом и пропивали излишнее добро, в виду скорой кончины мира. И когда г.В. приближался к городу, то наиболее храбрые подгородные крестьяне собирались толпой и порешили или принять мученический венец от антихриста, или же убить его, подняв, по древнему обычаю, на колья. Ученому мужу угрожала бесславная смерть от кольев суеверных белоруссов, но исправник предупредил несчастье, посоветовав профессору поворотить обратно, не смущая крестьян вверенного ему уезда.
  "Таким образом, г.В избежал мученичества за науку, но зато не измерил N-ских черепов, - вероятно, к великой потере для отечественной этнографии." Но слухи об антихристе и его безбожных похождениях еще долго волновали умы. Говорили, что один храбрый парень выстрелил в антихриста из ружья, причем последний покивал на храбреца пальцем, пригрозил напомнить ему о себе через три года и разлился водой. Потом утверждали, что антихрист пойман одним урядником и содержится в сарае под замком. Народная фантазия представляет противника Христа в виде какого-то чудовищного зверя.
  "Как и всегда бывает в подобных случаях, наконец явился ловкий проходимец и начал, под именем антихриста, эксплуатировать запуганных суеверных крестьян. Но преступная деятельность его была своевременно прекращена, и пойманный шантажист был представлен в полицию, где с ним и поступили по закону. "

  Можно представить себе уровень культурного развития людей, принимающих мирного профессора этнографии за антихриста. Но, оказывается, в нашем отечестве есть и такие уголки, которые, по своей дикости и варварству, далеко оставляют за собой вышеупомянутый уезд Виленской губ. По словам "Волжского Вестника", "в городе Малмыже, Вятской губ., в предстоящую сессию будет разбираться сарапульским окружным судом, с участием присяжных заседателей, очень интересное дело крестьян села Старого-Мултана Старотрыкской волости, обвиняемых в лишении жизни крестьянина, Конона Дмитриева Матюшина, для принесения человеческой кровной жертвы вятским языческим богам.
  Для принесения человеческой жертвы крестьянину Матюшину были отрезана голова и выпорот живот, откуда и были извлечены внутренности, а затем, после жертвоприношения, обезглавленный труп Матюшина был выброшен на пешеходную - не проезжую в летнее время дорогу, в лесу, между деревней Чулги и селом Аныка. Труп Матюшина был усмотрен крестьянской девочкой Марфою Головизниной, которая, вернувшись домой, рассказала своим одножителям о страшной находке".
  Статья заканчивается оптимистичными словами.
  "Разумеется, подобные факты - случаи исключительные и нельзя по ним составлять суждения об умственном и нравственном развитии крестьянства вообще."

  А точно ли случаи исключительные? Чтобы усомниться в этом. надо просто пролистать журнал немного дальше.

Лесные женщины в Самарской губернии.

  Корреспондент "Самарской Газеты" из села Ширяевки, Сызранского уезда, рассказывает следующий случай религиозного самоистязания. Полесовщик, обходя дачи своего владельца, зашел в лесную дачу, принадлежащую Самарскому мужскому монастырю. Здесь он обратил внимание на какой-то шалаш. Из шалаша раздавались человеческие стоны. Войдя в шалаш, он увидел там трех почти совершенно нагих женщин.
  Женщины эти были взяты, после заявления полесовщика, в сельцо Ширяевку. Все они страшно исхудали от долгого голодания, а в ушах, под глазами и в других местах у одной из них оказались раны, в которых завелись уже черви. Женщина эта через три часа после доставления в Ширяевку умерла. Перед смертью она не приняла к себе православного священника и не захотела даже надеть на себя крест, который ей предлагали.
  Вскоре полицейский урядник сделал по всему лесу облаву и нашел еще трех женщин. Все они довольно пожилых лет. После долгих увещаний одна из них объяснила. что все они из Вятской губернии, Великорецкой волости, разных сел и деревень. Пришли они в жигулевские горы молиться богу, пострадать за Христа и умереть голодною смертию и ничего, кроме травы и ягод, не ели. Пришли же они сюда потому, что слышали, будто в Жигулевских горах есть затворники. К какой секте они принадлежат, они не объясняют. Богу они молятся, но иконам не поклоняются, креста не носят и священства не признают.
  Всех их, по рассказам этой женщины, вышло с родины до 30 человек - все женщины. Немного спустя около села Шелехмет, Рождественской волости, найдена еще одна женщина, и многих, похожих по описаниям, видели ходящими по окрестным селам и собирающими милостыню.

Толки народа о скорой кончине мира


  Г.Дикарев рассказывал, какие странные толки вызвал в народе неурожай 1892 года с его страшными последствиями, в виде голода и всевозможных эпидемий. Между прочим автор приводит следующий разговор между крестьянами-малороссами, записанный тоже одним из крестьян, который сам вполне верит этим толкам.
  "Собрались на той неделе несколько человек и стали говорить про голодный год. Вот один и спрашивает: "Отчего это у нас теперь хлеба не стало родиться? Вот уж годов десять подряд все нет и нет хорошего урожая. Может, в те годы люди лучше были и не так гневили Бога, как теперь?
  А другой ему отвечает:
  "Нет, кум, не в том дело. Тогда, люди сказывают, еще хуже было, чем теперь; люди умнее стали, а тогда, сказывают, много было еретиков и разных колдуний - и то Бог хлеб родил."
  Тогда третий, сосед первого, и говорит:
  "Вот что, люди добрые, послушайте. что скажу вам: Люди, я думаю, одинаковые были, что тогда, что теперь, а только слышал я вот что. Теперь год Касьяна, так вот он и голодный год; потому что этот год вредный для всего... На високосный год, говорят, ничего благополучно не обходится: если люди не мрут, то скотина, или птица, или бывает страшный голод."

  Признаками конца света назначали:

  В Екатеринодаре, например, назначался день и час, в который должно было начаться землетрясение - первый предвестник кончины мира.
  В Полтавской губернии светопреставление связывали с появлением любимого народного героя - царя Китоя. "Как пройдет Китой через весь свет, так и будет конец свету" - говорят малоросы.
  Великороссы Воронежской губернии рассказывают, что перед страшным судом Китой (он же "Белая Арапия") покорит весь свет, в том числе и Белого царя, которого будет держать в плену три года. Как только Белая Арапия выпустит из плена Белого царя, - немедленно же наступит конец света.

  Этнографы зафиксировали такой еще признак конца света по данным сплетников воронежской губернии:
  "Перед концом света на земле будут бегать огневые колесницы, земля будет обвита проволокой: от панов земля будет отнята и отдастся мужикам.

  Кстати, последнее предсказание что-то похоже на описание реалий 21 века... Что, страшно? :-D

Tags: архив, исторические глупости, православие, российская империя, язычество/двоеверие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments