lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Categories:

Секта душителей в Российской империи


Любители хруста французской булки обожают приводить примеры благочестия из жизни Российской империи. Я же буду вам рассказывать те истории из жизни Российской империи, которые удивили даже меня.



В глухих лесах Царевококшайского уезда появилась новая раскольничья секта "подпольников душителей" или просто "душителей". По словам "Волгаря", отличительной чертой этой секты является то, что у них ни один человек, принадлежащий к секте, не умирает своей естественной смертью. Достаточно захворать кому-либо из сектантов на столько серьезно, что ни один "знахарь" или "колдун" (к докторам никто из них не обращается) не в состоянии "выпользовать" больного человека, то близкие ему люди или родные увозят больного куда-нибудь подальше от селения, нередко в какую-нибудь тесную глухую сторожку, и там готовят "болящего раба" к смерти.
Больной, оставленный без всякой медицинской помощи, без всякого надзора и ухода, задушается на смертном одре. А затем труп задушенного отвозится в лесную трущобу и зарывается где-нибудь на дне глубокого оврага, причем могила ловко маскируется хворостом, дерном и т.п., так что впоследствии сами родственники не в состоянии указать могилы. Задушение умирающего больного, по вероучению этой секты, знаменует собою тот "мученический венец", без которого ни один человек не может унаследовать царства небесного.
На этом вероучении и основывается весь дикий фанатизм "подпольников", которому они слепо повинуются, несмотря на все преследования со стороны администрации и на целый ряд уголовных дел по обвинению в убийстве. Но в данном случае следственная власть и сами представители медицинской науки зачастую затрудняются разрешить, имело ли место убийство или нет. Дело в том, что безнадежно больной, который и без того должен был умереть, задушается обыкновенно подушкой, накидываемой ему плотно на рот; знаков насилия на теле никаких не остается, а вскрытие тела умершего констатирует ту или иную болезнь, которой страдал покойный.

Целый ряд дел по поводу таких убийств накончился ничем, в виду отсутствия прямых улик к обвинению. Благодаря всему этому, секта "подпольников-душителей" находит себе все большее число адептов среди крестьянского населения Царевококшайского и смежных уездов и дает немало хлопот сельским и судебным властям.


"Мир Божий", 1895 год, № 6 (июнь)


UPD. Татьяна Галанова привела еще одно свидетельство той эпохи о секте душителей:

Рассказывая о секте "бегунов", мне вспомнилась другая секта в Вичугском районе, где жили братья Разореновы; одни ее называли "красная смерть", другие наименовали "делателями ангелов", а многие величали просто "душителями". Вичугский район изобиловал разными сектами, укрывшимися в лесных дебрях этой местности, называемой жителями соседних окраин "Чертовым углом".
Мне пришлось слышать от Александра Федоровича Морокина, фабриканта этой местности, что писатель Мельников-Печерский, написавший "В лесах" и "На горах"7 , писал этот роман у него в доме на фабрике, пользуясь его, морокинским, знакомством и связями с сектантами этого района. Они вместе с ним вдвоем объездили много скитов и познакомились с образом жизни сектантов и их обычаями.
На нашей фабрике при селе Вичуга (сначала под фирмой "Разоренов и Кормилицын", а потом переименованной в Большую Кинешемскую мануфактуру) был доверенным Дмитрий Яковлевич Митрофанов, который работал здесь более пятидесяти лет. Мне случайно пришлось узнать, что Митрофанов принадлежал к секте "красная смерть".
Основание этой секты следующее: всякого члена ее, серьезно захворавшего и близкого к смерти, когда потеряна всякая надежда на выздоровление, обязательно нужно задушить. Этим страданием и мученичеством умирающий искупает свои грехи и таким образом приводится к ангельскому чину.
Д. Я. Митрофанов, будучи шестидесяти с чем-то лет, захворал крупозным воспалением легких, местные врачи признали положение больного безнадежным. Его единомышленники, главари секты, сочли, что настало время привести Митрофанова в "ангельский чин", и приступили к его осуществлению, предварительно выпроводив всех домашних из дома, за исключением жены, тоже принадлежащей к этой секте.
Удушение производится особой подушкой красного цвета. Не потому ли эта смерть называется сектантами "красная"?
В то время, когда собравшиеся сектанты в количестве нескольких человек приступили к душению, одна из замужних дочерей Митрофанова, жившая в Костроме, узнав о плохом состоянии здоровья своего отца, приехала его навестить в дом со своим мужем. Они каким-то способом прошли в спальню отца, где и увидали картину удушения красной подушкой. Дочь и зять подняли крик, и перед окнами начали собираться фабричные, шедшие с фабрики, и душители, испугавшись толпы, поспешили убежать, оставив измученного, но еще живого больного.
Дети Митрофанова, не состоящие в секте, отлично знали, что адептов этого толка сектантов имеется в Вичуге большое количество, и, по их мнению, недоделанное душение - величайший грех и во что бы то ни стало следует привести его в исполнение; дети, боясь, что они употребят все усилия задушить отца, учредили охрану дома, с приглашением полицейских, дежуривших день и ночь у его дома.

Tags: Казанская губерния, Костромская губерния, антология человеческой глупости, российская империя, секты и психокульты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →