?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Часто так бывает, что мимолетно сказанная реплика дает направление для долгой работы.
Однажды phillshope порекомендовал мне прочесть статью "Обычай "добровольной смерти у примитивных народов".
Читая ее, я не могла отделаться от мысли, что нечто подобное встречала по отношению к российской действительности.

И, через короткое время, нашла свою заметку-перепечатку статьи из "Мир Божий", 1902 г., № 3 (март) на эту тему.



67 том "Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона" неожиданно вызвал весьма оживленную газетную полемику. В словаре помещена статья "Убийство детей и стариков", в которой, между прочим, находятся следующие строки: "Удивительнее всего, что еще в недавнее время этот обычай (убийство стариков) практиковался в Малороссии. "Людей старых, - говорит госпожа Литвинова, - не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда: "сажать на лубок", "пора на лубок". Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали". Такой случай имела возможность наблюдать сама госпожа литвинова в 80х годах в д. Землянке, Полтавской губернии.
Достоверность этого утверждения была заподозрена "Полтавскими Губернскими Ведомостями", а затем и "Приднепровским Краем", сотрудник которого г. Сланинский увидел во всем этом "какое-то недоразумение", так как убийство старика "не вяжется с характером малорусского народа, у которого в истории скорее можно заметить слегка преувеличенный культ старости".

Уездный землемер г. Пржиборовский признал эти сомнения неосновательными. "Стоя близко к народу и хорошо зная малороссийский быт из источников и из личных наблюдений, - пишет он в том же "Приднепровском Крае", нахожу возможным разъяснить сомнения по вопросу "убийства стариков". Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии); в Малороссии оно выражается двояко: 1) инициатива "убийства принадлежит самому старику (это скорее самоубийство) и 2) инициатива убийства принадлежит детям деликвента.
В первом случае старик совершает все предсмертные, ритуалом предписанные действия (принимает елеопомазание, причащается), прощается с родными и знакомыми, распоряжается имуществом и приказывает детям вывести его в степь на мороз и там оставить; на утро старика хоронят.
Во втором случае дети привязывают старика к салазкам и выволят его, помимо его воли в степь, на мороз; для подобного деяния имеется даже особый термин "посадить на салазки".

Как в первом, так и во втором случае дети остаются безнаказаны: "громада", очевидно, считает, что старик имеет право распоряжаться своею жизнью, и что дети имеют право избавить хату от лишнего рта.

Недавно, работая в славяносербском уезде, в окрестностях села Первозвановки, я имел случай убедиться в том, что обычай существует еще и теперь, дело было так. При мне, в качестве понятого (присяжного) был глубокий старик Орест Чередниченко; это - типичный хохол-старожил, помнящий и "венгерца", и "того Гладкого, що у запорожцив неволю повернув" и чумачество, имеющее даже (по рассказам конечно) сведения о борьбе новопоселенцев - сербов и волохов с коренным населением Кальмиуской паланки (так в тексте), - словом, это интереснейший тип разумного "дида". И вот этот Чередниченко, споря со своими внуками из-завыдела на особые дворы, употребил выражение: "ет ви, дурни, перше мене на саночки посадовыть, а потим вже дилить худобу". Беседуя с ним на тему о разделах хозяйства, я попутно выяснил значение термина "на саночки". По словам Чередниченко, обычай "на саночки" в старые времена имеет обширное применение, и что даже теперь случается старикам умирать в степи по инициативе детей (он называл и имена, но к сожалению, я тогда не записывал разговора и имен не помню); последний известный ему случай был "як цар Лександра Миколаевич на турка ходив", т.е. в 1877-1878 годах.

Несомненно, что обычай существует. Прежде всего он имел некоторое основание от религиозной точки зрения: старик лишил себя жизни, не нарушая целости тела своего "образа Божия"; теперь причина другая - экономическая. Времена меняются - но пережитки времени остаются; так остался, хотя и искаженный, обычай "убийства стариков".
Г. Славинский, однако, дает иное объяснение выражению "на саночки посадовить". Это - пишет он - своеобразный оборот малорусской речи и значит просто "похоронить", без всякого намека на убийство стариков. Это выражение есть отголосок древне-русского оборота речи. Как известно, Владимир Мономах в своем "Поучении" пишет: "Аз, худый, сидя на санях", т.е. переводя на современный язык: "на смертном одре, я..." и т.д. Кроме того, существует рукописная миниатюра, изображающая перенесение мощей св. Глеба, на которой изображены сани, а на них гроб и надпись: "Везут святаго Глеба в раце камен". Существуют и другие свидетельства о странном обычае древней Руси провожать мертвых в могилу на санях и зимой, и летом.
Обычай этот исчез, но оборот речи сохранился в малоросском языке, как вообще в этом языке сохранились многие архаичные формы и выражения. Странному обороту речи, непонятному выражению, народ всегда подыскивает объяснения, - вот, - каким путем, не берусь решать, - слова "посадовить на саночки" оказались связанными с существовавшем в народе сказочным к настоящему времени преданием об убийстве стариков.

Со своей стороны "Саратовский Дневник" добавляет, что обычай этот еще не везде исчез. "В прошлом году такие похороны на санях летом пришлось наблюдать хорошо известному нам лицу в Бессарабии. В Подольской губернии, по рассказам очевидцев, - этот обычай имел значительное распространение еще в 60-х годах. И, быть может, не вывлся в глухих местах и по сей день.
"И у молдаван, и у малороссов проводы умерших стариков в могилу летом на санях выражают дать крайнего уважения. Не хотят трясти останки покойного, тревожить его. В сани запрягают не менее двух пар волов, а иногда пять-шесть пар, смотря по достатку. Таким образом выражение "посадовить на саночки" означает не просто похоронить, а похоронить с почетом."
-----------------------------------------------------------------------------------

PS.От себя добавлю, что в Курской области часто говорят "все, салазки" в смысле "все закончено, смерть, конец, допрыгался."

Comments

astoa
20 июн, 2016 18:56 (UTC)
"Этот обычай в сказках превратился в царевну, которую отдают в жены (или в пищу) речному чудовищу."

Этому есть доказательства?

"Аналогично, инициация молодежи в лесном доме, выстроенном зачастую в форме чудовища, в пасть которого мальчики должны войти, зафиксирована у множества народов Азии, Америки, Океании. Аналогичную структуру имеют инициации племен Австралии."

Какие есть основания для экстаполяции этих обычаев в другую часть планеты и в другую временнУю эру?
anairos
20 июн, 2016 19:10 (UTC)
Этому есть доказательства?

Поскольку Вы не признаете существования науки этнографии, то для Вас – нет. Можете продолжать не верить в нее и дальше.

А вообще-то доказательства есть, и они именно в том, что жертвоприношение девушки – обряд, который существовал у всех земледельческих народов, живших по берегам рек. И такое жертвоприношение интерпретировалось именно как бракосочетание девушки с речным богом.

В результате у тех народов, где обычай существовал, есть легенда о девушке, ставшей женой речного бога. У тех народов, где такой обычай уже не существовал, есть сказка о герое, спасшем девушку, отданную на съедение речному чудовищу. Это обычная сказочная инверсия.

Точно так же повелитель зверей, съедавший героя и превращавший его в шамана, превратился в ягу, которая хочет съесть героя, но он либо побеждает ее, либо находит с ней общий язык и избегает съедения.

Какие есть основания для экстаполяции этих обычаев в другую часть планеты

Возможно, Вы не заметили, но Америка, Австралия, Азия и Океания – это разные части планеты. Существование аналогичных обрядов в древности подтверждается археологическими находками, в частности, наскальными рисунками каменного века. И поэтому то, что в сказках и мифах остались следы таких же обрядов и у других народов, выглядит вполне логично.

Если Вы и дальше будете спрашивать меня об обоснованиях и доказательствах, Вам все-таки проще будет самому прочитать Проппа и Леви-Строса, как минимум. Вопросы соотношения сказки, мифа и ритуала – это огромный массив информации, который физически невозможно втиснуть в рамки комментария в ЖЖ.
astoa
20 июн, 2016 19:57 (UTC)
"Поскольку Вы не признаете существования науки этнографии, то для Вас – нет. Можете продолжать не верить в нее и дальше."

Доказательства это не догмы, чтобы в них верить или не верить. Доказательство - это цепочка конкретных причинно-следственных связей, основанная на формальной логике.

"А вообще-то доказательства есть, и они именно в том, что жертвоприношение девушки – обряд, который существовал..."

Какие этому есть подтверждения (кроме сказочных)?

"подтверждается археологическими находками, в частности, наскальными рисунками каменного века."

Можно по подробнее?

ЗЫ: уж простите, но все Вами высказываемое очень уж походит на банальную лженауку.
lena_malaa
20 июн, 2016 20:12 (UTC)
отец Димитрий, но то, что вам рассказывает Саша, не лженаука. Я замораживаю ветку, чтобы вы в споре не перешли грани.

Извините.

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko