?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Российской империи в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.

Тема сама по себе весьма интересная (ну и понятное дело щекотливая). Но есть в ней один нюанс. Исследование было написано не этнографом, а земским врачом. И написано было им по следующей причине:

В нашей периодической печати очень часто высказывается желание ближе познакомиться с народными лекарями и с так называемыми народными средствами лечения, а иногда высказывается даже мнение, что эти лекарственные средства гораздо даже лучше и действительнее, чем те, которые предлагаются врачами. В публике же, как мне известно, подобное мнение о народных средствах лечения держится очень давно и кажется очень крепко.

Настроение "среди публики" за полтора века не очень-то и изменилось. Поэтому я думаю, что надо ознакомить широкую общественность с перлами народной мудрости. Для последующего таксказать применения и рекомендования. Народная мудрость же! Возвращаю снова слово автору и предлагаю устроиться поудобнее.

Обычно я помещаю соответствующее фото в начале текста, или картинку. В нашем случае я отказываюсь это делать по причине жалости к вам. Если кто решил, что я не права - вот, смотрите, но только у меня не показывайте в каментах к посту. А теперь послушаем давно умершего человека...

Так, однажды ко мне приходит баба - сифилитичка. Ей назначается мною известное антисифилитическое ртутное лечение. После того баба эта приходит в другой раз
-Ну что, как дело? - спрашиваю я ее.
-Да не помогает! - говорит баба.
-А как же нос твой ведь хороший стал?
А у больной, надо заметить, до этого был преотвратительный, весь в сифилитических язвах, нос.
-Да это верно, - отвечает баба, - только это не от твоего лекарства, а от того, что там у нас бабка-лекарка научила меня его, нос-то, слюнями мазать.
-Ну так ты и мажь его слюнами, благо помогает, а моего-то лекарства не бери! - говорю я.
-Нет, уж ты дай и своего еще! - отвечает баба.

Знахари и, большей частию, прекрасная половина человеческого рода - знахарки, т.е. деревенские бабы и городские мещанки, лечат у нас в деревне в большинстве случаев несчастных сифилитиков, сифилидологи по преимуществу.

Сифилис в деревне ("дурная болезнь" по деревенскому названию) - это своего рода Божий бич! Кто им в деревне не страдал и не страдает! Им страдают и грудные дети, и семидесяти, восьмидесятилетние старики и старухи, им в деревне страдают иногда целыми семьями, иногда человек по 20 и более. Болезнь невыносимая, потому что сама не проходит, а с каждым днем напротив все делается хуже и хуже.
В деревне все быстро узнают, сторонятся, воды из колодезя не дают, а то еще призовут с двумя десятскими на сходку и прочее в этом роде. Врачей и теперь на весь уезд двое-трое, а в прежнее время, до введения земских учреждений, и совсем ни одного не было. Тут поневоле пойдешь лечиться к знахарям. Хотя впрочем ныне этого и нельзя сказать, что поневоле идут к знахарям сифилитики лечиться. Большею частью ныне ходят к знахарям по своей доброй воле, потому что в народе уже исстари укоренилось свое собственное мнение, что знахарь лучше доктора и скорее помогает. А "скорее" вылечиться от "дурной" - это общее желание всех сифилитиков, и поэтому их желанию сильно потворствуют и сами знахари, давая больным слишком больние дозы лекарства.
Известно, что для того, чтобы вылечить сифилис со всеми его первичными, вторичными и третичными проявлениями, нужно времени приблизительно год. Это в счастливых, конечно, случаях, а то и целые годы сифилис не вылечивается, а иногда так, как известно, и совсем остается в организме, в так называемой скрытой латентной форме. Вот этой продолжительности течения болезни и не любят сифилитики. Им, обыкновенно, хочется вылечиться от такой ужасной болезни сразу. Да хотение это и понятно в данном случае само по себе, но тут оно приводит по большей части к печальным, а вовсе не к хорошим результатам.

Для того, чтобы показать, как велика охота у сифилитиков к большим дозам лекарства из желанья, конечно, поскорее излечиться, я приведу здесь примеры из своей практики.
Так, в деревне Арцибасове мужик принес домой из нашей аптеки 30 пилюль из сулемы. Ему велено было по одной пилюле глотать утром и вечером, а он сразу их все развел водой и половину бутылки зараз и выпил. Баба прибегает за мной вся в слезах
-Что такое? - спрашиваю я ее.
-Да и Онисимом моим сделался геморой!
-Какой такой геморой?
-Да с ним этот геморой и раньше был, - отвечает баба.
Я понял скоро, в чем тут дело, потому что припомнил, что Онисим вчера был у меня, и ему дано лекарство от сифилиса. Бегу сей же час в деревню (спасибо в нашей деревне дело было) и моим глазам представилась ужасная картина острого отравления ртутью. Мужик этот еле сидит на заднике и его всего, что называется, корежит, т.е. постоянные судороги, сильная рвота. На окне я заметил бутылку с каким-то лекарством.
-Что это? - я спрашиваю.
-Это мы ваше лекарство развели!
-И он это половину выпил? - спрашиваю я.
-Да! - робко отвечает баба.
Кончилась эта история тем, что я Онисима насилу-насилу привел в себя рвотными и молоком, взбитым с яичным белком. Верно оказалось, что с Онисимом геморой раньше был, как говорила мне баба, потому что Онисим у нас раза четыре уже был на пункте, а отсюда каждый раз и геморой его.

Другой подобный случай был в селе Дегтярке. Баба - сифилитичка, с той же целью, - поскорей вылечиться от "дурной", проглотила зараз тоже пилюль из сулемы, по 1/10 грана каждая, пять штук, как она сама говорила, а вероятно и больше.
-Что же было от этого? - спросил я ее.
-Да насилу молоком отпоили! - отвечает баба и при этом еще улыбается.

Охоту к сильнодействующим лекарствам и к большим дозам можно, говорю, наблюдать чуть ли не у каждого сифилитика.Так, я прежде давал для смазывания сифилитических опухолей в заднем проходе (condilomata lata) ляпис, разведенный водой (20 гран ляписа на унцию воды). Но потом вздумал для той же цели давать сулему, разведенную в спирте. Лекарство это удивительно как понравилось всем больным, как очень сильное средство и скоро помогающее, в особенности, если кто очень усердно мажется.
Помню одного больного кузнеца из села Р-а. Раз дали ему этого лекарства. Приходит кузнец в другой раз и просит опять того же.
-Уж очень хорошо, - говорит, - помогает это последнее ваше лекарство. Я им намажу себе болячки на ночь, да всю ночь по ржам и бегаю (дело было летом).
-Ты значит уж очень сильно мажешь, ты бы полегче, - говорю я.
-Нет, так лучше помогает, скорей вылечишься.
-Зачем ты, - спрашиваю я, - на ночь мажешь?
-А то днем-то увидят, как я бегаю по ржам. А очень хорошо! Пожалуйста дайте еще этого лекарства!
После мне всегда приходила в голову эта любопытная картина бегания ночью по ржам, и я стал предупреждать больных, чтобы мазали полегче, потому что мол это лекарство немного щипит.

"Рукомесло" свое знахари, по моему мнению, заимствуют от военных фельдшеров, которых у нас в деревне теперь очень много; чуть ли не в каждом селе двое, а то и трое. Это, по большей части, бывшие больничные или аптечные служители в военной службе, получающие после службы диплом младшего медицинского фельдшера. Вот этот-то медицинский элемент и разносит по деревням свои медицинские сведения, понятно очень при том скудные и посвящает в них знахарей и знахарок.
Да не подумает кто-либо, что знахарь или знахарка знает какое-либо особенно лекарство от сифилиса, чего не знает медицина! Нет! лечат знахари сифилис обыкновенно тем же, чем лечат и врачи. А именно: сулемой, киноварью (сернистая ртуть) и наконец, третье - декохт из так называемой дорогой травы т.е. из сарсапарилли (decoctum zittmanni), "якоб" пить, называю больные.
Но главное лечение сифилиса у знахарей - это сулемой, и практикуется оно в самых широких размерах. Вот тут-то известная охота сифилитиков к большим дозам лекарств и желание их всегдашнее выпить чего-либо как можно покрепче - и играют весьма важную роль. Поэтому сулема, как сильнодействующее средство, знахарями дается всюду, всем сифилитикам, а то даже и без разбору, сифилитик ли больной или просто страдающий от какой-либо другой болезни.
Просто вообразит баба, что на ней дурная, и просит у знахарки или знахаря сулемы. Да знахарь, ведь главное, и различить-то болезнь конечно не сумеет. Да ему это и не нужно, просто на просто, угостит хорошенько, ну дело и будет, что называется в шляпе: и гонорар будет хороший, а там и водка и всякие подачки вроде полотенцев, яиц, ветчины, муки и прочего деревенского скарба.

Сулема, говорю, первое лекарство у знахарей, ей начинается, ею и кончается всякое лечение. И в каких же дозах дается знахарями и с какой при том неразборчивостью! Как еще выносит все русская натура!
Но иногда эта выносливость уже не помогает, и тут прямо бывают острые случаи отравления сулемой. Так на моей памяти, например, было два случая отравлений, в одном случае больная умерла от сулемы, очень молодая еще женщина, в деревне Шашкиной, в другом случае - в деревне Рыловой умерла тоже от отравления совсем молодая женщина, которую научили купить на пятачок сулемы, на пятачок живой ртути и на пятачок крепкой водки, и все это выпить зараз. Больная выпила, ну и понятно отправилась на тот свет.
Или еще, например, помню в деревне Арцибасово привезли знахаря к одному чахоточному больному. Ездили за знахарем далеко, верст за 25 с лишком. Визит знахаря стоил 5 рублей. И что же знахарь сделал?
Он назначил своему пациенту такую дозу сулемы, что тот бедный чуть-чуть не умер от нее потому что, говорят, с больным сейчас же сделалась страшная рвота и понос, т.е. все признаки отравления.
У знахарей это считается хорошим признаком; "чтобы, как они выражаются, больного и верхом и низом пронесло, и чтобы все нутро там вычистило, гнездо разорвало, а то у тебя, братец, нутро болит!" И я еще удивляюсь, как это самое нутро в виде черезчур уже плохих, чахоточный, с кавернами легких, не вылетело оттуда, т.е. из больной груди, совсем и окончательно. Больной этот вскоре потом умер. Больное нутро, видно, взяло свое. Визит знахаря пропал даром. Это мне известные случаи отправления, но конечно не все такие случаи доходят до врача.

Окуривание киноварью производит в нашем районе преимущественно полька в деревне Ольхах Данковского уезда. Полька эта вышла замуж за здешнего солдата и пришедши со своей родины в Ольхи на постоянное жительство, принесла с собой какой-то польский лечебник, по которому и лечит здесь.
Одно то, что книга эта на каком-то непонятном для народа языке, - одно это производит своего рода впечатление на больного. Живет полька в землянке, чуть не в подземелье, и известна во всем околодке под названием "Ольховской колдуньи". Надо заметить, что лекарка эта постоянно бывает пьяна, потому что без полштофа водки никто к ней не является. Главное свое лечение - окуривание киноварью Ольховская лекарка применяет всюду; окуривает всех без исключения больных, хотя больше все-таки сифилитиков. Так у меня были в разное время три женщины, больные женскими болезнями, которые подверглись окуриванью киноварью и от этого страшно страдали от меркуриализма.

Третье лекарство Якоб или, что то же, Декоб (циттманнов декокт) дается знахарями очень часто. Его дают тоже преимущественно сифилитикам, но кроме сифилитиков, "якоб" пьют и другие больные, как-то чахоточные и золотушные. Корень "дорогой травы" (radix sarsaparillae), из которого приготовляют якоб, продается здесь во всех москательных лавках. В москательных лавках, впрочем, продаются тоже тайком и мышьяк, и сулема, и всякие другие снадобья. Бабе или мужику, значит, достать якоб всегда бывает возможно. Да и пить его бывает очень удобно.
Обыкновенно, четверть водки настоит знахарь или знахарка якобом, прибавит туда изрядную долю сулемы и дает это больному-сифилитику, или бабе - сифилитичке за приличную притом плату. У всех знахарей есть своего рода античная такса, так что четверть якобу стоит например, 3 рубля, полштоф менее и прочее.
Больные пьют якоб всегда с охотою, вероятно от того больше, что это лекарство более безопасно. Замечательно, что все лекарства свои знахари, обыкновенно настаивают на водке, как сулему, так равно и якоб.

Из веществ, неупотребляемых врачами в сифилисе, знахари дают иногда синий купорос. Но дают его очень редко и притом для наружного больше употребления. Его не хвалят за то сами больные. Вероятно это от того, что синий купорос - рвотное средство, а значит и неприятное. "Купорос пила, якоб настаивала, все толку нет!" - обыкновенно слышишь от больных.

Нужно заметить, что лекарственные вещества у знахарей иногда очень нагло заменяются другими более дешевыми средствами. Так например дорогая трава (radix sarsaparillae), т.е. деревенский якоб, заменяется у торговок корнем песочной осоки (risoma graminis rubri). Трава эта растет по берегам рек и озер и продается копеек пятьдесят за фунт, тогда как дорогая трава обыкновенно стоимт 2 рубля 50 копеек.
Иодистый калий, тоже известное в медицине и полезное, притом, лекарство от сифилиса, заменяется часто у торговцев, а отсюда и у знахарей, обыкновенною морскою солью. Такая замена несомненно произошла от того, что, как известно, йодистый калий продается в наших аптеках тайно, по ручной поклаже, т.е. без рецепта врача, под названием "морской соли". Ну торговцы и стали продавать настоящую морскую соль.
Как на курьез, я не могу здесь не указать еще на одного знахаря из села Заболотного,он же кузнец и коновал. Коновал этот лечит тоже и от "дурной", и от разных других недугов, но чем же?
Пойдет он на речку, наберет на берегу разных камешков, как-то: беленьких, желтеньких, синеньких, черненьких, принесет их в кузню, разобьет их там на наковальне все в мелкий порошок, завернет в разные бумажки и после дает их пить больным, или для присыпки наружных болезней. И помогает, говорят!

Вот таких вот больных, т.е. сифилитиков, которые прежде лечились у знахаря или знахарки, трудно бывает вылечить врачу, потому что они, обыкновенно, до такой степени наглотаются ртути, что и не знаешь, с чего тут начинать лечить, - сифилис ли, или - меркуриализм, т.е. хроническое ртутное отравление. А с последним иметь дело гораздо труднее, чем с самим сифилисом. И действительно, ведь мужика нельзя послать на Кавказ, на серные воды!..
В острых же случаях отравления тоже бывает трудно помочь больному, потому что первые три-четыре дня, как и было в указанных выше случаях с отравленными женщинами, больные таятся не только от врача, но и от всех окружающих родственников, и только, обыкновенно, на духу, т.е. священнику, приглашенному для причащения Св.Тайн, рассказывают, а тот уже велит позвать доктора.
Но время бывает уже упущено, потому что яд настолько успеет уже всосаться в организм, что помощь бывает почти излишняя и безуспешна.

В настоящее время, впрочем, сифилитики стали привыкать и к докторам. Так, у меня на двух амбулаторных пунктах бывает ежегодно около тысячи посещений.
"Живая старина" 1896 год

На этом пока я заканчиваю рассказ о занимательной венерологии. Пока, то есть вполне возможно я к ней вернусь чуть позже, если найду достаточное количество интересных или малоизвестных материалов.

Что же касается распространенности сифилиса, то хочу сказать вот что. Автор заметки пишет (это я не приводила, скорее всего будет в следующем медицинском посте), что к нему на пункты в год обращается от 12 до 14 тысяч человек, а сифилис выявляется у тысячи. У _lord_ была информация по обследованию крестьян во время голода в Поволжье. Там емнип количество выявленных сифилитиков доходило в некоторых местностях до 70 процентов. Так что любители французской булки, мечтающие о попаданских радостях, должны как минимум мечтать прихватить с собой короб презервативов и ящик бициллина...

Comments

( 236 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
31 окт, 2011 15:41 (UTC)
а то! я попозже расскажу, как они лечили сибирскую язву. Это вообще что-то неописуемое ))
(без темы) - tot_13 - 1 ноя, 2011 11:04 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
ghj1
31 окт, 2011 15:43 (UTC)
только не просто пеницилина а бицилинов.. а презик от сифилиса не спасает..
lena_malaa
31 окт, 2011 15:49 (UTC)
не знаток ))) сейчас отредактирую по антибиотику, а презерватив должен ну хоть какой-то шанс давать.
(без темы) - dalekootmorya - 31 окт, 2011 15:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stannum99 - 31 окт, 2011 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - luiza_fransuaza - 31 окт, 2011 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 31 окт, 2011 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 31 окт, 2011 18:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 31 окт, 2011 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 19:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 31 окт, 2011 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 31 окт, 2011 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 1 ноя, 2011 17:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dalekootmorya - 31 окт, 2011 15:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 15:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stannum99 - 31 окт, 2011 16:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 16:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stannum99 - 31 окт, 2011 16:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 31 окт, 2011 17:22 (UTC) - Развернуть
ann_duglas
31 окт, 2011 16:03 (UTC)
Во! А то все стонут - ах, народная медицина, духовность-посконность...

Заболела? Не беда.
Съешь лягушку из пруда.
Нет надежней медицины
Чем природная среда.
lena_malaa
31 окт, 2011 16:07 (UTC)
Энн, так это ж еще прекрасное лекарство, в лягушачьей коже говорят какие-то антибиотики есть. А лечение слюной это как-то немного охереть, как и дроблеными камушками.
(без темы) - stannum99 - 31 окт, 2011 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 16:28 (UTC) - Развернуть
mareicheva
31 окт, 2011 16:25 (UTC)
Все, я достигла просветления!
Вчера я наткнулась на сайт, пропагандирующий палеодиету. Начиналось все словами: наши предки жили гораздо дольше нас, потому что правильно питались. После чего всем предлагалось перейти на диету первобытного человека - включающую хлеб из муки грубого помола и салатики из овощей.
Вчера же наткнулась на прекрасное открытие: у здоровой женщины месячных не бывает, поэтому надо правильно питаться - тогда месячные сами собой прекратятся. Там же предлагалось не пользоваться мылом и ходить без белья.
Жду с нетепением движения "долой антибиотики", восхваляющего лечение сифилиса слюной.
lena_malaa
31 окт, 2011 16:27 (UTC)
а там не предлагали передвигаться на четвереньках, самым естественным и легким путем? ))))
(без темы) - mareicheva - 31 окт, 2011 17:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 6 ноя, 2011 05:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 ноя, 2011 06:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rtfm_readonly - 1 ноя, 2011 12:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mareicheva - 31 окт, 2011 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 19:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 19:19 (UTC) - Развернуть
классика - rtfm_readonly - 1 ноя, 2011 12:17 (UTC) - Развернуть
Re: классика - lena_malaa - 1 ноя, 2011 13:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mareicheva - 31 окт, 2011 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mareicheva - 31 окт, 2011 18:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stannum99 - 31 окт, 2011 16:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:38 (UTC) - Развернуть
[в ужасе] - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:41 (UTC) - Развернуть
Re: [в ужасе] - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:43 (UTC) - Развернуть
Re: [в ужасе] - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:44 (UTC) - Развернуть
Re: [в ужасе] - ann_duglas - 31 окт, 2011 18:49 (UTC) - Развернуть
[в шоке] - lena_malaa - 31 окт, 2011 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yggdraa - 1 ноя, 2011 11:26 (UTC) - Развернуть
hranitel_slov
31 окт, 2011 17:18 (UTC)
Михаил Булгаков. Звёздная сыпь
lena_malaa
31 окт, 2011 17:20 (UTC)
Рассказы писателя это одно, а записки врача, изданные в РИ и прошедшие цензуру - это совсем другое, Стас.

Хотя я встречала мнение на просторах инета, что журналы были подделаны кровавой гэбней в сталинское время и на самом деле не печатали то, что я перепечатываю.
(без темы) - hranitel_slov - 31 окт, 2011 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 17:35 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
31 окт, 2011 17:36 (UTC)
Спасибо! Это опять же исходя из статистики по обследованным. А обследоваться могли не все и не всегда.
iswen
31 окт, 2011 17:45 (UTC)
М. Булгаков "Звездная сыпь" - как она есть. Еще попадалось где-то описание случая, когда дедушка получил заразу в подарок от внучки - в лоб поцеловала.
lena_malaa
31 окт, 2011 17:48 (UTC)
Но Булгаков это писатель (тут бЪлодельцы намекают "знаем мы историчность и достоверность в трудах этих писателей"). А тут врач, что немного нарушает планы по игнорированию фактов.

Собственно я не сомневаюсь, что такое могло быть (дедушка и внучка). Бытовой сифилис был тогда весьма распространенным явлением.
(без темы) - z_z_zanuda - 3 ноя, 2011 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 3 ноя, 2011 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 3 ноя, 2011 20:18 (UTC) - Развернуть
dave_aka_doc
31 окт, 2011 19:47 (UTC)
шшшшикарно)))))
особливо в условиях отсутствия гыгыэны, я себе таки представляю эти пандемии)))
lena_malaa
31 окт, 2011 19:49 (UTC)
а то! Перчатки народ стал носить к примеру не для того, чтобы ручки не мерзли, а чтобы чесотку не подхватить.
(без темы) - dave_aka_doc - 31 окт, 2011 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 20:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dave_aka_doc - 31 окт, 2011 20:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 31 окт, 2011 19:50 (UTC) - Развернуть
panzer_papa
31 окт, 2011 22:07 (UTC)
собственно - "Записки юного врача" Булгакова
lena_malaa
1 ноя, 2011 04:06 (UTC)
да, согласна. А ты обратил внимание на лечение чахотки отравлением? Мне дурно стало, как представила.
(без темы) - panzer_papa - 1 ноя, 2011 06:51 (UTC) - Развернуть
anitka-rr.blogspot.com
31 окт, 2011 23:25 (UTC)
до чего ж живучи эти сапиенсы. Их даже ртуть не сразу берет...

*задумчиво* Интересно, а если дустом...
lena_malaa
1 ноя, 2011 03:59 (UTC)
Ну... Распутина цианид сразу не взял, поэтому боюсь, дуст не поможет. Ну если конечно не топить в нем.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 07:55 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 08:03 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 08:10 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 08:36 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 16:33 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
1 ноя, 2011 07:57 (UTC)
умеешь же ты найти примеры, от которых все утро на хаха пробивает )))
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 08:05 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 08:11 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 08:35 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 16:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pioneer83 - 5 ноя, 2011 17:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 5 ноя, 2011 17:55 (UTC) - Развернуть
omega14z
1 ноя, 2011 09:20 (UTC)
Да-да, я как-то вела диспут на работе с дамой, которая горой стояла за духовную медицину. Дескать не обращаемся и потому болеем. Я тогда разозлилась и сказала ,что больничного у нее больше не примем. Пока не принесет справку от народного целителя о своей просветленности.
(без темы) - omega14z - 1 ноя, 2011 09:49 (UTC) - Развернуть
tot_13
1 ноя, 2011 11:09 (UTC)
Презервативы неважны.
70% заболеваемости это бытовой сифилис.
Полати на которых спали вповалку, бани, места и посуда общего пользования.
В общем, если попал к крестьянам. То помогут лишь антибиотики, нету ... спиртовые салфетки, тщательная гигиена, ну и при первых признаках к врачу. Впрочем если антибиотики есть все равно гигиена на первом месте.
lena_malaa
1 ноя, 2011 11:33 (UTC)
ну да, я знаю об этом. А вот попаданцы могут и не знать...
(без темы) - tot_13 - 1 ноя, 2011 11:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - humanitarius - 1 ноя, 2011 12:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tot_13 - 1 ноя, 2011 12:26 (UTC) - Развернуть
rus_turk
1 ноя, 2011 12:28 (UTC)
Василий Верещагин (художник)
http://az.lib.ru/w/wereshagin_w_w/text_0060.shtml

"В одной соседней деревне показывали мне раз мальчика лет двенадцати, тринадцати, которого никогда не забуду. Его вынесли ко мне на руках, обложенного ватою, закутанного в целую массу тряпья; лицо его, донельзя пухлое и обезображенное, было бледно, как чистейший белый воск; вместо глаз какие-то гнойные ранки; нос провалившийся; вместо рта щелка, более не закрывающаяся и не открывающаяся, сквозь которую видны мягкие крошащиеся зубы, страшная гнойная болезнь на голове и на теле. Мальчик, разумеется, не двигался, почти ничего не ел и едва-едва говорил. "Сколько уж наших докторов лечило его -- не могли вылечить".-- "Как же они его лечили?" -- "Больше ртутью".-- "И много ее давали ему?" -- "Кто ж его знает, мы этого не знаем; кажется, коп" (коп -- много). -- "Зачем же вы позволяете глупым людям распоряжаться так вашими детьми?" -- говорю я отцу ребенка. "Не знаю я,-- отвечает он,-- мы люди темные; кто что посоветует, то и делаем; сами видим, что нас обманывают, только чтоб сорвать селяу (селяу -- подарок); да что же делать-то? Ведь жаль ребенка, ну и слушаешь, что скажут"... Бедный мальчик этот через несколько дней умер".
lena_malaa
1 ноя, 2011 13:42 (UTC)
Бедный ребенок. И ведь таких было много, они были безвинными жертвами бытового сифилиса 9или врожденного, но это скорее всего не наш случай).

емнип в России от 10 до 30 процентов случаев приходилось на бытовой путь.
(без темы) - rus_turk - 1 ноя, 2011 14:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_turk - 1 ноя, 2011 14:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 14:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 06:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_turk - 1 ноя, 2011 14:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 14:24 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 16:37 (UTC) - Развернуть
bag_o_thoughts
1 ноя, 2011 16:23 (UTC)
Что-то мне Булгаков вспомнился с его "Звездной сыпью".
lena_malaa
1 ноя, 2011 16:32 (UTC)
ага, его половина моих френдов вспомнили ))
(без темы) - bag_o_thoughts - 1 ноя, 2011 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 ноя, 2011 16:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bag_o_thoughts - 1 ноя, 2011 16:44 (UTC) - Развернуть
ecoross1
1 ноя, 2011 17:22 (UTC)
Спасибо.
lena_malaa
1 ноя, 2011 17:38 (UTC)
Спасибо за спасибо :)
6_h_h
1 ноя, 2011 18:51 (UTC)
Эх! Опередили! Только хотел выдержки из этой статьи выложить...
lena_malaa
1 ноя, 2011 18:52 (UTC)
вредная я, согласна :)
faf2000
2 ноя, 2011 06:44 (UTC)
Это ж какая радость случается у существ, считающих себя людьми, когда они обнаруживают черные пятна в истории своей страны. Сифилисом болели много, оказывается. Ура! Я первая увидела, Я первая услышала! Я первый хотел выложить! А я опередила!
И ведь невдомек недоумкам, что в тоже самое время в других развитых странах ситуация с сифилисом была в разы хуже, чем в России.
Кол-во больных сифилисом в России на конец 19 века составляло 2 млн. (позже оценки заболевших снизились па крайне мере в два раза). Таким образом общий процент больных сифилисом по Российской империи составлял максимум 1,5%. А в это время в Великобритании населением чуть более 40 млн человек больных сифилисом около 3 млн (7-8%). Причем по данным Королевской комиссии по венерическим заболеванием даже в 1916 году количество больных сифилисом в крупных городах было не менее 10% населения!!!
Таким образом, проблема сифилиса была тогда труднорешаема во всем мире. Россия на фоне других стран в этом отношении была даже в более выгодном положении.
О быстром прогрессе в Роосии в борьбе с заразными заболеваниями можно прочитать здесь http://faf2000.livejournal.com/6566.html
Но убогим ничтожествам до этого дела нет. Им лишь бы кинуть грязью в историю своей страны.
lena_malaa
2 ноя, 2011 07:01 (UTC)
пошла по ссылке глянуть на данные. Я не поняла, "скарлатина, корь, дифтерия, коклюш" это все синонимы сифилиса? А медики в курсе?
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 07:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 07:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - __rusalka__ - 2 ноя, 2011 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 10:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 13:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 16:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - __rusalka__ - 2 ноя, 2011 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 15:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 15:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 16:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 17:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 17:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 16:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 17:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 17:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 17:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 17:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 17:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 18:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 5 ноя, 2011 06:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pioneer83 - 5 ноя, 2011 18:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 18:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 ноя, 2011 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 2 ноя, 2011 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basiliobasilid - 2 ноя, 2011 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pioneer83 - 5 ноя, 2011 18:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 6 ноя, 2011 20:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pioneer83 - 9 ноя, 2011 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - faf2000 - 10 ноя, 2011 06:45 (UTC) - Развернуть
markussos
3 ноя, 2011 22:24 (UTC)
В "Тихом Доне", помню, одна из героинь, молодая казачка, кончает жизнь самоубийством после того, как у нее обнаружили сифилис.
lena_malaa
4 ноя, 2011 05:51 (UTC)
увы, я и "Дон" не читала. Но я ее понимаю, эта болезнь тогда несла уродство, отвержение, позор и смерть. Лекарства от сифилиса в гражданку найти невозможно было.
(Анонимно)
4 ноя, 2011 21:09 (UTC)
Джва дня читал. Схоронил, добавил вас в избранное.
pvs1988
12 ноя, 2011 02:41 (UTC)
Спасибо Вам за выкладку интересной и нужной информации. А отдельно за Ваш стиль)) Сослался на Вас в одной из дискуссий про РКМП, на СамИздатие.
lena_malaa
12 ноя, 2011 11:00 (UTC)
ответная чистосердечная благодарность за благодарность :)
wolf_theodor
22 мар, 2012 16:20 (UTC)
Интересно, как со временем изменились методы и лекарства у народных целителей. Потому как они сейчас цветут и пахнут.
lena_malaa
22 мар, 2012 16:26 (UTC)
да все то же самое осталось, только откровенный тертый кирпич стараются не продавать )))
wolf_theodor
22 мар, 2012 16:20 (UTC)
Спасибо за просвещение.
lena_malaa
22 мар, 2012 16:26 (UTC)
спасибо за спасибо :)
kapsh
25 мар, 2012 06:44 (UTC)
Что такое "бегать по ржам"? Гугл не слишком помог.
lena_malaa
25 мар, 2012 06:56 (UTC)
это бегать по полям, на которых растет рожь.

Аналогично (для примера) "потравили клеверА" это не значит, что отравили траву клевер, а то, что в результате чего-то клеверное поле стало полем, на котором больше нет нормального клевера.
(без темы) - kapsh - 25 мар, 2012 07:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 25 мар, 2012 07:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kapsh - 25 мар, 2012 08:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 25 мар, 2012 08:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kapsh - 25 мар, 2012 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 25 мар, 2012 08:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kapsh - 25 мар, 2012 09:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 25 мар, 2012 10:22 (UTC) - Развернуть
i_xander
9 июл, 2012 19:15 (UTC)
А еще, говорят, очаги сифилиса возникают именно в месте
А еще, говорят, очаги сифилиса возникают именно в месте заражения.

Мужичонка, получается, сельский ЛГБТ был, а над пропастью во ржи устраивал гей-парады.

Вот и вся суть бегания по ржам. Кто-то по Красной площади в обнимку с омонами под радужными флагами танцует, а простому народу по ржи приходится носиться...
lena_malaa
15 июл, 2012 18:36 (UTC)
Re: А еще, говорят, очаги сифилиса возникают именно в мес
да нет, если задницу огнем жгло, то где только не побегаешь, лишь бы не болело.

Кстати, встречала упоминания, что к гомосекам на Руси было отношение попроще, чем в Западной Европе, но это я не проверяла по другим источникам.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 236 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko