?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Часто так бывает, что мимолетно сказанная реплика дает направление для долгой работы.
Однажды phillshope порекомендовал мне прочесть статью "Обычай "добровольной смерти у примитивных народов".
Читая ее, я не могла отделаться от мысли, что нечто подобное встречала по отношению к российской действительности.

И, через короткое время, нашла свою заметку-перепечатку статьи из "Мир Божий", 1902 г., № 3 (март) на эту тему.



67 том "Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона" неожиданно вызвал весьма оживленную газетную полемику. В словаре помещена статья "Убийство детей и стариков", в которой, между прочим, находятся следующие строки: "Удивительнее всего, что еще в недавнее время этот обычай (убийство стариков) практиковался в Малороссии. "Людей старых, - говорит госпожа Литвинова, - не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда: "сажать на лубок", "пора на лубок". Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали". Такой случай имела возможность наблюдать сама госпожа литвинова в 80х годах в д. Землянке, Полтавской губернии.
Достоверность этого утверждения была заподозрена "Полтавскими Губернскими Ведомостями", а затем и "Приднепровским Краем", сотрудник которого г. Сланинский увидел во всем этом "какое-то недоразумение", так как убийство старика "не вяжется с характером малорусского народа, у которого в истории скорее можно заметить слегка преувеличенный культ старости".

Уездный землемер г. Пржиборовский признал эти сомнения неосновательными. "Стоя близко к народу и хорошо зная малороссийский быт из источников и из личных наблюдений, - пишет он в том же "Приднепровском Крае", нахожу возможным разъяснить сомнения по вопросу "убийства стариков". Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии); в Малороссии оно выражается двояко: 1) инициатива "убийства принадлежит самому старику (это скорее самоубийство) и 2) инициатива убийства принадлежит детям деликвента.
В первом случае старик совершает все предсмертные, ритуалом предписанные действия (принимает елеопомазание, причащается), прощается с родными и знакомыми, распоряжается имуществом и приказывает детям вывести его в степь на мороз и там оставить; на утро старика хоронят.
Во втором случае дети привязывают старика к салазкам и выволят его, помимо его воли в степь, на мороз; для подобного деяния имеется даже особый термин "посадить на салазки".

Как в первом, так и во втором случае дети остаются безнаказаны: "громада", очевидно, считает, что старик имеет право распоряжаться своею жизнью, и что дети имеют право избавить хату от лишнего рта.

Недавно, работая в славяносербском уезде, в окрестностях села Первозвановки, я имел случай убедиться в том, что обычай существует еще и теперь, дело было так. При мне, в качестве понятого (присяжного) был глубокий старик Орест Чередниченко; это - типичный хохол-старожил, помнящий и "венгерца", и "того Гладкого, що у запорожцив неволю повернув" и чумачество, имеющее даже (по рассказам конечно) сведения о борьбе новопоселенцев - сербов и волохов с коренным населением Кальмиуской паланки (так в тексте), - словом, это интереснейший тип разумного "дида". И вот этот Чередниченко, споря со своими внуками из-завыдела на особые дворы, употребил выражение: "ет ви, дурни, перше мене на саночки посадовыть, а потим вже дилить худобу". Беседуя с ним на тему о разделах хозяйства, я попутно выяснил значение термина "на саночки". По словам Чередниченко, обычай "на саночки" в старые времена имеет обширное применение, и что даже теперь случается старикам умирать в степи по инициативе детей (он называл и имена, но к сожалению, я тогда не записывал разговора и имен не помню); последний известный ему случай был "як цар Лександра Миколаевич на турка ходив", т.е. в 1877-1878 годах.

Несомненно, что обычай существует. Прежде всего он имел некоторое основание от религиозной точки зрения: старик лишил себя жизни, не нарушая целости тела своего "образа Божия"; теперь причина другая - экономическая. Времена меняются - но пережитки времени остаются; так остался, хотя и искаженный, обычай "убийства стариков".
Г. Славинский, однако, дает иное объяснение выражению "на саночки посадовить". Это - пишет он - своеобразный оборот малорусской речи и значит просто "похоронить", без всякого намека на убийство стариков. Это выражение есть отголосок древне-русского оборота речи. Как известно, Владимир Мономах в своем "Поучении" пишет: "Аз, худый, сидя на санях", т.е. переводя на современный язык: "на смертном одре, я..." и т.д. Кроме того, существует рукописная миниатюра, изображающая перенесение мощей св. Глеба, на которой изображены сани, а на них гроб и надпись: "Везут святаго Глеба в раце камен". Существуют и другие свидетельства о странном обычае древней Руси провожать мертвых в могилу на санях и зимой, и летом.
Обычай этот исчез, но оборот речи сохранился в малоросском языке, как вообще в этом языке сохранились многие архаичные формы и выражения. Странному обороту речи, непонятному выражению, народ всегда подыскивает объяснения, - вот, - каким путем, не берусь решать, - слова "посадовить на саночки" оказались связанными с существовавшем в народе сказочным к настоящему времени преданием об убийстве стариков.

Со своей стороны "Саратовский Дневник" добавляет, что обычай этот еще не везде исчез. "В прошлом году такие похороны на санях летом пришлось наблюдать хорошо известному нам лицу в Бессарабии. В Подольской губернии, по рассказам очевидцев, - этот обычай имел значительное распространение еще в 60-х годах. И, быть может, не вывлся в глухих местах и по сей день.
"И у молдаван, и у малороссов проводы умерших стариков в могилу летом на санях выражают дать крайнего уважения. Не хотят трясти останки покойного, тревожить его. В сани запрягают не менее двух пар волов, а иногда пять-шесть пар, смотря по достатку. Таким образом выражение "посадовить на саночки" означает не просто похоронить, а похоронить с почетом."
-----------------------------------------------------------------------------------

PS.От себя добавлю, что в Курской области часто говорят "все, салазки" в смысле "все закончено, смерть, конец, допрыгался."

Comments

totta_kai
17 июн, 2016 02:13 (UTC)
Я более, чем уверенна, что это именно погребальный обряд (уже "готового" тела). По аналогии с варяжскими ладьями, в которых погребали даже в курганах, хотя в идеале отправляли погребальную ладью в море и поджигали. Но за неимением, видимо и в курганах было ок, ну а тут летом в санях ок. А санки -- эконом-вариант чего-то похожего))
Погребение в транспортном средстве вообще штука распространённая, ну а если дело в России происходит, пусть и в южной, то в чём хоронить, если не в санках!

Не знаю, как-то надуманно, по-моему, и к тому же, по аналогии с выносом младенцев на мороз.. Вот то, что в хате оставляли, это я могу поверить, а в овраг спускать, это перебор)

title or description

title or description



Edited at 2016-06-17 02:21 (UTC)
lena_malaa
17 июн, 2016 05:10 (UTC)
мне кажется, это и погребальный обряд - и, тем не менее, способ убийства во многих регионах России и Украины.

хз, может спускание в овраг олицетворяло предание земле - в землю ж спускали практически.

Спасибо за фото и рисунок!
totta_kai
17 июн, 2016 05:25 (UTC)
Для способа убийства слишком цветасто, палева много))) такие вещи делали максимально завуалированно. Как с выносом младенца. Например просто покатать старика на санках одев в одну рубаху было бы гораздо практичнее, чем привязывать к саням, оставлять сани в степи.... крестьяне ГОРАЗДО практичнее и тривиальнее народ))
lena_malaa
17 июн, 2016 05:30 (UTC)
тривиальность и ритуализированность это разные вещи, ритуалы вполне могут быть странными и расточительными - ритуалы же.
totta_kai
17 июн, 2016 06:21 (UTC)
Неее, саней зимой точно жалко на такое) если есть возможность рискануть санями, то и прокормить есть возможность.
russian_savage
17 июн, 2016 06:43 (UTC)
Зачем прятаться, если ничего плохого не делаешь? С точки зрения соседей по общине оставляя старика в степи ты всё делаешь правильно. Это потом всякие понаехалово из города на пустом месте возмущаются.
totta_kai
17 июн, 2016 15:17 (UTC)
Потому, что это никогда не считалось чем-то "нормальным". Иначе этому было бы значительно больше подтверждений, в том числе и архиологических (могильники в оврагах, например), чем полторы байки и идиома)))

Да и санями разбрасываться крестьяне не стали бы, вот уж точно.

Edited at 2016-06-17 15:40 (UTC)
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 21:07 (UTC) - Развернуть
totta_kai
17 июн, 2016 06:16 (UTC)
Чот куда-то комент пропал... Я всёж склоняюсь, что слишком уж цветасто для обряда санкционированного убийства, такие вещи свершались куда более завуалированно и подспудно. С тем же выносом младенца всё обстаяло "как бы само собой". Если бы, к примеру, дедулю просто свозили на санях, ну там, в соседний хутор, предварительно одев его в одну рубаху, с ожидаемыми последствиями, то было бы гораздо правдоподобнее. А тут привязывать к саням зачемт, да еще оставлять в степи на всю ночь! Это палевно слишком и сани упереть могли! Крестьяне на самом деле народ ГОРАЗДО более практичный и тривиальный. Поэтому, в хату я верю больше, чем в санки)) тот же хоспис, считай, только усиленного режима.

Ну, и не ясно, что делали летом.. И что делали с бабками (положим, то же самое, но почему нет конкретики?). В те времена зимой люди мёрли и сами толтко в путь, посторонней помощи не требовплось, даже и молодые.

Короче, склоняюсь к романтизации и мифетворчеству. Хотя, конечно, не исключаю, что были какие-нибудь секточки, как те душители, но вряд ли это имело массовый характер..

С третьей же стороны, к примеру, в англоязычной культуре нет такой идиомы именно похоронной, как "проводить в последний путь", хотя похоронные процессии имеются и в принципе не отличаются особо по концепции та. Но тут уж можно и в ту и в другую сторону интерпретировать...

(а, не комент не пропал, просто телефон глюкает. Ну пусть этот будет)

Edited at 2016-06-17 06:19 (UTC)
lena_malaa
17 июн, 2016 20:37 (UTC)
у меня при попытке ответить на него высветилось, что комментарий удален.

Присоединюсь к Саше, сначала был обычай и ритуал, никто не видел причины таиться. Ну а потом пришлось привыкать убивать втайне.

Летом - есть зелень. Летом даже дурак голодным не будет.
sukhodristcheff
8 июл, 2016 14:12 (UTC)
привет, мать
Владимир Мономах начинает свое предсмертное послание детям многозначительной фразой "На санях сидючи"...
а наш старший свременник Высоцкий в "конях привередливых" поет:
И в санях меня галопом
Повлекут по снегу утром.

но у него хоть снег есть. а Мономах Поучение летом писал...
изваяния фраонов к месту погребения на салазках тягали (как и идолов о. Пасхи). но это не тело, а знак...

Edited at 2016-07-08 14:18 (UTC)
lena_malaa
11 июл, 2016 05:45 (UTC)
Re: привет, мать
да, что на том языке говорит "Я, престарелый пердун на смертном одре..."
anairos
17 июн, 2016 06:27 (UTC)
Это одно другому не мешает. Ритуализированное убийство и погребение в принципе осуществлялось одними и теми же способами.

Посмотрите, как это было у японцев, согласно легенде. Стариков уносили на гору и оставляли там. А как японцы до прихода буддизма хоронили мертвых? Да точно так же -- относили подальше и там оставляли. У них вообще не было погребального обряда, они слишком боялись мертвецов. Даже в средние века государи издавали указы, чтобы народ не смел выбрасывать покойников возле дорог и в других неподходящих местах. Горы же вообще считались обителью духов. Отнести человека туда -- значило проводить его в мир мертвых. Ни один японец в здравом уме не остался бы ночевать в горах. Поэтому, кстати, когда там все же появились отшельники, уходившие в горы медитировать, их сразу стали считать полулюдьми-полудемонами.

Или вот возьмите секту душителей, о которой Лена писала совсем недавно. Как они избавлялись от задушенных? Относили в лес, скидывали в ямку и засыпали землей. Ровно то же самое спускание в овраг, с небольшими вариациями.

Что делали летом? Да ничего, скорее всего. Летом еды много, и вопрос избавления от лишних ртов так остро не стоит.

Да и говорить "это слишком вычурно и заметно" -- значит, не понимать сущность ритуала. Он таким и должен быть. По-тихому такие дела делались уже тогда, когда все понимали, что совершают зло и могут за него ответить перед законом. А когда такие вещи воспринимаются как естественный ход событий, их наоборот, стремятся обставить ритуалом, чтобы показать себе и миру, что делают нечто должное.
totta_kai
17 июн, 2016 15:21 (UTC)
Тут народ упускает одну важную деталь: речь идёт НЕ о японцах. Не следует экстраполировать по схеме раз это было у японцев/чукчей/индейцев/атлантов/лемурийцев, то это было везде. Если бы такой обычай действительно существовал в массовой форме, то ему было бы гораздо больше подтверждений, в том числе и архиологических, чем полторы байки и поговорка) )

Однако, могли быть какие-то вариации такого подхода, о чём в моих каментах выше))
anairos
17 июн, 2016 16:03 (UTC)
А никто и не говорит, что такой обычай существовал в России именно в массовой форме. Но такое было, и факты, как я понимаю, засвидетельствованы.
totta_kai
17 июн, 2016 17:18 (UTC)
Если такое было в единичных экземплярах, но наоборот, расхожих поговорок и выражений бы не утвердилось в лексиконе. Так и кем факты засвидетельствованы? Пока что приведены только записи ранних этнографов со слов каких-то деревенских мужиков)) Опять же, если и были таковые случаи, то причинно-следственная связь могла быть обратной -- сначала миф, потом на его основе действия. Такое тоже бывало и бывает сейчас (собственно, всё неоязычество на этом построено).

Ну опять же нестыковка, если не было в массовой форме, то и японию приводить в качестве аналогии не имеет смысла. А вот предположить, что поговорки про "сани смерти" ведут начала от именно погребального ритуала (в конце концов, подавляющее большинство естественных смертей в старые времена происходило именно зимой, отсюда могла и быть мощная привязка именно к саням, что их стали использовать в качестве катафалков и летом) -- гораздо логичнее, имхо.

А в изолированных экземплярах могло быть абсолютно всё, что угодно, естественно! Но следует ли обобщать это под "Русское и малоросское отношение к старикам"? Эдак, масса исторических и антропологических исследований, говорящих о наоборот, очень трепетном отношении к старости, кое сохранилось и поныне, кстати, на уровне колективно-бессознательного (сдавать стариков в дома престарелых считается стыдно, в то время, как на Западе это нормально абсолютно, к примеру), и тут какая-то страшилка а ля "Вечера на хуторе" служит основанием о далеко идущих выводах, ага. Не так ли зарождаются всякий псевдофольклор и, не при дамах будет сказано, культы?)))

Я повторюсь, что бы сделать хоть сколько нибудь обоснованные заключения о том, были ли на самом деле вышеописанные практики, и как распространены, надо бы побольше иметь доказательной базы, чем то, что имеется. Хотя, как гипотеза, имеет право быть, наверное.

Edited at 2016-06-17 17:34 (UTC)

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko