?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Часто так бывает, что мимолетно сказанная реплика дает направление для долгой работы.
Однажды phillshope порекомендовал мне прочесть статью "Обычай "добровольной смерти у примитивных народов".
Читая ее, я не могла отделаться от мысли, что нечто подобное встречала по отношению к российской действительности.

И, через короткое время, нашла свою заметку-перепечатку статьи из "Мир Божий", 1902 г., № 3 (март) на эту тему.



67 том "Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона" неожиданно вызвал весьма оживленную газетную полемику. В словаре помещена статья "Убийство детей и стариков", в которой, между прочим, находятся следующие строки: "Удивительнее всего, что еще в недавнее время этот обычай (убийство стариков) практиковался в Малороссии. "Людей старых, - говорит госпожа Литвинова, - не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда: "сажать на лубок", "пора на лубок". Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали". Такой случай имела возможность наблюдать сама госпожа литвинова в 80х годах в д. Землянке, Полтавской губернии.
Достоверность этого утверждения была заподозрена "Полтавскими Губернскими Ведомостями", а затем и "Приднепровским Краем", сотрудник которого г. Сланинский увидел во всем этом "какое-то недоразумение", так как убийство старика "не вяжется с характером малорусского народа, у которого в истории скорее можно заметить слегка преувеличенный культ старости".

Уездный землемер г. Пржиборовский признал эти сомнения неосновательными. "Стоя близко к народу и хорошо зная малороссийский быт из источников и из личных наблюдений, - пишет он в том же "Приднепровском Крае", нахожу возможным разъяснить сомнения по вопросу "убийства стариков". Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии); в Малороссии оно выражается двояко: 1) инициатива "убийства принадлежит самому старику (это скорее самоубийство) и 2) инициатива убийства принадлежит детям деликвента.
В первом случае старик совершает все предсмертные, ритуалом предписанные действия (принимает елеопомазание, причащается), прощается с родными и знакомыми, распоряжается имуществом и приказывает детям вывести его в степь на мороз и там оставить; на утро старика хоронят.
Во втором случае дети привязывают старика к салазкам и выволят его, помимо его воли в степь, на мороз; для подобного деяния имеется даже особый термин "посадить на салазки".

Как в первом, так и во втором случае дети остаются безнаказаны: "громада", очевидно, считает, что старик имеет право распоряжаться своею жизнью, и что дети имеют право избавить хату от лишнего рта.

Недавно, работая в славяносербском уезде, в окрестностях села Первозвановки, я имел случай убедиться в том, что обычай существует еще и теперь, дело было так. При мне, в качестве понятого (присяжного) был глубокий старик Орест Чередниченко; это - типичный хохол-старожил, помнящий и "венгерца", и "того Гладкого, що у запорожцив неволю повернув" и чумачество, имеющее даже (по рассказам конечно) сведения о борьбе новопоселенцев - сербов и волохов с коренным населением Кальмиуской паланки (так в тексте), - словом, это интереснейший тип разумного "дида". И вот этот Чередниченко, споря со своими внуками из-завыдела на особые дворы, употребил выражение: "ет ви, дурни, перше мене на саночки посадовыть, а потим вже дилить худобу". Беседуя с ним на тему о разделах хозяйства, я попутно выяснил значение термина "на саночки". По словам Чередниченко, обычай "на саночки" в старые времена имеет обширное применение, и что даже теперь случается старикам умирать в степи по инициативе детей (он называл и имена, но к сожалению, я тогда не записывал разговора и имен не помню); последний известный ему случай был "як цар Лександра Миколаевич на турка ходив", т.е. в 1877-1878 годах.

Несомненно, что обычай существует. Прежде всего он имел некоторое основание от религиозной точки зрения: старик лишил себя жизни, не нарушая целости тела своего "образа Божия"; теперь причина другая - экономическая. Времена меняются - но пережитки времени остаются; так остался, хотя и искаженный, обычай "убийства стариков".
Г. Славинский, однако, дает иное объяснение выражению "на саночки посадовить". Это - пишет он - своеобразный оборот малорусской речи и значит просто "похоронить", без всякого намека на убийство стариков. Это выражение есть отголосок древне-русского оборота речи. Как известно, Владимир Мономах в своем "Поучении" пишет: "Аз, худый, сидя на санях", т.е. переводя на современный язык: "на смертном одре, я..." и т.д. Кроме того, существует рукописная миниатюра, изображающая перенесение мощей св. Глеба, на которой изображены сани, а на них гроб и надпись: "Везут святаго Глеба в раце камен". Существуют и другие свидетельства о странном обычае древней Руси провожать мертвых в могилу на санях и зимой, и летом.
Обычай этот исчез, но оборот речи сохранился в малоросском языке, как вообще в этом языке сохранились многие архаичные формы и выражения. Странному обороту речи, непонятному выражению, народ всегда подыскивает объяснения, - вот, - каким путем, не берусь решать, - слова "посадовить на саночки" оказались связанными с существовавшем в народе сказочным к настоящему времени преданием об убийстве стариков.

Со своей стороны "Саратовский Дневник" добавляет, что обычай этот еще не везде исчез. "В прошлом году такие похороны на санях летом пришлось наблюдать хорошо известному нам лицу в Бессарабии. В Подольской губернии, по рассказам очевидцев, - этот обычай имел значительное распространение еще в 60-х годах. И, быть может, не вывлся в глухих местах и по сей день.
"И у молдаван, и у малороссов проводы умерших стариков в могилу летом на санях выражают дать крайнего уважения. Не хотят трясти останки покойного, тревожить его. В сани запрягают не менее двух пар волов, а иногда пять-шесть пар, смотря по достатку. Таким образом выражение "посадовить на саночки" означает не просто похоронить, а похоронить с почетом."
-----------------------------------------------------------------------------------

PS.От себя добавлю, что в Курской области часто говорят "все, салазки" в смысле "все закончено, смерть, конец, допрыгался."

Comments

( 134 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
gyrates
16 июн, 2016 19:11 (UTC)
Откуда взяться "преувеличенному культу старости" в обществе с вечным недоеданием?... Впрочем, поговорить с преувеличенным уважением и т.п. никто не мешает.
lena_malaa
16 июн, 2016 19:12 (UTC)
Не, представление интеллигенции о народе не всегда соответствовали действительности.
Наверно, никогда не соответствовали.
Откуда - (Анонимно) - 19 июн, 2016 09:07 (UTC) - Развернуть
Re: Откуда - lena_malaa - 19 июн, 2016 09:18 (UTC) - Развернуть
Когда реально жрать нечего - (Анонимно) - 19 июн, 2016 10:56 (UTC) - Развернуть
Re: Откуда - flor_del_rian - 25 июл, 2016 10:28 (UTC) - Развернуть
Re: Откуда - lena_malaa - 25 июл, 2016 17:41 (UTC) - Развернуть
Re: Откуда - flor_del_rian - 25 июл, 2016 18:42 (UTC) - Развернуть
Re: Откуда - gyrates - 19 июн, 2016 09:44 (UTC) - Развернуть
przghl
16 июн, 2016 19:17 (UTC)

В сказках этот момент про стариков, детей и лишние рты настолько распространён, что странно мне, что его сейчас сильно стараются не замечать, сплошные гуд олд тайм.

lena_malaa
16 июн, 2016 19:24 (UTC)
Да, согласна. Ну так мода на идеализацию дореволюционного прошлого есть, и соответственно есть и предложение - рассказы о благостной жизни.
(без темы) - przghl - 16 июн, 2016 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 16 июн, 2016 20:02 (UTC) - Развернуть
shibzdya
16 июн, 2016 19:25 (UTC)
Вот да, после народных сказок как-то вообще не удивительно это все.
lena_malaa
16 июн, 2016 19:27 (UTC)
особенно неадатированных, Кать. Но и адаптированные тоже достаточно откровенны.
(без темы) - shibzdya - 16 июн, 2016 19:28 (UTC) - Развернуть
pudgik
16 июн, 2016 19:53 (UTC)
Дак это.. В "Поднятой целине" отсылка на "заветы предков" очень четко проговорена.
lena_malaa
16 июн, 2016 19:55 (UTC)
Ты что, у нас ангелы благочестивые жили, а злые большевики им жизнь испортили!
(без темы) - pudgik - 16 июн, 2016 20:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - snejniy_elf - 16 июн, 2016 22:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 04:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mamselle_d - 20 июн, 2016 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 20 июн, 2016 19:20 (UTC) - Развернуть
angevine_russe
16 июн, 2016 20:10 (UTC)
Японцы на гору стариков относили. Северные народы оставляли стариков при откочевывании. У все народов, думаю, подобное было. От бедности - невозможность прокормить неработающих членов семьи, рода...
lena_malaa
16 июн, 2016 20:11 (UTC)
Да, но сомневаюсь, что у развитых народов до конца 19 века это практиковалось. В отличие от.
(без темы) - laycin - 16 июн, 2016 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 16 июн, 2016 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - laycin - 17 июн, 2016 08:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - angevine_russe - 16 июн, 2016 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 16 июн, 2016 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 02:16 (UTC) - Развернуть
astoa
16 июн, 2016 20:53 (UTC)
А Гензель и Греттель почему в лесу оказались?
lena_malaa
17 июн, 2016 04:59 (UTC)
Вот кстати да, отче! Вы абсолютно правы, напомнив об этой сказке!
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 06:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - limachko - 17 июн, 2016 06:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 06:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Taf Taffus - 17 июн, 2016 07:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Taf Taffus - 17 июн, 2016 10:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Taf Taffus - 17 июн, 2016 16:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 16:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Taf Taffus - 17 июн, 2016 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 16:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bely_den - 17 июн, 2016 07:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 09:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 09:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 11:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 13:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 14:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 17 июн, 2016 16:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 16:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 20 июн, 2016 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 20 июн, 2016 18:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 20 июн, 2016 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 20 июн, 2016 19:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 20 июн, 2016 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 20 июн, 2016 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 18 июн, 2016 04:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 20:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Taf Taffus - 17 июн, 2016 15:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - astoa - 20 июн, 2016 17:55 (UTC) - Развернуть
z_z_zanuda
16 июн, 2016 21:23 (UTC)
Полагаю, это явление характерно вообще для любого доиндустриального общества, без особой привязки к географии. И в рамках такового общества вполне этично и логично.
Плюс к тому - само отношение к смерти, своей и чужой было в массовом сознании иным, чем мы привыкли. Как грицца, дело житейское.
lena_malaa
17 июн, 2016 05:04 (UTC)
Да, ты прав - мне сейчас про аналогичную западноевропейскую практику напомнили и рассказали.
И в отношении отношения к смерти тоже прав, общинное сознание не подразумевало индивидуализма и осознания общиной ценности одной человеческой жизни как чего-то священного.
(без темы) - Taf Taffus - 17 июн, 2016 07:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 20:46 (UTC) - Развернуть
ula_alu
17 июн, 2016 00:19 (UTC)
умели люди эффективно квартирный вопрос решать
de_bugging
17 июн, 2016 00:33 (UTC)
а москвичи то не знают!!!
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 05:06 (UTC) - Развернуть
totta_kai
17 июн, 2016 02:13 (UTC)
Я более, чем уверенна, что это именно погребальный обряд (уже "готового" тела). По аналогии с варяжскими ладьями, в которых погребали даже в курганах, хотя в идеале отправляли погребальную ладью в море и поджигали. Но за неимением, видимо и в курганах было ок, ну а тут летом в санях ок. А санки -- эконом-вариант чего-то похожего))
Погребение в транспортном средстве вообще штука распространённая, ну а если дело в России происходит, пусть и в южной, то в чём хоронить, если не в санках!

Не знаю, как-то надуманно, по-моему, и к тому же, по аналогии с выносом младенцев на мороз.. Вот то, что в хате оставляли, это я могу поверить, а в овраг спускать, это перебор)

title or description

title or description



Edited at 2016-06-17 02:21 (UTC)
lena_malaa
17 июн, 2016 05:10 (UTC)
мне кажется, это и погребальный обряд - и, тем не менее, способ убийства во многих регионах России и Украины.

хз, может спускание в овраг олицетворяло предание земле - в землю ж спускали практически.

Спасибо за фото и рисунок!
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 05:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 05:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 06:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - russian_savage - 17 июн, 2016 06:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 21:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 06:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 15:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anairos - 17 июн, 2016 16:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - totta_kai - 17 июн, 2016 17:18 (UTC) - Развернуть
a_rakovskij
17 июн, 2016 02:42 (UTC)

Насчет салазок - такое выражение было распространено и у нас в Сибири

totta_kai
17 июн, 2016 04:10 (UTC)
В Сибири много выходцев из южных областей России и из Украины.
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 05:11 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
17 июн, 2016 05:12 (UTC)
Получается, что у всех народов были такие обычаи. В западной Европе это тоже не было чем-то экстремальным.
(без темы) - flor_del_rian - 25 июл, 2016 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 25 июл, 2016 17:41 (UTC) - Развернуть
Mykola Svanidze
17 июн, 2016 04:45 (UTC)
почему санки?
Но покуда Теркин санки
Сколько мог
В бою берег,
Двинул немец, точно штангой,
Да не в санки,
А под вздох.
totta_kai
17 июн, 2016 06:30 (UTC)
А откуда инфа про "сажать на лубок"? Я такого выражения никогда не слышала, а гугл выдаёт цитаты из, в сущности, одного и того же источника..
lena_malaa
17 июн, 2016 20:39 (UTC)
я написала, точнее перепечатала ))))

67 том "Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона" неожиданно вызвал весьма оживленную газетную полемику. В словаре помещена статья "Убийство детей и стариков", в которой, между прочим, находятся следующие строки: "Удивительнее всего, что еще в недавнее время этот обычай (убийство стариков) практиковался в Малороссии. "Людей старых, - говорит госпожа Литвинова, - не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда: "сажать на лубок", "пора на лубок". Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали". Такой случай имела возможность наблюдать сама госпожа литвинова в 80х годах в д. Землянке, Полтавской губернии.
bely_den
17 июн, 2016 07:33 (UTC)
Мне по аналогии вспомнилось из книги какого-то этнографа, кажется, Подольного, как немощный старик в каком-то африканском (?) племени негодовал, что дети не хотят убить и съесть его, как полагается по обряду. Измельчала, мол, молодежь, испортилась.
totta_kai
17 июн, 2016 15:22 (UTC)
Таких людей не есть надо, а гвозди с них делать!
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 20:46 (UTC) - Развернуть
fhlksjah
17 июн, 2016 09:52 (UTC)
У нас до сих пор много брошенных стариков. Я как-то была связана с фирмой, оказывающий помощь таким людям. Так что можно сказать что в СПб обычай жив.
Да и статистика по детям в детдомах не радовала на, по-моему, 2007 год. Там было что-то 60% детей в детдомах при живых родителях, родителях, а не родственниках.
anairos
17 июн, 2016 10:51 (UTC)
Ну, согласитесь, то, что не убивают, уже прогресс. Хотя, конечно, есть куда развиваться дальше...
(без темы) - fhlksjah - 17 июн, 2016 11:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 17 июн, 2016 20:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fhlksjah - 29 июн, 2016 16:21 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 134 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko