?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не подозревайте меня в безумии. Когда-то довелось работать в "колбасной" отрасли, и предприятие выписывало журналы, посвященные производству колбасы, колбасным пряностям, технологии производства и всему, что связано с колбасой.

В одном из журналов была статья об истории колбасы примерно с таким текстом (я нашла похожую, а журнал съело время):

________________________________________________________________________________

Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала — зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий «свежий» цвет.
Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса — единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью.
Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом.
_______________________________________________________________________________
http://firma-garmash.uaprom.net/a6697-interesnye-fakty.html

Вот еще:

НАРУШАЛ ЛИ ШАЛЯПИН ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В апреле 1913 года Федор Иванович Шаляпин писал Максиму Горькому: "Был в Звенигороде, два дня лазил на колокольню Саввино-Сторожевского монастыря, звонил сам в колокол. Славно очень отдохнул и получил общее удовольствие. Монахи отнеслись ко мне весьма гостеприимно и угощали меня водкой и колбасой".

На первый взгляд кажется, что ничего примечательного в словах Великого русского певца нет. Но вдумайтесь: монахи кормили Шаляпина колбасой перед Пасхой в Великий пост, когда есть мясо категорически запрещалось! Как ни странно, ничего криминального в этом не было. И объяснение - в истории появления колбасы в России, куда это итальяно-германское кушанье проникло только на рубеже XIX-XX веков. В 1890 годы производство колбасы было сосредоточено в одном-единственном месте - в Угличе, где располагалось несколько колбасных заводов. Их владельцы рассчитывали, что потребителями этого дешевого продукта (колбаса стоила в несколько раз меньше обычного мяса) станут миллионы простых людей. Но, увы, европейская новинка не очень-то приживалась на русской почве. Крестьянство считало колбасу богомерзким немецким продуктом, не совместимым с русской православной традицией.

Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала - зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий "свежий" цвет.

Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса - единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью.

Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом.

Журнал "Огонек". Москва.

http://www.ap.altairegion.ru/338-02/11.html

Так все-таки, было ли вынесено Определение святейшим Синодом о признании колбасы постным продуктом, а главное - БЫЛО ОНО ОТМЕНЕНО ИЛИ НЕТ?

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
olelookoyeah
24 авг, 2009 15:09 (UTC)
По-моему, это апокриф.
lena_malaa
24 авг, 2009 17:08 (UTC)
Ох... Если бы это был бы апокриф, то я его бы прочла в хулительно-церковной литературе. А тут сугубо производственный журнал, рассуждения о типах шприцов и рецептура. Ну и эта едиственная статья, посвященная истории колбасы.
lvbspb
24 авг, 2009 19:04 (UTC)
Да в любом случае колбасу лучше не есть. Пост окончится поедим мороженого! ( я к мясам равнодушна :))
lena_malaa
24 авг, 2009 19:07 (UTC)
Я пост выдерживаю легко, но...

Шашлык, сальцо, буженина... Учую запах - и аж дыхание спирает.

А колбаса мне не интересна - накушалась за два года работы на мясокомбинате. Ну, если только немного сырокопченой...

Вопрос принципиален, а не гастрономичен!
lvbspb
24 авг, 2009 19:11 (UTC)
Согласна, что вопрос интересный :)
olelookoyeah
25 авг, 2009 04:14 (UTC)
Ну Вы же понимаете, Елена, что даже научные и околонаучные статьи не дают гарантии полной правды и истины, а кроме того, чего только на свете не бывает, какой только циркуляр не издавали чиновники, но всегда есть народное здравомыслие и настоящее церковное благочестие.
Может, и ели монахи колбасу, кто знает.:) Я вот, всю жизнь проведший около Соловков, по молодости лет как-то подумал: значит не так праведно жили те монахи, раз монастырь претерпел такие поругания и разорения... Это я в сторону той полемики, которую недавно поднял некто pr-daniil..
lena_malaa
25 авг, 2009 04:29 (UTC)
Спасибо, солнышко.

По первому - мне прсто интересно, правда. И если это апокриф, то стоит посмеяться и забыть...

По второму - перед революцией, насколько мне извесно, отпадение от Церкви в интеллигенции было массовым, среди народа - веры настоящей было мало, в основном двоеверие, а монахи... Сложный вопрос. Я читала как официальную мифологию о том, что все сплошь праведники, и читала в начале девяностых о том, как в Троице-Сергиевкой Лавре, к примеру, над верующими монахами, которые действительно старались идти по пути Великих святых, их собратья издевались и смеялись.

Сложно сказать, сколько в тех книгах лжи, а сколько правды. Но то, что просто так ни революции, ни отпадения от Церкви не бывает - это да.
olelookoyeah
25 авг, 2009 04:36 (UTC)
Я, честно говоря, по множеству своих прожитых лет ( улыбка), стал осторожно фильтровать и дозировать всю массу наваливающейся правды, стараясь больше жить в мире идеальном... Плотина больше люблю почитать, Соловьёва или Лосева...
lena_malaa
25 авг, 2009 04:40 (UTC)
А я ухожу в другие миры...

Или "Добротолюбие", когда каждое поучение или мысль днями носишь в себе и стараешься впитать, либо книги такого же формата.

Или фантастика - там отдыхает светская часть моей души...

Или исторические документы, которые попадают в руки - но это желание прикоснуться к усопшим, понять их и услышать сквозь время.
olelookoyeah
25 авг, 2009 04:44 (UTC)
Кстати, насчёт исторических документов. Вы по работе с ними соприкасаетесь?
lena_malaa
25 авг, 2009 04:46 (UTC)
Не особенно. Я юрист в Пенсионном фонде, и иногда вижу старинные трудовые документы. Вот пожалуй и все. Но и они тоже интересны.
svyatoslav
25 авг, 2009 09:51 (UTC)
Колбасы и прочие балабасы...
Интересный факт... неафишированный... Но я всё-таки думаю, что это профессионально-колбасный ляп... Ведь в тот синодальный период обер-прокурором Синода был К.П. Победоносцев - насколько знаю ультраправославный радикал и консервативный монархист... Допустил бы он такое? Хотя он был им до 1905 г. А закон Синода о дозволении колбасы в пост был принят как раз в этом году. Кстати, может это историческая фальш? Как-нибудь можно проверить был ли в 1905 году такой закон? Восстановим историческую справедливость!!!
lena_malaa
25 авг, 2009 09:53 (UTC)
Re: Колбасы и прочие балабасы...
В интернете я не нашла. Но это ничего не значит - я же интернет-девственница :)))

Тут помог бы историк Церокви, но они все молчат...
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko