?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Народ лишнего не скажет и плохого не посоветует.

Давно я не писала о настоящей дореволюционной России. Но после разговора в блоге моего друга я решила вспомнить старое хобби.

Тряхнуть, так сказать, стариной.
Старина была не против.



Сначала я представляю вам пословицы и поговорки Череповецкого уезда Новгородской губернии. Сразу хочу предупредить, что пословицы, которые нам знакомы из школьных учебников, цитировать не стала.

Хорошо жить по людям, да тяжело грудям.

В Питер с котомочкой, а из Питера с ребеночком.

Будет ему старому чужой век заедать, на то свете давно его с фонарями ищут.

Слово - олово, а молчание серебро.

Сын в карман притащит, а дочь в подоле принесет.

Растить дочку, что лить в дырявую бочку.

Семья вся в одну точку: матка в дочку, сын в отца, отец в пса, и вся порода собачья.

Пьяная баба - чужая баба.

Пизда хоть и дырява, лишь бы морда не корява.

Кто курит табачок, тот Христов мужичок, кто нюхает табак, тот хуже собак.

Выбирай корову по рогам, а девушку по родам.

Выбирай быка по рогам, а мужика по мудям.

"Тебя надо учить, хороший хуй всучить; пошатывать да добывать, тогда и будешь понимать" - говорят бестолковой женщине.

"Скорее найдешь во мху земляницу, чем у нас честную девицу! - говорят про девушек одной местности, откуда их много уходит на посторонние заработки в Петербург и в Москву (прим. публикатора 19 века - "не мешало бы точнее обозначить местность").

Пошла в люди, узнала и муди.

Не на то пизда и шита, чтобы сыпать туда жито, а на то Бог уродил, чтобы хуй туда ходил.

Не так трудно воровать, как концы в воду девать.

Утро вечера мудренее: кобыла мерина удалее.
"Живая старина". Том 1. 1906 год.




Загадки Вологодской губернии Кадниковского уезда:
"Две дырки вместе и обе в тесте" - две невестки и обе небрежны.
"У девушки, у сиротушки, загорелось в середочке, а у доброго молодца закапало с конца" - самовар.
"Пирог мясной, а корка деревянная" - мертвое тело в гробу.
"Висит, болтается - настанет утро и всяк притыкается" - рукомойник на веревке.
"Живая старина", том 3, 1903 г.




В Тамбовской губернии свинья это нечистое животное: и людей ест, и оборотнем бывает; но опалить ее на огне - и она станет самым чистым. (с)

Проживая в различных местах Западной Сибири (в тюменском уезде, в г. Омске, Сургуте), нам пришлось убедиться в том, что среди простого народа в этой местности существует твердая уверенность в существовании вещицы, в Сургуте называемой труболеткою.
Вещица по народному представлению существо злое, получающее начало от нечистой силы. Обыкновенно в каждом селении жители с полным убеждением указывают на ту или иную женщину, которая при случае превращается в вещицу.
Превращение женщины в вещицу происходит всегда одинаковым образом: туловище без головы вещица оставляет под "поганым корытом" (корыто, в котором производится стирка), а сама превращается в сороку и вылетает в дымовую трубу на свои дела. Специальные же занятия ея заключаются в насильственном и преждевременном изъятии плода из беременных животных и женщин, после чего обыкновенно животное или женщина подвергаются смерти.
Если кому-нибудь удалось увидеть оставленное под корытом тело, то вещица навсегда осталась бы сорокой. На этом основании часто сорока внушает суеверный страх простому человеку, в особенности когда поведение ея замечаются какие-нибудь странности (если, например, сорока стрекочет в сумерках).
"Живая старина" 1896 г.



UPD. Спасибо моему другу 6_h_h, благодаря которому стали известны новые подробности из жизни вещицы:




От сект тоже надо иногда отдыхать.

Comments

anairos
12 май, 2016 18:54 (UTC)
Рокуро-куби – такое интересное существо, которое днем притворяется человеком, а ночью его тело лежит трупом, а голова летает самостоятельно. Питается всем, что найдет, но при случае может и человека загрызть, тем более что рокуро-куби обычно живут кланами.

По другой версии, голова у них не отделяется, а просто шея может удлиняться до невероятности.

Чтобы убить рокуро-куби, нужно не дать его голове прирасти обратно на тело до рассвета.

Вполне возможно, что это какое-то общесибирское поверье, которое от местных народов переняли и русские, которые там поселились.
lena_malaa
12 май, 2016 19:31 (UTC)
Возможно общесибирское, которое у русских трансформировалась в вещицу, и дошло до Японии, где тоже переродилось.
Согласись, редкий образец нечисти, в центральных районах России я его не встречала.
anairos
12 май, 2016 19:33 (UTC)
Ведьмы, оборачивающиеся сороками – вполне общерусское поверье. Но чтобы превращалась только голова – это в самом деле уникально.
mishima_yuri0
25 май, 2016 05:57 (UTC)
А я вот думаю это поверье ещё в период формирования и расселения народов по Азии возникло, на заре их культур. А русские да, уже при колонизации Сибири переняли. Чисто ИМХО. Там если копнуть много мотивов общих.
lena_malaa
26 май, 2016 16:45 (UTC)
В общем, копать и копать, из темы получится просто чудесный диссер. Но, блин, мы заняты другой работой в реале, может кто займется.

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko