?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Итак, наступили 20-е годы прошлого века. Ломалось и менялось все, но прежде всего отношение к религии.
Не секрет, что даже на уровне интуиции руководители комсомольских органов понимали простой факт – проще подменить контуры архетипа, чем его уничтожить. Поэтому просто уничтожением привычки к православному образу жизни не ограничивались, а старались подменить их содержание.
Проведение мероприятий координировалось специальной комиссией, которая работала при ЦК РКСМ. К работе привлекли Вс. Мейерхольда, С. Городецкого, Н. Асеева: им поручили подготовить массовые постановки на тему "Праздник Пасхи — праздник солнца и весны". В рассылаемых на места инструкциях специально оговаривалось, что празднование должно "подчеркнуть противоположность между религиозным праздником (тупость, смирение, чаяние Царства Божьего на небе, его враждебность по отношению к классовой борьбе) и праздником пролетарским". Однако всенародных шествий на Пасху решили не проводить, поскольку в деревне массовые шествия чреваты беспорядками.
Так в обиход начали вводиться «комсомольские Пасхи». Что они из себя представляли?
Вот как описывает Пасху на Рогожском старообрядческом кладбище одна из прихожанок: "На спортивной площадке, устроенной прямо напротив храма, к пасхальной ночи натянули полотно и демонстрируют кинофильм. Рядом кто-то уже бравурно заиграл на гармошке, забренчала по соседству гитара. Началось какое-то беснование. Ошалелый свист, крики, разудалое пение...."

Выработанный комиссией план проведения Комсомольской Пасхи выглядел следующим образом:
1. Кампания носит углубленный пропагандистский характер и не выносится на улицу в виде шествий, карнавалов и т. д.
2. Кампания начинается в середине марта (то есть с началом Великого поста). Начало ее приурочивается к клубному вечеру Коперника, в котором проводится мысль о противоречии науки и религиозных верований и изображаются гонения церкви на научную мысль...
3. К светлому воскресению приурочивается центральный момент кампании — клубный вечер со следующей программой:
а) доклад (с диапозитивами) «Пасха Христова и Первомайский праздник Труда";
б) инсценировка;
в) юмористическая часть (буффонада, частушки, стихи, петрушки и т. д.).
4. Закрепление результатов проведенной кампании переносится главным образом в политкружок, где проводится дарвиновская пропаганда.

Первая компания комсомольского рождества прошла в 1922 году. Рекомендовалось проводить обход по домам с красной звездой, “славя Советскую власть”, устраивать “красные елки”. Основным лозунгом кампании было: “Смотр низложенных богов”. Комсомольцы должны были показать, что в празднестве нет никакой святости, что никакие боги не рождались и не умирали, что новому поколению не нужны ни боги, ни черти.
Критично оценив итоги комсомольского рождества, ЦК РКСМ на заседании 27 января 1922 года постановил провести комсомольскую пасху с большей подготовкой и привлечением народного комиссариата просвещения .

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
lena_malaa
24 сент, 2009 15:57 (UTC)
продолжение
Поистине грандиозный размах был придан комсомольскому рождеству в 1923 году. В Тамбове вечером 6 января к каждому культовому сооружению устремились массовые демонстрации с пением революционных песен, факелами, плакатами с изображением святых и священнослужителей разных религий. Комсомольцы в костюмах священнослужителей проводили альтернативные антирелигиозные “богослужения”. С грузовика “конкурировала с церковными” колоколенка, где языки колокола раскачивали чучела Деникина, Колчака, Пуанкаре, Керзона и др.
В Липецке тогда же был поставлен кощунственный спектакль “Три Иисуса” и прочитана лекция, высмеивающая непорочное зачатие. В Козлове фейерверк, “обдавший искрами купола церквей”, заставил духовенство перенести всенощную. Было сорвано богослужение в Моршанске. В Борисоглебске, Кирсанове, Лебедяни под бой барабана и пение “Интернационала” сжигали изображение Бога.
Повсюду распространялась листовка губкома комсомола “Подарок от комсомольского рождества для обывательского торжества”, где неизвестный самодеятельный автор предлагал на мотив “Смело, товарищи, в ногу”:
Кончили кланяться богу-
Все это ложь и обман.
К правде нашли мы дорогу,
Сброшен угарный дурман.
Верим мы в крепкие руки,
Рвущие звенья оков.
Верим мы в светоч науки-
Двигатель наших умов.
Прячься в глубокие дыры,
Тот, что от жизни отстал,
Сброшены с тронов кумиры,
Век обновленья настал
После такого празднования комсомолом рождества хлынул поток жалоб от населения, особенно крестьян. В преддверии пасхи 1923 года ЦК РКП(б) был вынужден принять инструкцию “Об антирелигиозной кампании во время пасхи”, где предписывалось “перенести центр тяжести на научное объяснение происхождения религиозных праздников”.
Отличного пропагандиста безбожия комсомольцы видели в частушках и песнях. Направленность их ярко выражает, например, такой “шедевр” (один из самых приличных):
Будем делать чудеса,
Ничего нет проще.
Из попа мы в полчаса
Приготовим мощи
lena_malaa
24 сент, 2009 15:58 (UTC)
продолжение
Усилия по внедрению атеизма и формированию нового типа религиозности не прошли даром.

Под давлением комсомольцев из родительских домов исчезали иконы. Их заменяли портреты коммунистических вождей. Вместо крестиков комсомольцы носили комсомольские значки, а пионеры – красные галстуки. В учреждениях повсюду организовывались “красные уголки”. “Красный угол” – место икон – отдавалось под новые агитационные материалы. Маркса изображают в виде Бога – отца на небесах с “Капиталом” в руках вместо скрижалей, а вместо архангелов летят красноармейцы с трубами”. В это время можно было увидеть и крест с надписью “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” и изображением серпа и молота.

Официально в середине 1920-х годов утверждалось, что борьба с религией используется коммунистическими организациями прежде всего как метод борьбы с культурной отсталостью масс. Но при этом данная “отсталость” понималась весьма оригинально. Обратимся к типичным лозунгам, используемых тогда в плакатах, стенгазетах, выступлениях “Синей блузы”. Многие из них вполне объяснимы стремлением к самосовершенствованию молодежи: “Религия – стена на пути культурного развития масс”, “Вместо праздничной пьянки – разумный, культурный отдых”, “Заменим пьяные праздники днями культурного отдыха”. Но большинство лозунгов не избавлено от уничижительного, а порой и злобного отношения к религии: “Безбожный путь к поднятию культурности масс”, “Исповедь спасает не трудящихся, а эксплуататоров от натиска угнетенных”, “Христос воскрес – это лозунг, которым буржуазия угнетала трудящихся”, “Молодежь, вступай в ряды безбожников, строй новый безбожный быт”.

В одном из писем в газету «Безбожник» селькор с. Большая Ивановка Краснослободского уезда Пензенской губернии сообщал о том, что на Пасху, когда в его дом зашли богоносцы, его жена поразила их, сказав, «что у нас бога нету в углу, а Ленин». Далее крестьянин добавил, что в своем селе «без попа и икон», в неосвященной избе живет только он один. Из писем в газету «Безбожник» узнаем и о неприятии церковных служителей. В некоторых местах в храмовые праздники, когда священник ходил по домам с молебствованиями, крестьяне, которые не хотели принимать его, на своих домах писали: «Попам вход воспрещен». На положительный имидж антирелигиозного движения сработало требование II съезда СВБ, заявившего, что “безбожник не может быть плохим рабочим у станка, лодырем, прогульщиком”, и последовавшее через несколько месяцев выдвижение задачи охватить всех безбожников ударничеством.

В ходе нарастания темпов индустриализации страну захлестнула “антиколокольная компания”. Президиум ВЦИК осенью 1929 года принял следующее постановление: “Колокольный звон, производимый на всю данную округу церковниками, резким образом противоречит принципу отделения церкви от государства, ибо нарушает бытовые условия безрелигиозных трудящихся масс, особенно города, мешает труду и использованию трудящимся населением его отдыха”. Полностью был запрещен трезвон (звон во все колокола). Популяризировали антирелигиозные частушки.
«Поп на паперти басит:
- Бог колхозы поразит.
А пионеры вдруг в ответ:
- Полно, батя, бога нет.
Октябренок у порога
Заявил: «Не верю в бога»,-
Хлеб дает нам не Христос,
А машины и колхоз».

Обретя веру в коммунизм, «новые верующие» постепенно ставили во все более трудное положение «новых староверцев». Для них атеизм был своего рода выделиться, неким хулиганством. Это подобные атеисты опубликовали в тамбовской стенгазете «Перо деревоотделочника» кощунственные строки:
А теперь пора не та,
С богом я расстался,
Изувечил бы Христа,
Если бы попался .

Как уже ранее было сказано, наиболее распространенными формами антирелигиозной деятельности комсомола в начале 1920-х годов были так называемые комсомольское рождество и антипасха. Но в целом новые обряды приживались очень медленно. Так, по данным ГубРКИ за 1924 год в Рассказовской волости Тамбовской губернии было зафиксировано: гражданских похорон – 7, октябрин – 2, рождений без крещения – 13, свадеб комсомольских – 2, свадеб без венчания – 30 .
lena_malaa
24 сент, 2009 15:59 (UTC)
окончание
Интересно прочесть такие наблюдения комиссии по изучению настроения и быта деревни, которая обследовала зимой 1924-1925 гг. положение крестьянства Кикнурской волости Яранского уезда. Ею было отмечено, что «при всей религиозности крестьянина, его нельзя назвать религиозным, он скорее приближается к атеисту». Религиозные обряды соблюдались крестьянами в большей степени в силу традиции: «У нас уж так заведено». Прослеживается десакрализация образа священнослужителя. «К попу относятся в большинстве с насмешкой, считая его не просто, как человека, отдавшегося служению богу, а как человека, зарабатывающего на этом кусок хлеба». Отсюда – масса анекдотов о безнравственной жизни представителей духовенства, о том «как попы дерутся в церкви, как обделывают мужика при сборах, играя на его вере в бога». В Красавской волости Котельничского уезда в 1924 г. 40% всех браков было заключено без венчания. Крестьянин деревни Муринской (Ярославская вол., Слободской уезд) Роман Павлович Шилов, из-за семейных неурядиц покончивший жизнь самоубийством, завещал похоронить его без отпевания. Гражданские похороны привлекли до 300 крестьян, которые говорили: «Похороны без попов не хуже, а лучше, во-первых, дешевле, а, во-вторых, без поповских напутствий, от которых пользы никакой». В поселке Зуевка (Халтуринский уезд) после проповеди священника о безверии среди прихожан крестьянка дер. Черноусы Лукерья Никулина, при выходе из церкви, делилась со своей кумой: «Мало ныне попу доходу, верующих в церкви ныне в праздники бывает столько, как раньше в будни. Напрасно поп свои слова бросает на ветер. Разве нынешнюю молодежь приучишь к церкви, она охотней идет в клуб». А крестьянин починка Савальского (Малмыжский уезд) П.И. Раздрогин в беседе с другими крестьянами говорил: «Еще лет пять пройдет и в Совалях (село – И.Ч.) церковную лавочку придется закрывать. Теперь пока еще в Совалях принимают попов и икон, а в починках у нас так перед носом у попов двери захлопывают». Старшее поколение оценивало перспективы православия весьма пессимистически: «Как только мы умрем, так и веры никакой не будет, и попов тоже». Атеистические настроения захватывали и представителей духовенства. Так, священник (читающий на досуге газету «Безбожник») и дьякон из села Русские Краи заявляли Комиссии, что «они сию минуту порвали бы с церковью, если была хоть какая-нибудь возможность заработать кусок хлеба».

Однако необходимо обратить внимание на следующий важный фактор. Ослабление религиозных настроений крестьянства, наблюдаемое в 1920-е гг. было обусловлено не столько успехами атеистической пропаганды, сколько теми глубинными сдвигами, которые происходили в сознании крестьянства под влиянием модернизационных процессов, начавшихся в России еще с XVII века, но наиболее динамично развернувшихся в пореформенную эпоху (вторая половина XIX – начало XX в.). Прослеживается следующая закономерность: наиболее высокий уровень религиозности крестьянства наблюдался в тех глухих местностях губернии, где в меньшей степени ощущалось влияние города, и сельское население слабо было охвачено сетью культурно-просветительных учреждений. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что антицерковные кампании нанесли удар по Церкви как социальному институту, но не принесли существенных результатов в преодолении религиозности основной массы крестьянского населения. Приходится признать, что утверждение атеистического режима большевиков позволило более четко выявить истинную картину соотношения религиозных и атеистических настроений в российском обществе первой четверти XX века. В дореволюционной России, где ортодоксальное православие имело статус официальной государственной идеологии, атеисты вынуждены были, если не скрывать, то, по крайней мере, не афишировать открыто свое неприятие религии и Церкви.

Кроме того, необходимо указать на весьма интригующее обстоятельство. Исследователи, чьи статьи я читала, отмечают, что малейший недостойных поступок священнослужителя немедленно отражался не только в газете "Безбожник", но и в других печатных органах. И следствием этого стало массовое изменение поведения и нравственного уровня священников, причем как Вы понимаете, не в худшую сторону...
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 16:17 (UTC)
Но при этом стоит отметить, что язычество на момент распространения христианства давно как живая вера умерло.
Вспомним, сколько насмешек вызывал Юлиан Отступник своей горячей языческой верой именно за пламенную веру...
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 16:47 (UTC)
Цифры мне известны, да и остальное тоже...

О. Андрей Кураев как-то написал, что революция и гонения явно не пришли просто так. И вот вопрос - что мы исправили из ошибок имперского периода? Только то, что сейчас Церковь не доискивается причин развода, проповедь заранее не составляется и не согласовывается (что в случае с такими, как о. Даниил Сысоев скорее минус) и перестали обязывать свящество разглашать тайну исповеди.

Маловато будет...
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 17:03 (UTC)
Любой верующий надеется собрать сокровища на Небесах. Так что упрек не по адресу.
Вспоминается рассуждение одного священника: Крест Господень, если украшают золотом и драгоценностями, то делают правильно, потому что Крест - это самая большая драгоценность мира. Если его не украшают, и он из дерева - то это тоже правильно, потому как на простом Кресте умер Христос...

А когда все правильно, то нет неправильного.

Про личные состояния мне как-то лень рассуждать. Я не веду бухгалтерию ни одного священника, так что не могу говорить о том, что не знаю. Это не страусиная позиция, а нежелание что-то придумывать или накручивать.

Гумилева читала многое, но вот о христианстве что-то работы не видела. Не подскажите название?
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 17:31 (UTC)
Но я как-то не очень верю служителю культа который ездит на "Мерседесе", живет в особняке и носит швейцарские часы за 35000 Евро и говорит при этом что собирать сокровища надо на Небесах. ===

Старый спор. То есть искомый священнослужитель должен ходить в рубище, жить на помойке и ориентироваться во времени по солнцу?
:)
Вспомните, что у монаха наследников нет - все его имущество остается Церкви. Даже несчастные часы, если они будут у него на момент смерти. :)

Ну а что касается вопроса в общем, то подумайте сами.

В детстве все папы говорял: "Ты должен учиться, чтобы стать хорошим профессионалом и зарабатывать себе на достойную жизнь, чтобы тебя все уважали как работника и человека", да и потом это часто повторяется. Ваш папа, который Вас к этому призывал, на сегодня живет на очень маленькую (по сравнению с ценами) пенсию, стариков общество наше не очень уважает и любит. Надо ли отказать отцу в уважении и перестать слушать его советы сейчас за то, что его сегодняшнее состояние не соответствует его же словам?
svyatoslav
26 сент, 2009 04:24 (UTC)
С вами трудно не согласиться - Церковь во время гонения - самая чистая... Ну, так "загрязняем" её мы! Потому как священник ни с небес сваливается - он плоть от плоти народной: нас с вами...
svyatoslav
26 сент, 2009 04:29 (UTC)
Что касается часов и рубища... Один батюшка рассказывал, что, как приехал на приход, то намеренно ходил в старом заплатанном подряснике, чтобы людей простотой привлечь... И знаете что люди? Слух пошёл, что прислали попа-неудачника... Прошло время - батюшка поправил своё положение: пошил хорошую рясу и т.д. По посёлку опять поползли слухи, дескать, смотрите зажрался...

Очень меткие слова по этому поводу даны в Евангелии: [Мф.11:17] "мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали". Не угодишь народу...
ognejar
25 сент, 2009 08:23 (UTC)
Вспомним!
Вспомним, что после долгого периода христианского террора, когда осквернялись храмы и растаскивалось их имущество, а казнолюбие христиан вошло в поговорку более 70 процентов граждан Империи приветствовали Юлиана Благословенного. Против выступили только участники грабежей и те, кто награбленное, в частности, землю, скупал. А язычество продолжало жить, и, со временем, переварило христианскую секту, хотя и не полностью пока.
svyatoslav
26 сент, 2009 04:32 (UTC)
Re: Вспомним!
Байки с бородой... Из газеты "Безбожник" почерпнули информацию?
ognejar
27 сент, 2009 13:47 (UTC)
Re: Вспомним!
Забавно. Все христиане начинают абсолютно одинаково, с вранья.
Не нужна мне эта газета, историк я.
lena_malaa
27 сент, 2009 14:47 (UTC)
Re: Вспомним!
Ну, так приведите ссылки на исследования, которые подтверждают Ваши доводы. Только не идеогизированные, плиз...
В идеале - только с данными по количеству pro и contra.
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 18:50 (UTC)
Сразу хочу извиниться за то, что Вы мой риторический вопрос об отце восприняли как личный - и ответили не философски, а по-человечески.

Насколько пошла роскошь, судить наверно не нам. Или нам, но когда у нас на руке будут часы за 35 тысяч евро - и мы задумаемся - продать их чтобы накормить голодных, или оставить и носить?

Знаете, я на этот вопрос и ответить-то не могу. Хотелось бы бить себя пяткой в грузь и кричать: "Продам немедленно, уже продаю!".. Но вот знаю я себя, и как-то не уверена, что дальше крика дело пойдет, и вообще будет ли этот крик. И это при полном моем равнодушии к побрякушкам - уж поверьте, что нет привычки на кольца, браслеты, а уши вообще не проколоты...
У каждого свой порог по такому вопросу наверно. Я представила себя с такими часами и в фантазии отказаться от них не смогла...
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 19:15 (UTC)
Я с Вами согласна, но вот не могу требовать от других то, что не под силу самой...
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 19:50 (UTC)
Кстати, очень интересно написано. Не возражаете, если я Вашу работу размещу на сайте "Православие сегодня"?
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 сент, 2009 20:29 (UTC)
http://pravoslavie-today.com/forum/index.php/topic,458.msg4827.html#msg4827

И я спать... Спокойной ночи! Продолжим разговор завтра....
ramon_m
25 сент, 2009 15:16 (UTC)
вот то о чем я часто говорю на форуме ку.
lena_malaa
25 сент, 2009 20:14 (UTC)
И как, слышат?
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko