lena-malaa (lena_malaa) wrote,
lena-malaa
lena_malaa

Categories:

Дистиллированная народная мудрость.



Народ лишнего не скажет и плохого не посоветует.

Давно я не писала о настоящей дореволюционной России. Но после разговора в блоге моего друга я решила вспомнить старое хобби.

Тряхнуть, так сказать, стариной.
Старина была не против.



Сначала я представляю вам пословицы и поговорки Череповецкого уезда Новгородской губернии. Сразу хочу предупредить, что пословицы, которые нам знакомы из школьных учебников, цитировать не стала.

Хорошо жить по людям, да тяжело грудям.

В Питер с котомочкой, а из Питера с ребеночком.

Будет ему старому чужой век заедать, на то свете давно его с фонарями ищут.

Слово - олово, а молчание серебро.

Сын в карман притащит, а дочь в подоле принесет.

Растить дочку, что лить в дырявую бочку.

Семья вся в одну точку: матка в дочку, сын в отца, отец в пса, и вся порода собачья.

Пьяная баба - чужая баба.

Пизда хоть и дырява, лишь бы морда не корява.

Кто курит табачок, тот Христов мужичок, кто нюхает табак, тот хуже собак.

Выбирай корову по рогам, а девушку по родам.

Выбирай быка по рогам, а мужика по мудям.

"Тебя надо учить, хороший хуй всучить; пошатывать да добывать, тогда и будешь понимать" - говорят бестолковой женщине.

"Скорее найдешь во мху земляницу, чем у нас честную девицу! - говорят про девушек одной местности, откуда их много уходит на посторонние заработки в Петербург и в Москву (прим. публикатора 19 века - "не мешало бы точнее обозначить местность").

Пошла в люди, узнала и муди.

Не на то пизда и шита, чтобы сыпать туда жито, а на то Бог уродил, чтобы хуй туда ходил.

Не так трудно воровать, как концы в воду девать.

Утро вечера мудренее: кобыла мерина удалее.
"Живая старина". Том 1. 1906 год.




Загадки Вологодской губернии Кадниковского уезда:
"Две дырки вместе и обе в тесте" - две невестки и обе небрежны.
"У девушки, у сиротушки, загорелось в середочке, а у доброго молодца закапало с конца" - самовар.
"Пирог мясной, а корка деревянная" - мертвое тело в гробу.
"Висит, болтается - настанет утро и всяк притыкается" - рукомойник на веревке.
"Живая старина", том 3, 1903 г.




В Тамбовской губернии свинья это нечистое животное: и людей ест, и оборотнем бывает; но опалить ее на огне - и она станет самым чистым. (с)

Проживая в различных местах Западной Сибири (в тюменском уезде, в г. Омске, Сургуте), нам пришлось убедиться в том, что среди простого народа в этой местности существует твердая уверенность в существовании вещицы, в Сургуте называемой труболеткою.
Вещица по народному представлению существо злое, получающее начало от нечистой силы. Обыкновенно в каждом селении жители с полным убеждением указывают на ту или иную женщину, которая при случае превращается в вещицу.
Превращение женщины в вещицу происходит всегда одинаковым образом: туловище без головы вещица оставляет под "поганым корытом" (корыто, в котором производится стирка), а сама превращается в сороку и вылетает в дымовую трубу на свои дела. Специальные же занятия ея заключаются в насильственном и преждевременном изъятии плода из беременных животных и женщин, после чего обыкновенно животное или женщина подвергаются смерти.
Если кому-нибудь удалось увидеть оставленное под корытом тело, то вещица навсегда осталась бы сорокой. На этом основании часто сорока внушает суеверный страх простому человеку, в особенности когда поведение ея замечаются какие-нибудь странности (если, например, сорока стрекочет в сумерках).
"Живая старина" 1896 г.



UPD. Спасибо моему другу 6_h_h, благодаря которому стали известны новые подробности из жизни вещицы:




От сект тоже надо иногда отдыхать.
Tags: Вологодская губерния, Новгородская губерния, Сибирь, Тамбовская губерния, российская империя, язычество/двоеверие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 140 comments