?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Каждый раз, как современным "дворянам" приходит в голову мысль снова заявить о своем благородстве, я всегда удивляюсь их порывам. Если бы современные дворяне были бы действительно грамотными людьми (про умных умолчим), то они бы, зная некоторые специфические детали дворянской жизни, молчали бы в тряпочку о своем высокородстве. Если бы они были бы людьми чести, то не выстебывались бы перед прочими, а спокойно работали на благо страны, и не как Михалков. Если бы... А, какая разница. Вот рассказ об агонии душ тех, кто в начале 20 века действительно был дворянином.

Греческая иммиграция после Крыма.

   Жизнь в лагере монотонная, скучная, наполненная с утра до вечера сплетнями, воспоминаниями, ожесточенной борьбой за паек и пособие и безумными, иступленными надеждами и мечтами на будущее. Самые невероятные слухи и вести из России ежедневно передаются по лагерю, и в воспаленной, нездоровой атмосфере несбыточных надежд и отчаяния рождаются фантастические проекты новых походов на Москву. Появились маньяки и сумасшедшие. Число их быстро растет.
   На прошлой неделе сошел с ума морской офицер-лейтенант. Его увезли в больницу, но три дня подряд, уже безумный, ходил он по лагерю и рассказывал об огромных богатствах, найденных им в своем бараке. Потом отправился в порт, потребовал шлюпку и, взобравшись на первый корабль, объявил себя его командиром. Тогда же, почти одновременно, покушались на самоубийство безработный поручик, дроздовец, заставший свою жену в обществе богатого грека, и девушка, отчаявшаяся найти работу и не умевшая еще продавать себя.
   А вчера старый генерал Веселовский, под большим секретом, сообщил мне о состоявшемся назначении его командующим фронтом в России, но каким — не хотел сказать, и вообще пока просил никому не говорить об этом — возможны интриги. Председатель ревизионной комиссии общества «Единение эмигрантов» неожиданно объявил о своем изобретении, с помощью которого можно уничтожить на 500 верст вокруг все живое. Он ждет приезда Врангеля, чтобы предложить ему это средство в борьбе с большевиками. Он же, по ночам, видел дьявола и вел с ним переговоры о визе в Сербию.
   За твердость политических убеждений комендант назначил этого бесспорно сумасшедшего старика старшим в бараке.
   Развелось бесконечное количество спиритов. Главными медиумами считались бывший нововременец Гофштетер, два полковника, один художник и контрразведчик с подходящей фамилией Жохов. По ночам они собирались в пустых, заброшенных бараках и вертели столы до утра. Ежедневно освежали лагерь новостями из потустороннего мира: то убитый французский капрал заявил: «Бойтесь огня, воды и ветра». То Александр Македонский (почему-то особенно часто тревожили его великую тень) предсказал: «1923 год вернет вам утерянное».
   А в лунные ночи на шоссе, что идет от лагеря в горы, можно видеть старика Гофштетера в обществе своих поклонников, молчаливо, часами стоящих с лицами, обращенными к луне, и простирающих к небу трясущиеся от лихорадки руки. Это спириты ловят «астралы». Безумие и отчаяние надвигаются на забытый, заброшенный лагерь, где собрались изломанные, все потерявшие, беспомощные и озлобленные осколки старой России.
   Развелось воровство и из лагеря перешло в город. Собственную нищенскую церковь уже обкрадывали два раза.

Любовь и честь

   Жены пошли служить в кафе и рестораны и гордились успехом у греков, а мужья гордились заработком своих жен.
   Разврат принял грандиозные размеры, и борьба с ним оказалась не под силу. Сама председательница дамского суда чести генеральша Б. была уличена в преступной связи с капитаном, похитившим ее любовь и бриллиантовые серьги, и дамский суд чести прекратил свое существование.

Русь дворянская хранит веру православную

   Жена лагерного священника открыла ресторан с крепкими напитками, и батюшка в рясе и с крестом стоял за буфетной стойкой, разливая водку пьяным посетителям. Его фотография в роли кабатчика ходила по рукам, и враги религии послали ее в редакцию погибшей «Воли России».
<В Крыму>
   На фоне общего бесправия и произвола резко выявилась безумная деятельность Климовича, Кривошеина, епископа Вениамина и Евлогия, ближайших советников Врангеля.
   Истеричный и страстный епископ Вениамин не довольствовался речами, он стал рассылать повсюду проповедников-священников, которые часто произносили возмутительные речи. Это были, так сказать, духовные контрразведчики. В своих речах они проповедовали крестовый поход против большевиков со всей свирепостью средневековых проповедников и именем Бога заранее освящали и прощали погромы и убийства.
   В одном из полков Добровольческого корпуса, два таких священника, ругавшие в своих речах бывшего Главнокомандующего Деникина, были удалены офицерами после проповеди из полка. (Священники часто привлекались Врангелем к травле бывшего Главнокомандующего.)
   Барон Врангель особенно и везде старался подчеркнуть свою преданность религии, но в частях это толковали по-своему. Я не знаю, был ли Врангель действительно так набожен, как он хотел казаться; и он везде старательно подчеркивал и искренно верил, что епископ Вениамин и его сотрудники помогут ему в борьбе с его противниками, но армия относилась к этому весьма скептически, и в рядах ее епископ Вениамин не пользовался никаким уважением. О нем отзывались с презрением и насмешкой.

Сочувствие и любовь к ближним

   Неурожай на Волге захватил обширные, богатые районы, но российское несчастье и голодная смерть, уносившая ежедневно тысячи русских людей, никого не трогали и ни в ком не вызывали сочувствия. Откровенно радовались затруднениям советской власти и мечтали о скором конце ее, восстаниях голодного народа и триумфальном возвращении домой. Спорили о будущих назначениях, пенсиях и чинах. Бывшие коменданты, воинские начальники, приставы и прочая старая российская рухлядь, вывезенная Врангелем, оправившись от первого испуга, мечтали о расправах с мятежным народом и губернаторских постах в покоренной России. В самодельном театре-балагане пели патриотические песни, танцевали лезгинку и требовали «гимн».
   Большинство офицеров, конечно, не были врагами народа, какими их объявила революция. Напротив, офицеры, не колеблясь, жертвовали жизнью для счастья этого народа, но это счастье они понимали по-своему, а главное, они не задавались вопросами, совпадает ли их туманное представление о счастье народа с желанием самого народа. Любили ли мы Россию? Настоящую, живую? Я думаю, что мы любили свое представление о ней.
   Я не хочу сказать, что офицеры ровно ничего не понимали в происходящих событиях, как тот исторический китаец, который, будучи взят в плен, перед расстрелом на вопрос, за что он сражался, ответил: «За родную Кубань».
   Но в их понимании своей политической программы, туманного «счастья народа», за которое они отдавали жизнь, было много китайского.
   Ответ на то, за что фактически умирали русские офицеры в рядах Добровольческой армии, дают деникинский Юг и, в особенности, врангелевский Крым, «образцовая ферма», «прообраз будущей России» с его кошмарным воровством, и взяточничеством, и расстрелами, пытками и тюрьмами, с его убогим крестьянским и рабочим законодательством, с его выжившими из ума губернаторами, воинствующими попами, контрразведками, публичными казнями женщин и подростков, грабежами и насилием и нескрываемым, рвущимся наружу, несмотря на массовые казни и переполненные тюрьмы, негодованием распинаемого народа. Вот тот строй, «прообраз будущей России», за который фактически боролись и умирали офицеры.
   Несмотря на громкие приказы и демократические выкрики, было совершенно ясно, что «крымская ферма» есть полная реставрация старой России, где введено было лишь военное положение, где весь народ был взят под подозрение и рассматривался как обвиняемый.
   Это была старая полицейская Россия, и выразителем ее идеологии были Кривошеин, епископ Вениамин и специалист жандармского сыска сенатор Климович.    Полусумасшедшие фанатики-попы, грабители всех чинов и рангов, мстители из рядов привилегированных сословии, потерявшие с началом революции все прежние привилегии, исступленно мечтавшие о расправах с «бунтовщиками», контрразведчики, сделавшие убийство своей профессией, начальники всех степеней, опьяненные безнаказанностью и безграничной властью над населением, садисты и психопаты, получившие возможность свободно проявлять свои инстинкты и покровительствуемые начальством, тысячи жуликов, спекулянтов, темных дельцов, старавшихся урвать что-нибудь в общей неразберихе, — все это сплелось в кошмарный кровавый клубок, намотавшийся вокруг армии и катившийся вместе с ней от донских степей до Орла и до врангелевской западни в Крыму.
   Пышно расцветшей деятельности контрразведки в Крыму способствовало то обстоятельство, что многие из начальников Добровольческой армии за три года Гражданской войны потеряли всякое уважение к человеческой жизни и людским страданиям. Зверство, насилие и грабеж вошли в обиход жизни и никого не трогали. Слезы и мольбы расстреливаемых вызывали смех. В некоторых частях все рядовые офицеры по очереди назначались для приведения в исполнение приговора над большевиками.
  Особенно много было загублено молодых девушек и женщин. Это было так легко сделать.
   Нравится женщина — ее ничто не стоит обвинить в симпатиях к большевизму, в особенности если она одинока, если у нее нет сильных и влиятельных защитников. Подослать к ней агента — и достаточно одного неосторожного слова, чтобы схватить ее и посадить в особую камеру, всегда имевшуюся при контрразведках, и тогда она вся во власти зверя. Ежедневными угрозами смерти, угрозами смерти родных, обещаниями свободы ее, обезумевшую и трепещущую, сбиваемую ловкими вопросами, легко заставить сказать все то, что требуется, наговорить на себя то, чего не было, а затем, запротоколировав ее показания, насладившись, повесить или, если есть уверенность в том, что она будет молчать, опозоренную, искалеченную и уже надоевшую, великодушно выпустить на свободу.
   Впрочем, контрразведчики могли это делать спокойно потому, что той, которая посмела бы поднять шум, было бы еще хуже. Спокойно, потому что все были запуганы, все боялись, потому что женщин вешали публично на городских площадях, даже в одежде сестер милосердия.
   Через месяц после начала работы Муравьева на улицах Симферополя закачались на столбах первые повешенные. Среди них было несколько несовершеннолетних мальчиков-евреев и одна женщина в костюме сестры милосердия. Напрасно обращались к Кутепову различные делегации от города и земства с просьбой о помиловании несовершеннолетних, Кутепов был неумолим и искренне возмущался просьбой членов Городской Думы не производить публичной казни в городе, так как это зрелище тяжело отражается на психике детей и подрастающей молодежи. Конечно, просьбу эту Кутепов отклонил, и вскоре за первой партией последовали вторая, третья и так далее.
  В Симферополе во время нашего пребывания повесилась некая Зверева, молодая красивая женщина. Расследование этого самоубийства выяснило, что она была арестована контрразведкой и систематически подвергалась пыткам. Угрозами смерти ее заставили наговорить на мужа то, чего он никогда не делал, после чего мужа судили и повесили. Несчастная не выдержала угрызений совести и покончила с собой.

Крымские истории

   Проезжая однажды во второй раз по одной татарской деревне, я увидел большую площадь, где раньше стояли дома. Остались только трубы. Предполагая, что был пожар, я спросил начальника войсковой части, стоявшей там, отчего произошел пожар и не виновата ли небрежность войск. Бравый полковник ответил мне, что это были «большевистские» дома, то есть дома, среди хозяев которых были люди, подозреваемые в большевизме, и полковник — комендант местечка — приказал разобрать их на топливо.
   «Большевики здесь еще есть, и дров хватит», — успокоил меня перед отъездом полковник. Такой же тяжелой и неприятной, и также по нашей нераспорядительности, была квартирная повинность. Но и это было еще не все и не главное.
   в Ялте была группа интеллигентных светских молодых людей — палачей-добровольцев. Они убивали каждую ночь из любви к искусству.
   Обыкновенно днем кто-нибудь из них заходил в отделение и спрашивал, будет ли ночью работа. Почти всегда среди арестованных были люди, которых спокойно и без последствий можно было вывести в расход. Если работа была, в полночь к определенному месту берега подходила шлюпка, в которую молодые люди принимали одного или нескольких арестованных с их узелками и чемоданами. Им объясняли, что их везут на пароход для отправки в Севастополь. Затем лодка отчаливала, выходя на глубину и стараясь не попадать в луч прожектора английского миноносца. Затем один из тех, кто сидел ближе к арестованному, бил его железным болтом по голове, а иногда и просто тяжелым камнем. Слышалось только хрипение или легкий стон добиваемых людей на дне лодки. Тотчас привязывали убитому камни на шею и на ноги и вместе с вещами спускали в море. Иногда до утра отмывали кровяные пятна на лодке, но часто, несмотря на все старания, это не удавалось.    О том же, но не с такими подробностями, рассказывал мне бывший начальник гарнизона Ялты генерал-лейтенант Зыков во время своего приезда в Галлиполи. Генерал Зыков утверждал, что некоторых из этих палачей он видел в Константинополе. Они собирались продолжать свою работу за границей, а пока работали в константинопольской союзной контрразведке.
  Приговоренных к смертной казни Шпаковский водил лично на место казни, и зимой их водили в одном белье и босиком. Однажды посланный в управление начальника тыла за справкой мой адъютант прибежал взволнованный и доложил мне, что приказания исполнить не мог, так как, придя в управление, он застал такую картину — передаю дальше словами его рапорта: «Еще при входе я услышал какие-то стоны и крики, несшиеся из комнаты адъютантов Шпаковского. Войдя в нее, я увидел компанию офицеров, совершенно пьяных, в числе которых были адъютанты и контрразведчики Шпаковского.
   Они сидели за столом, уставленным бутылками. Перед ними стоял голый человек, один из смертников, предназначенных в ближайшую ночь к расстрелу. Все лицо, голова и грудь его были в крови, и кровь стекала по телу. Руки были связаны на спине. Пьяные офицеры царапали тело смертника вилками и столовыми ножами, тушили зажженные папиросы о его тело и забавлялись его криками. Зрелище было так отвратительно, что я не мог исполнить Вашего приказания и ушел. Но справку получить все равно нельзя, так как они все пьяны».
   Мой доклад Кутепову об этом результатов не имел, и Шпаковский остался на своем месте.

   «Я поселился, — рассказывал Литвиненко — в Симферополе в доме, где жила моя теперешняя жена. Я сразу в нее влюбился, но целый месяц ухаживал безуспешно. Мешал мне один штатский, который также ухаживал за ней и который, видимо, ей нравился.
   Однажды, сидя в театре, я увидел, что в соседнюю ложу вошла моя жена с этим господином. Это так взволновало меня, что чаша моего терпения переполнилась. Я едва досидел до конца акта, а затем, выйдя в фойе, позвал всегда дежуривших в театре агентов и приказал этого господина взять.
   Разговор с ним был короткий. Он был обвинен в большевизме и через четыре дня повешен. Приговор суда, конечно, Кутепов утвердил. Устранив это препятствие, я скоро после этого женился. Жена, пораженная произошедшим, уже более не сопротивлялась».

Подвиги белых офицеров в моем родном Курске

  Капитан Ходатский, офицер офицерской роты III марковского полка, рассказывал мне следующее: «Когда мы вошли в Курск, нам повезло, мы нашли большие склады кожи. Командир офицерской роты немедленно выставил вокруг складов наши караулы. Затем, оставив целыми замки и печати, мы проделали отверстие в стене и всю ночь возили на подводах товар из складов в помещение роты, и к утру три четверти помещений было забито кожами. Затем перед рассветом отверстие в стене было заделано, и склады с целыми замками и печатями были переданы прибывшим из штаба армии комиссиям.
  Четыре дня подряд в помещении роты шла торговля — продавали спекулянтам товар. Деньги делили на всех. После этого у офицеров появилась масса денег. Шла сильная игра и попойки, во время одной из них сильно избили за что-то ротного командира».
   А в это время армия оставалась без сапог.

   Поручик Тилинин рассказывал мне другой трагикомический случай. В этом же Курске было захвачено три вагона сахару. Но часть, захватившая сахар, не успела выгрузить его из вагонов до прибытия комиссии и, комиссия, опечатав вагоны, приставила часовых и сама поместилась рядом. Все были страшно огорчены, но выручил один смелый и находчивый офицер.
Между ним и начальником караула произошел короткий разговор:
— Дело плохо, надо устранить комиссию. Надежны ли ваши люди?
— Совершенно, они моей роты.
— Тогда необходимо, чтобы после первых же выстрелов, которые раздадутся ночью вблизи, они бежали. После этого я обстреляю вагон с комиссией. Если там кого-нибудь убьем, не беда.
— Понял, будет сделано.
   С наступлением темноты затрещал пулемет, и стражи немедленно бежали. Затем, побросав чемоданы, бежали в полном составе члены комиссии, а к утру весь сахар исчез из вагонов, перейдя в собственность доблестной части. Председатель комиссии донес, что ночью большевики сделали на станцию набег.

Источник

   Милые мои френды, я знаю, что перепечатала и выбрала страшные вещи. Но по ссылке есть и более мерзостные рассказы. Скажите мне, неужели ЭТО было правдой?

UPD Дополню свой пост словами pogorily с его разрешения: В комментах, что естественно, всплыла тема о монархии.
   Напомню два момента.
   1. Есенин, крестьянский поэт, тонко чувствовавший и выражавший настроения крестьянства, писал в 1924 году
Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром,
И продал власть аристократ
Промышленникам и банкирам.
   2. Власовцы в своем "пражском манифесте КОНР" писали "В революции 1917 года народы, населявшие Российскую империю, искали осуществления своих стремлений к справедливости, общему благу и национальной свободе. Они восстали против отжившего царского строя, который не хотел, да и не мог уничтожить причин, порождавших социальную несправедливость, остатки крепостничества, экономической и культурной отсталости. Но партии и деятели, не решавшиеся на смелые и последовательные реформы после свержения царизма народами России в феврале 1917 года, своей двойственной политикой, соглашательством и нежеланием взять на себя ответственность перед будущим - не оправдали себя перед народом."
   Тогда, пока память, как оно на самом деле было, жива была, даже власовцы не могли выразиться по-другому, чтобы не вызвать всеобщее отвращение (они же не по белоэмигрантам, они старались советских военнопленных привлечь).
   Изменилось отношение лишь когда умерли живые свидетели и было забыто. Только тогда стало возможно внедрять благостные картинки. Канонизация Николая II - 1981 (власовской более чем полностью РПЦ зарубежом).

Comments

pogorily
24 май, 2010 18:01 (UTC)
Мы не застали. А до Великой Отечественной было довольно много на эту тему.

После Великой Отечественной считалось, что примирение сторон в Гражданскую состоялось. Соответственно не нагнетали - было и быльем поросло. Великая Отечественная его вроде как покрыла, но тем не менее не так давно, были и в 80-е годы живые свидетели.
Самое разумное - не бередить, дать окончательно засохнуть.

Насчет "белые чище и благороднее" - это впечатление породило советское кино 1970-х годов, вроде "Адъютант его превосходительства". Из этих же источников (кино, телеспектакли тех времен) исходят и "белогвардейские песни".

А на практике все было грязно и гнусно.
Потомки сибирских крестьян на момент выхода фильма "Адмиралъ" еше помнили о колчаковских зверствах, через 90 лет.
И настораживать должен хотя бы тот факт, что колчаковцы вели бои (вполне серьезные) между Волгой и Уралом, а восточнее Урала его армия исчезла. Вот исчезла и все тут. И был он после этого в поезде чехословаков, которые сдали его самозародившемуся иркутскому ревкому за то, что к поезду паровоз прицепят.

Вообще, изучая историю гражданской войны, понимаешь, что лучший способ большевизации территории - это побыть ей "под белыми".
Повсеместно практически было так. Деникин в "Очерках русской смуты" пишет, как после кампании 1919 года (когда его армия аж Москве угрожала) они отступали среди враждебного населения и так ушли в Крым.

Есть еще серия "крымских воспоминаний" с основным мотивом - острая нехватка людей в окопах и невероятно большое количество юношей и мужчин призывного возраста в тылу, в курортных местах, в окопы ну никак не рвавшегося. Их было в разы больше, чем в тогдашней белой армии. "Идейно" все белогвардейцы, но воевать решительно не хотели.
lena_malaa
24 май, 2010 18:26 (UTC)
Ясно. Спасибо от всего сердца. Мне будет теперь что предъявлять любителям булок и всяких прочих делением на быдло и господ.
pogorily
24 май, 2010 18:36 (UTC)
Про "хруст булки" настоятельно рекомендую:
1. А.Н.Энгельгардт "Письма из деревни" http://flibusta.net/a/54522
Смоленская губерния, 1872-1887.
Правдивое описание сельской жизни.
И про то как в плохой год крестьянам своего хлеба начинало не хватать с Рождества, и про то как заболевшие умирали даже не от болезни, а от невозможности обеспечить сносное питание и теплое помещение, и про недоступность врачей даже попам и мелким помещикам.
===
Насчет леченья, в случае болезни, в деревне очень плохо не только
крестьянину, но и небогатому помещику. Доктор есть в городе, за 30 верст.
Заболели вы, - извольте посылать в город. Нужно послать а город на тройке или,
по крайней мере, на паре, в приличном экипаже, с кучером. Привезли доктора; за
визит ему нужно дать 15 рублей и уже мало - 10 рублей. Нужно отвезти доктора
в город и привезти лекарство. Сосчитайте все - сколько это составит, а главное,
нужно иметь экипаж, лошадей, кучера. Но ведь в случае серьезной болезни
одного визита мало. Очевидно, что доктор теперь доступен только богатым
помещикам, которые живут по-старопомещичьи, имеют экипажи, кучеров и пр.,
то есть, для лиц, у которых еще осталось старое заведение, для лиц, у которых
сохранились деньги или выкупные свидетельства, у которых еще есть леса,
осталось много отрезков, на счет которых они ведут хозяйство, или для лиц,
которые, живя в деревне, занимают какие-нибудь должности с жалованием.
Небогатые помещики, например, такие, которые имели 300 заложенных душ
крестьян, арендаторы мелких имений, приказчики, управляющие отдельными
хуторами, попы, содержатели постоялых дворов и тому подобные зажиточные,
сравнительно с крестьянами, люди не могут посылать в город за доктором; эти
большею частью пользуются хорошими, то есть имеющими в околотке
известность, фельдшерами, преимущественно из дворовых, фельдшерами,
которые заведовали аптеками и больницами, имевшимися у богатых помещиков
во время крепостного права. Однако и такие фельдшера для массы наших бедных
крестьян тоже недоступны, потому что и фельдшеру нужно дать за визит три
рубля с его лекарством, а то и пять рублей. К таким фельдшерам прибегают
только очень зажиточные крестьяне. Затем следуют фельдшера второго разряда,
лечащие самоучкой, самыми простыми средствами, - деды, бабы и все, кто
маракует хотя немного. Остаются еще случайные доктора: какой-нибудь лекарь
или медицинский студент, приехавший на побывку к родным, и т.п. Заболеет
мужик - ходит, перемогается, пока есть сила. Свалился - лежит. Есть средства - :

сыскивает фельдшера или деда, а нет - просто лежит или к кому-нибудь из
помещиков, у которых есть лекарство, пошлет попросить чего-нибудь. Иные
вылеживаются, выздоравливают. Другие умирают. Лежит, лежит до тех пор, пока
не умрет.
===
lena_malaa
24 май, 2010 18:43 (UTC)
Спасибо, я его читала. У него же нашла точное указание на то, что детская смертность воспринималась как милость Божия, а не как несчастье. Кстати, мне один мой друг написал как-то, что в интернете потихоньку убирают сканы с дореволюционных изданий книг о той жизни. Скоро будем образовывать свои библиотеки похоже...
pogorily
24 май, 2010 18:57 (UTC)
http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0150.shtml
Викентий Викентьевич Вересаев, Лизар (Рассказ)
"Слыхал, как говорится? Дай, господи, скотинку с
приплодом, а деток с приморцем. Вот как говорится у нас!"

Аграрное перенаселение, каждый лишний рот увеличивает риск голода.
lena_malaa
24 май, 2010 19:03 (UTC)
:-* :-* :-*

Какое счастье, что Вы мой френд!
pogorily
24 май, 2010 18:42 (UTC)
2. http://militera.lib.ru/research/golovnin_nn/index.html
Головин H. H. Россия в Первой мировой войне. — Париж, 1939.

Длинно очень и отнюдь не беллетристика - книга военно-научная.
Описывает развал России за время первой мировой решительно по всем нужным для войны показателям.

Я до прочтения этой книги и не знал, что ухитрились (в основном за счет плохой организации) мобилизационный запас призывников растратить к 1917 году. Некого было призывать, ставился вопрос о призыве младших, чем по закону, возрастов. То есть по существу подростков.

В общем большая такая, глубокая дыра, касательно "в шаге от победы были".
lena_malaa
24 май, 2010 19:08 (UTC)
Не только в закладки "для обязательного прочтения" кинула, но и еще направила хорошему другу. Он у меня прошел честный путь от православный-"Сталин бяка, российская империя прелесть" до православный-"Сталин был слишком добрый, а кому нравится РИ - на конюшню!"
pogorily
25 май, 2010 14:51 (UTC)
Тут надо, я полагаю, без фанатизма.
И у Сталина были ошибки (вот о преступлениях на таком уровне говорить уже не следует, но не надо забывать, что для этого уровня "это не преступление, это хуже - ошибка").
И царская власть в РИ в свое время была вполне прогрессивна. Но ничто не вечно, и со временем она перестала соответствовать требованиям и вызовам новой ситуации.
lena_malaa
25 май, 2010 15:50 (UTC)
Так никто не собирается заниматься фанатизмом. Утрирование это не идеализм. Вопрос в том, что и я, и мой хороший друг из среды нормальных православных людей. А это весьма загадочная среда, в которой многие считают дурным тоном думать о РИ нехорошо (даже не плохо в части, а просто нехорошо). Такая даунизация приводит к тому, что лучшим способом борьбы становится "шок это по-нашему", со всеми издержками. Увы, но из-за этих издержек я иногда не могу написать хорошее сообщение по истории неругательного порядка - разучилась...

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko