?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Любители хруста французской булки обожают приводить примеры благочестия из жизни Российской империи. Я же буду вам рассказывать те истории из жизни Российской империи, которые удивили даже меня.



В глухих лесах Царевококшайского уезда появилась новая раскольничья секта "подпольников душителей" или просто "душителей". По словам "Волгаря", отличительной чертой этой секты является то, что у них ни один человек, принадлежащий к секте, не умирает своей естественной смертью. Достаточно захворать кому-либо из сектантов на столько серьезно, что ни один "знахарь" или "колдун" (к докторам никто из них не обращается) не в состоянии "выпользовать" больного человека, то близкие ему люди или родные увозят больного куда-нибудь подальше от селения, нередко в какую-нибудь тесную глухую сторожку, и там готовят "болящего раба" к смерти.
Больной, оставленный без всякой медицинской помощи, без всякого надзора и ухода, задушается на смертном одре. А затем труп задушенного отвозится в лесную трущобу и зарывается где-нибудь на дне глубокого оврага, причем могила ловко маскируется хворостом, дерном и т.п., так что впоследствии сами родственники не в состоянии указать могилы. Задушение умирающего больного, по вероучению этой секты, знаменует собою тот "мученический венец", без которого ни один человек не может унаследовать царства небесного.
На этом вероучении и основывается весь дикий фанатизм "подпольников", которому они слепо повинуются, несмотря на все преследования со стороны администрации и на целый ряд уголовных дел по обвинению в убийстве. Но в данном случае следственная власть и сами представители медицинской науки зачастую затрудняются разрешить, имело ли место убийство или нет. Дело в том, что безнадежно больной, который и без того должен был умереть, задушается обыкновенно подушкой, накидываемой ему плотно на рот; знаков насилия на теле никаких не остается, а вскрытие тела умершего констатирует ту или иную болезнь, которой страдал покойный.

Целый ряд дел по поводу таких убийств накончился ничем, в виду отсутствия прямых улик к обвинению. Благодаря всему этому, секта "подпольников-душителей" находит себе все большее число адептов среди крестьянского населения Царевококшайского и смежных уездов и дает немало хлопот сельским и судебным властям.


"Мир Божий", 1895 год, № 6 (июнь)


UPD. Татьяна Галанова привела еще одно свидетельство той эпохи о секте душителей:

Рассказывая о секте "бегунов", мне вспомнилась другая секта в Вичугском районе, где жили братья Разореновы; одни ее называли "красная смерть", другие наименовали "делателями ангелов", а многие величали просто "душителями". Вичугский район изобиловал разными сектами, укрывшимися в лесных дебрях этой местности, называемой жителями соседних окраин "Чертовым углом".
Мне пришлось слышать от Александра Федоровича Морокина, фабриканта этой местности, что писатель Мельников-Печерский, написавший "В лесах" и "На горах"7 , писал этот роман у него в доме на фабрике, пользуясь его, морокинским, знакомством и связями с сектантами этого района. Они вместе с ним вдвоем объездили много скитов и познакомились с образом жизни сектантов и их обычаями.
На нашей фабрике при селе Вичуга (сначала под фирмой "Разоренов и Кормилицын", а потом переименованной в Большую Кинешемскую мануфактуру) был доверенным Дмитрий Яковлевич Митрофанов, который работал здесь более пятидесяти лет. Мне случайно пришлось узнать, что Митрофанов принадлежал к секте "красная смерть".
Основание этой секты следующее: всякого члена ее, серьезно захворавшего и близкого к смерти, когда потеряна всякая надежда на выздоровление, обязательно нужно задушить. Этим страданием и мученичеством умирающий искупает свои грехи и таким образом приводится к ангельскому чину.
Д. Я. Митрофанов, будучи шестидесяти с чем-то лет, захворал крупозным воспалением легких, местные врачи признали положение больного безнадежным. Его единомышленники, главари секты, сочли, что настало время привести Митрофанова в "ангельский чин", и приступили к его осуществлению, предварительно выпроводив всех домашних из дома, за исключением жены, тоже принадлежащей к этой секте.
Удушение производится особой подушкой красного цвета. Не потому ли эта смерть называется сектантами "красная"?
В то время, когда собравшиеся сектанты в количестве нескольких человек приступили к душению, одна из замужних дочерей Митрофанова, жившая в Костроме, узнав о плохом состоянии здоровья своего отца, приехала его навестить в дом со своим мужем. Они каким-то способом прошли в спальню отца, где и увидали картину удушения красной подушкой. Дочь и зять подняли крик, и перед окнами начали собираться фабричные, шедшие с фабрики, и душители, испугавшись толпы, поспешили убежать, оставив измученного, но еще живого больного.
Дети Митрофанова, не состоящие в секте, отлично знали, что адептов этого толка сектантов имеется в Вичуге большое количество, и, по их мнению, недоделанное душение - величайший грех и во что бы то ни стало следует привести его в исполнение; дети, боясь, что они употребят все усилия задушить отца, учредили охрану дома, с приглашением полицейских, дежуривших день и ночь у его дома.

Comments

phillshope
2 июн, 2016 08:18 (UTC)
Вспомнилась любопытная статья на эту тему Д.К.Зеленина "Обычай «добровольной смерти» у примитивных народов". Может, уже обсуждалось. Там приводятся свидетельства 19-го и вплоть до начала 20-го века. На Севере России это было обычным делом, очень прагматичные люди. Основной посыл был в том, что если умереть своей смертью или от болезни, то человека съедает злой дух, возвращается после смерти и вредит живым родственникам. Любопытно, что под влиянием христианства или в интерпретации духовных лиц злой дух стал конкретно дьяволом, а душа душой.
http://ec-dejavu.ru/d/Death_voluntary.html
«Поводом к добровольной смерти стариков служит, отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжелые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе»В. Г. Богораз
lena_malaa
2 июн, 2016 19:23 (UTC)
Нет, точно не обсуждалась! Спасибо за интересную статью. Кстати, такое отношение было характерно и к старикам в Малороссии (на Украине), ну и в некоторых губерних центральной России. Если не забуду, выложу на следующей неделе текст.

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko