?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  



Беременность

  В крестьянской семье женщина в период беременности не освобождается от обычных работ. Она носит воду и дрова, топит печи, доит коров, моет белье, работает в огороде и на поле. Молодая женщина, готовящаяся стать матерью, исполняет и в этом положении все обыденные женские работы; гигиенические же требования существуют для нее только в виде соблюдения установленных обрядов и обязательного знания относящихся сюда поверий и примет. Каких?

Молодая женщина, несущая в ведрах воду, не должна давать пить одновременно из обоих ведер, в противном случае она родит двойню.
Для легких родов беременная женщина должна спать на овечьей шубе.
Ребенок, зачатый под праздник, будет урод.
Ребенок, зачатый "под краску", во время месячных очищений, будет красив.
Если беременная перейдет дорогу, когда несут покойника, на теле ребенка неизбежно будут родимые пятна, потому что кровь у него запечется.

  Беременная не должна:
-толкать ногой кошек, собак, свиней, иначе у ребенка будут на теле нарывы или спина болеть
-переступать через коромысло, а то у ребенка, да и у нее самой будут на ногах нарывы. Чтобы избавится от таких нарывов, следует приложить к ним глины, замешанной на той воде, из которой было вымыто белье со следами первого месячного очищения девушки. В некоторых семействах матери нарочито хранят эту воду для сказанного употребления.
-проходя мимо падали, не следует закрывать носа, чтобы у ребенка не было дурного запаха изо рта.
-выплескивать через порог воды, а то ребенок будет страдать рвотой.
-по пятницам расчесывать у себя на голове волосы, чтобы не страдать сильно при родах.
-мыть по средам голову, чтобы не прибавилось вшей.
-присутствовать при чистке колодца, чтобы не испортилась вода в нем.
- ничего на себе зашивать или пришивать к надетому платью, иначе у ребенка будет какой-либо из членов тела пришит.

  Отправляясь к роженице, беременная женщина должна взять за пазуху проса и кусок железа, чтобы не повредить ей.

Акушерство

  Почувствовав приближение родов, роженица посылает за бабкой. Посланный к бабке не берет с собой ничего, а равно и бабка является без хлеба; но иная из бабок приносят или проса, которым посыпают порог, или железную пластинку, которую кладут на пороге под дверь, для предохранения родильницы от "дурного глаза", или же "иорданский кол", который кладется под порогом с той же целью.
  Войдя в хату к больной, бабка зажигает страстную свечу и лампаду перед иконами, потом начинает молиться Богу, читая большей частью следующие молитвы: Во имя Отца, Отче наш, Верую и Да воскреснет Бог; если же этой последней молитвы не знает, то читает "Воскресный Бог, воскресна молитва. Сам ты, Господи, воскресился, воскреси и нам младенца!" Все эти молитвы читаются девять раз.
  При трудных родах бабка отыскивает счастливое место, водя для этого больную по разным местам в хате, в сенях, в хижине и даже (в сл. Ново-Николаевке) в сарае, гумне; а для ускорения и облегчения родов прибегает к следующим средствам: вынимает из ушей больной серьги, снимает с пальцев кольца, развязывает везде узлы, отпирает в сундуках замки и растворяет все двери. Снимает икону благославленную, обмывает ее водою и дает этой воды пить больной.
Сдвигает с места стол и лавки. Отодвинув на середину хаты стол, обводит больную вокруг него три раза и заставляет ее брать и есть каждый раз по грудочке соли из насыпанных по четырем углам стола кучек.
  Переводит больную через положенный на земле пустой мешок или же пояс; заставляет переступать (в сл. Ново-Глухове) через нижнее белье мужа, а иногда даже и через самого мужа, который для этого ложится на землю спиной вверх.
  Заставляют больную повторять за собой следующие слова (в сл. Кабаньей): "Прости меня, белый свет! Прости меня, матушка сыра земля! Я по тебе ходила, много грехов творила: одну душу прости, а другую на свет пусти!"
  При недействительности этих средств обращаются к священнику, прося его прочесть "разрешительные" молитвы, а главное - растворить в церкви царское врата.
  Полагают, что когда много народа знает о родах, - роды бывают всегда трудны.

  Приняв ребенка, повивальная бабка крестит его и три раза читает молитву: Во имя Отца..., и если новорожденный не плачет, то хлопает его слегка рукой, чтобы заплакал. Если новорожденный задыхается, она гукает, т.е. кричит его на ухо имя отца - мальчику, а девочке - имя матери. Если родившийся показывает слабые признаки жизни, то бабка произносит имена известных ей святых; при произнесении какого имени крикнет ребенок, имя того святого и дают ему, о чем бабка и заявляет священнику, когда приходит к нему за молитвою.
  При родах не следует браться за привешенный рушник, чтобы не приготовить ребенку виселицы.
  Пуповину отрубают у мальчика топором на полене, чтобы был искусный мастеровой, а у девочке - на гребне, чтобы была хорошей пряхой, и завязывают прядевом. Впрочем в настоящее время у многих крестьян отступают уже от этого обычая, а просто перерезывают пуповину ножницами и перевязывают красной ниткой.
  Прибрав породилю (родительницу), бабка кладет ей под головную подушку железный нож, с которым больная в случае необходимости и выходит из хаты; при том до девяти дней она может выходить только днем, после восхода солнца, а после захождения солнца она ни в каком случае не должна выходить из хаты. Постель, солома, на которой лежала больная, выбрасывается в свинятник. Место (послед) вымывается, заворачивается в чистую белую тряпочку с житом, и закапывается там, где были роды, в хате - под полом, служащим вместо кровати, в клуне - в землю. Место зарывается пуповиной вверх; если же положить и зарыть его пуповиной вниз или в сороковой день открыть его и переворошить, то родительница не будет уже после этого больше рожать детей.
  Некоторые из бабок, при закапывании места, шепчут заговор, обращаясь в нем с просьбой к уразу (матке), чтобы она снова стала там, где она была во время венчания.

Педиатрия

Если ребенок родился лицом вниз, то скоро умрет.
Если ребенок родился с длинными волосами на голове - скоро умрет.
Если ребенок родился с длинными волосами на руках или ногах - будет счастлив.
Если ребенок родился в сорочке - будет счастлив.
Если ребенок родился с зубами, то он будет знахарь, плут или все глазить.
Родившийся под воскресенье будет сладострастен, похотлив.
Родившийся под понедельник будет ведун, но для этого ему следует поститься по понедельникам.
Родившийся под четверг будет богат.
Прежде чем кормить ребенка грудью, следует дать ему соку из плодов или красного вина, но не воды и не молока, иначе будет пьяница.

  Родительница ни за что не покормит грудью своего ребенка до крещения его. Если же необходимость указывает покормить новорожденного, то приглашается для этого посторонняя женщина, которая, не опасаясь никаких для себя дурных последствий, может дать ему грудь; для матери же кормление грудью некрещеного ребенка весьма опасно. Если мать, отнявши ребенка от груди, снова начнет кормить его грудью, то из этого ребенка выйдет со временем большой вор.
При рождении ребенка ангел берет каплю крови матери и несет на небо; если во время полета он упустит ее, то, где эта капля крови упадет, там и приключится новорожденному смерть: уронит каплю в лес, новорожденный повесится, в реку, в воду - утонет, в поле на чистую землю - умрет в дороге.
  Ребенка купают в теплой воде, в которую кладется троицкая трава, преимущественно бывшая в церкви под коленями священника. Купель потом выливается днем в угле двора, где сходятся плетни. По захождении солнца не следует выливать воды, в которой купали ребенка, чтобы не повредить здоровью его.
  Из того дома, где есть новорожденный, ни за что ничего не дадут: ни денег, ни хлеба, ни вещи; некоторые из купцов даже не продают из лавок в тот день.
  До 40 дней в комнате, где лежит новорожденный, должно закрывать окна, потому что ночью лукавый старается заглядывать туда, чтобы наслать на ребенка "крикливца".
  До 40 дней не выносят из хаты пеленок, потому что лукавый крадет с пеленок кровь; в течение этого времени пеленки моют в хате, а не на реке; но и после 40 дней при мытье их на реке не бьют о доску, иначе ребенок будет болеть животом, ветрами.
  Под кровать родительницы ставят на 40 дней новый, опрокинутый дном вверх горшок. Туда же ставят иногда и кувшин с водою, чтобы у родительницы не было молочной лихорадки.

  Ребенка обыкновенно стараются крестить в день его рождения.

  На третий день после крещения ребенка, рано утром, до восхода солнца, бабка приносит из колодца "непочатой" воды. Неся от колодца воду, не должна оглядываться, чтобы с ребенком не случилось чего-нибудь дурного. В принесенную воду добавляют немного освященной "иорданской" воды. Вливая освященную воду, бабка говорит: "свята вода ордана, от Бога созданна! наполняешь ты, Господи, родники и реки, наполни же и рабе (имя родительницы) груди!" При этом всыпает в воду конопляное семя и хмель. Затем родительница становится правой босой ногой на секиру, положенную на веник из нехворощи (в сл. Ново-Николаевке становится вместо топора на васильки), а бабка льет ей на руки воду. Сперва льет три раза на правую руку, а родительница подхватывает левую рукою воду, сбегающего с правого локтя, и пьет ее, попадающееся семя при этом жует; потом таким же образом бабка три раза льет воду родительнице на левую руку, а та подхватывает правою рукою сбегающую с левого локтя руку и снова пьет. Далее родительница сливает бабке на руки, последняя моет свои руки и делает мокрыми руками знак креста на лице, груди и спине родительницы, наконец бабка берет секиру и отрубливает концы веника и кладет их в кувшин с водою для купания ребенка; самый же веник сберегается и через него летом брызгают воду на капусту, чтобы на ней не было блошаку.

  Ребенку до году не следует давать есть щуки, а то у него не будут расти зубы (говорят, что когда щука линяет, сходят и зубы).
  Когда толкут на маковики мак, или когда толкут сало, то не следует давать детям облизывать толкача, иначе у них не будут расти на голове волоса, они будут "голомози".
  Не следует на большие праздникиза столом во время обеда давать детям пить воды, чтобы они, выросши, никогда ни во время работы, ни в дороге не испытывали сильной жажды.
  Когда у ребенка болит голова, то ему обвязывают ее тем рушником, которым была подпоясана мать его во время венчания.
  От поноса лечат так: режут черную курицу, вынимают из нее так называемый пупок, и разрезают его, снимают внутреннюю кожицу, засушивают ее, потом растирают ее в порошок и дают больному этот порошок на воде; или же сажают больного поносом ребенка на горячую золу.
Больному горячкой ребенку кладут в голову секиру (топор).
Купянский уезд Харьковская губерния "Этнографическое обозрение" 1897 г. № 1
  По способам выхаживания детей и лечения их неудивительно, что в семье из рожденных 9-8 человек в живых остаются 2 - редко 4. За советами по лечению детей прибегают к старухам, бабушкам, как к более опытным; кроме того, существуют общераспространенные способы лечения.
Если у новорожденного ребенка делается худосочие, так называемая собачья старость, то его "перепекают в печи". Ребенка сажают на хлебную лопату и суют в горячую печь, как только из нее вынут хлебы. Одна женщина с улицы спрашивает в окно ту, которая держит лопату: "Что перепекаешь?" - "Собачью старость".- "Перепекай лучше, чтобы ее не было!". Разговор повторяется три раза, и три раза сажают ребенка в печь. Случается, что с лопаты ребенок сваливается и получает ожоги, или же задыхается от жара.
  Купают от этой же болезни ребенка с кошкой, чтобы болезнь перешла на животное.
  Лечат собачью старость еще следующим способом: три для подряд делают по девяти пельменей, начиняют их землей, затем варят в воде; пельмени отдают собакам, а в отваре купают ребенка.
  Взрослых лечат также своеобразными способами."Кумоха окидала", т.е. обметала лихорадка: следует больное место помочить пОтом с оконного стекла или обтереть обломком копыта, найденного на дороге. Если найдут на улице свиную челюсть, то ее берут и прикладывают в случае заушницы или нарыва за ухом; эти болезни лечатся также прикладыванием заячьей шкурки. Заболит горло - идут к старухе знахарке; она с таинственной молитвой очерчивает три раза сучок на стене и тем заговаривает болезнь.
  Боль в пояснице зовут "утиною" и лечат ее так: больной ложится поперек переруба (места на полу, где соединяются концами доски) или поперек порога. Старуха кладет больному на спину веник и начинает слегка рубить топором. "Что рубишь?" - спрашивает больной. - "Утину" - "Руби гораздо, чтобы больше не было."
  Серьезные болезни не поддаются подобным способам лечения, и появление их связано суеверными представлениями. Когда вихрь крутит и подымает столб пыли, - говорят, что нечистый играет. Если человек попадает в вихрь, то его разбивает параличом. Чтобы отдалить от себя беду,следует говорить: "на воду, на воду,на воду!" и нечистый пролетит мимо и разобьется в воде.
Самарский уезд "Этнографическое обозрение", 1895 г.
  При бессоннице и вообще при плохом здоровье ребенку дают в молоке или в молочной каше мак, кладут у него в головах чертополох и прибегают к заговору: "Заря-зарница, красная девица! Возьми бессонницу, а дай младенцу такому-то сон и доброе здравие".
  Чтобы ребенок не болел грыжею, его после рождения кормят свеклою или конопляным семенем, или серным цветом. А некоторые родительницы или лица, родившиеся первыми или последними, "пригрызают" эту болезнь у родившегося сквозь ветошку; для этого у девочек берут в зубы пуповину, а у мальчиков детородный член. Во время пригрызания у лица, совершающего эту операцию, бабка спрашивает: "Что ты делаешь?" - "Грызь пригрызаю". - "Грызи, грызи больнее, чтобы грызь не заводилась". - "У нашей грыжки не бывает отрыжки". Весь этот разговор повторяется до трех раз.
  От колотья в боках прикалывают громовыми стрелами (белемнит) с произнесением следующих слов:
Господи Иисусе Христе!
Спаси и помилуй
От всяких недугов
Денных и ночных,
Полуденных и полуночных
Ангельскую душку
Младенца (имя рек)

  Кто мочится во время сна под себя, того секут на заслонке сапожным голенищем три утра.
  Против огонника или летучего огня (мокнущего лишая лица) по мнению народа помогают различные средства. Можно лечить эту болезнь трижды выбивая огниво перед лицом больного так, чтобы искры летели на последнего; или при затопке печи, до трех раз, зажигая пучок из лучинок, брызгать на него из рта водой, чтобы при этом дым от тухнущего пучка летел в лицо сидящего на столе или на лавке ребенка; или же прикладывать к больному месту обыкновенное тряпичное или мочальное помело, которым заметают в печи после топки. Огонник лечат также заговором: "Огонь, огонь! на тебе мокрый, дай мне сухой!". Слова эти произносят трижды, когда "припаливают огонь", махая на сидящего ребенка ночевками или лотком, в котором сеют муку, или когда "откликают огонь" по трем зарям через реку или пруд, если только в тот момент светится огонь в двух или более избах обеих сторон деревни.
  Из средств против сухой стени (atrophia infantium) (я не нашла в современной энциклопедии такую болезнь) известны следующие:
а). берут земли с трех полей и девять кружек воды, подчерпнутой на месте слияния двух рек, и притом три кружки по течению одной реки, три против течения другой и три против себя, в том месте, где сходятся струи вод обеих рек. С этой землей, водой и больным ребенком ночью, чтобы никто из посторонних не видел, идут на рубеж двух смежных между собой земель разных владельцев и принесенными водой и землею, предварительно смешав их вместе, моют больного. Вымытого перекатывают с земли одного владельца на землю другого. Рубашку же, бывшую до этого на ребенке, оставляют на рубеже.
б). Ночью собирают три горсти земли из-под дверей трех сараев и черпают воду из трех колодцев. Воду нагревают на загнетке, но не в самой печи, и мешают с землей, а потом выливают сквозь решето на голову дитяти, посаженного в избе под матицей.
в). Раскалывают от корня четверти на три молодой растущий дубок и в образовавшееся ответстие протаскивают ребенка трижды в одну сторону и трижды в другую сторону и вытаскивают его оттуда голым, а надетую на нем рубашку оставляют в отверстии дуба.
г). Младенца кладут на постеленную шерстью вверх шубу и, отрезавшие из нее по клочку шерсти у больного в головах, ногах и под спиной, меряют суровой ниткой обе его руки, окружность головы, толщину и с обеих сторон длину туловища. Затем ребенка моют чистой водой с положенными в нее тремя угольками. Нитку кладут в печурку, а после их сравнивают между собой: если смерок с одной руки оказывается равным смерку другой и смерок правой стороны туловища смерку левой, то ребенок будет жив; если же смерки окажутся неравными, то он умрет. Рубашка, бывшая до времени лечения на младенце, снова может годиться к употреблению лишь тогда, когда ее выполаскают в реке трижды против течения и трижды по течению.
д). Ставят ребенка на лавку около стены, растягивают ему руки горизонтально и меряют его суровой ниткой. Затем, отметив ножом на стене величину его роста и длину рук, окуривают больного, сжигая для этого с ладаном нитяные смерки.
  Все изложенные способы лечения сухой стении собачьей старости применяются лишь по средам и пятницам.

  Когда ребенку в какой-нибудь болезни не помогает никакое лекарство, то его иногда "перераживают". Мать становится на место происходивших родов, берет ребенка и с помощью призванной бабки до трех раз протаскивает его через ворот своей сорочки сверху вниз.
Тульская губерния. "Этнографическое обозрение", 1895 г.
  Чтобы получить облегчение при боли в пояснице, надо потереться обнаженной спиной одеревянные подпорки, стоящие около заборов, или же о среднюю стенку овина.(д. Клопузово Мороцкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии)
  Маленьких детей при бессоннице стукают пятками о стенку в нежилой хоромине. (с. Мороцкое Мороцкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии)
"Этнографическое обозрение" 1895 г. № 4
  Понятное дело, что мне можно и не верить, записи объявить "подложными" и "гля, как далеко дотянулся, проклятый". Поэтому, чтобы два раза не вставать, даю еще одну ссылку на доклад "Женский труд и его проблемы" Е.Д.Щепкиной за 1908 год. Там все прекрасно, но из особо запомнившегося привожу вот что:
"Поразительны такие биографии:

 

55 лет 51 год
35 лет замужем
24 беременности
2 живых детей
14 умерло
8 выкидышей
29 лет замужем
22 беременности
2 живых детей
15 умерло
3 мертворожденных
2 выкидыша


Таковы судьбы матерей среди главной массы русского населения.


  Акушерская помощь в деревне слаба до крайности, до того, что является самой слабой частью нашей земской медицины. Простые акушерки не удовлетворяют при сложных обстоятельствах, да к ним редко и обращаются. А доморощенная помощь является чем-то трудно поддающимся описанию.Бабушки часто просто считают грехом облегчать страдания женщин; Священное Писание указывает - страдать и болеть. Иногда пугают рожениц криками: "Пожар, горим!", чтобы вызвать развязку. Водят по избе до полной потери сил, пихают паклю в рот, поят деревянным маслом. В трудных случаях несчастные мученицы подвергаются невероятным пыткам; их подвешивают к потолку и встряхивают; выпаривают в печи, а затем вниз головой... смертные исходы неизбежны."

  А теперь я повторяю вопрос, заданный замечательным историком a_dyukov : дожили бы мы до своего современного возраста, будучи крестьянами девятнадцатого века?



Comments

( 155 комментариев — Оставить комментарий )
kazbiz
14 мар, 2011 16:30 (UTC)
Познавательно
dr_lunikoff
14 мар, 2011 16:48 (UTC)
Милая Лена, ну что Вы? Дожили бы конечно. Ибо нельзя забывать, что при всей высокой смертности и "ужасах-ужасах", поколения родителей были более здоровыми в силу естественного отбора (в том числе из-за той же смертности). Тут, как еще живущее в некоторых северных русских деревнях правило работало: присматривать за невестой, здорова ли, нет ли у нее в роду больных или порочных и т.п. Если это соблюдалось, то выживали почти все - больных замуж просто не брали. И я бы согласился бы на это, чем на "просвещенный роддом" и равноправие больных генов в обществе.
lena_malaa
14 мар, 2011 16:52 (UTC)
Относясь с уважением к этому мнению, вынуждена принять его и собственно на этом закончить разговор. Роды у мамы были тяжелые, я родилась задохнувшейся. Меня и маму спасли только потому, что медицина была ненародной.

Стоит ли вам разговаривать с той, которая сдохла бы при рождении? А если бы выжила, то не пережила бы двустороннего воспаления легких в 2 года и гайморит в взрослом возрасте?

Я не хамлю или истерю, упаси Боже. Просто как следует подумайте, прежде чем утверждать что-то наверняка. И что, Вы в детстве всегда были здоровы, а мама никогда по-женски не болела?
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dr_lunikoff - 14 мар, 2011 17:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - izverg_men - 14 мар, 2011 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tarkhil - 1 ноя, 2011 13:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - govorilkin - 14 мар, 2011 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dr_lunikoff - 14 мар, 2011 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dr_lunikoff - 14 мар, 2011 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 18:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dr_lunikoff - 14 мар, 2011 18:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dr_lunikoff - 14 мар, 2011 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - govorilkin - 14 мар, 2011 19:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - govorilkin - 14 мар, 2011 19:57 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 17:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kettenkrad - 14 мар, 2011 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - keyzett - 14 мар, 2011 19:00 (UTC) - Развернуть
galeonis
14 мар, 2011 17:09 (UTC)
Ну а те кто доживает..
Те до старости живут.
Жили то крестьяне достаточно долго, ну те кто дотягивал до более менее взрослых кондиций, а остальным извените- отбор по Дарвину.
lena_malaa
14 мар, 2011 17:12 (UTC)
Re: Ну а те кто доживает..
Во сколько лет бы Вы умерли и от чего? Как Вы относитесь к перспективе жить сифилитиком? Средний срок жизни был емнип около 30 лет. Вы, исходя из этих данных, были бы живы в своем современном возрасте?
(без темы) - galeonis - 14 мар, 2011 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 18:32 (UTC) - Развернуть
fvl1_01
14 мар, 2011 17:47 (UTC)
Спасибо за пост, согласен и с выводами...
Вся эта народная медицина была адским адом.

Сказки про то что зато те кто выживали были мол здоровее - хорошо лечатся сводками воинских врачей при отборе рекрутов. Еще лучше учет "запасных" и "ратников ополчения" После 30лет особо здоровых и не было.

Люди как не странно правда были здоровее - потому что мало мальски больные помирали сразу, зато остальные кое как жили с туберкулезом, золотухой, рожей, желчно-каменной болезнью - какое то время жили.

Но есть одна поправочка.

От колотья в боках прикалывают громовыми стрелами (я так поняла, что трилобитами, но не утверждаю это точно)

Громовая стрела - это белемнит. В общем кальмар а не таракан...
lena_malaa
14 мар, 2011 18:09 (UTC)
Re: Спасибо за пост, согласен и с выводами...
спасибо. Я про эти стрелы не знала )))

А по Вашей аналитике причин незнания многих болезней я согласна. Нет смысла искать старческую дегенерацию мозга у крестьян, если до старости мало кто доживал. Гинекология и ее диагнозы в понятно каком пролете. Очень быстрая и мучительная смерть диабетиков первого типа, долгая и мучительная - у второго - а значит, "Российская империя не была знакома с диабетом". Болезни желудка, вызванные голодом и нерегулярным скудным питанием не вписываются в статистику.
цытатко - govorilkin - 14 мар, 2011 19:54 (UTC) - Развернуть
Re: цытатко - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:56 (UTC) - Развернуть
Re: цытатко - govorilkin - 14 мар, 2011 20:12 (UTC) - Развернуть
Re: цытатко - lena_malaa - 14 мар, 2011 20:14 (UTC) - Развернуть
Re: цытатко - govorilkin - 14 мар, 2011 20:33 (UTC) - Развернуть
Re: цытатко - lena_malaa - 15 мар, 2011 05:10 (UTC) - Развернуть
офф - lena_malaa - 14 мар, 2011 20:17 (UTC) - Развернуть
Re: офф - govorilkin - 14 мар, 2011 20:35 (UTC) - Развернуть
Re: офф - lena_malaa - 15 мар, 2011 05:09 (UTC) - Развернуть
npomonon
14 мар, 2011 18:20 (UTC)
А средняя продолжительность жизни как считается? Если два ребенка умерли в год, а третий дожил до 90, то средняя продолжительность как раз и будет около 30 :) Имхо, если так считать - то это не очень корректно получается. Или методика другая?
lena_malaa
14 мар, 2011 18:35 (UTC)
Если мне не изменяет память, детей до года статистика того времени вообще не учитывала, мерли как мухи просто. Среднюю продолжительность высчитывали от год жизни и далее. Единственное, сложно вспомнить, где встречала это утверждение.
(без темы) - npomonon - 14 мар, 2011 18:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - npomonon - 14 мар, 2011 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - npomonon - 14 мар, 2011 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - npomonon - 14 мар, 2011 20:00 (UTC) - Развернуть
ghj1
14 мар, 2011 18:38 (UTC)
по графика мспртности зайдите на морбилити. цифры зело преинетресные.
lena_malaa
14 мар, 2011 18:53 (UTC)
а ссылку не кинете, я не нашла сама сайт?
(без темы) - ghj1 - 14 мар, 2011 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 14 мар, 2011 19:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 14 мар, 2011 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 14 мар, 2011 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ghj1 - 14 мар, 2011 19:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 14 мар, 2011 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kettenkrad - 14 мар, 2011 21:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 05:11 (UTC) - Развернуть
rohanwarrior
14 мар, 2011 22:18 (UTC)
Всё это, конечно, выглядит страшновато...Но вкупе. Если собрать все "страшилки" современной медицины - будет тоже не по себе. Это раз.
Два - надо помнить, что 19-й век 19-му веку рознь. Тебе, я полагаю, известна история, когда крестьяне из русской глубинки отправились в Париж в Пастеровский институт за вакциной от бешенства. Это 1885 год, на минутку. Стало быть, какое-то понимание современной медицины у крестьян на тот момент наличествовало.
И вообще странно сравнивать народную медицину с "научной", тем более на уровне методологии. Давай говорить честно - официальная медицина начала 19-го века стояла по эффективности не слишком далеко от народной, причем не только в России. Гинекология и родовспоможение не были исключением. И скажем прямо - ситуация не сильно улучшилась и к концу века.
Я не буду тут описывать подробности своего рождения, но скажу, что за свою работу в марте 1977 года весь коллектив роддома заслуживал расстрела.
lena_malaa
15 мар, 2011 05:18 (UTC)
При средней смертности в Нидерландах 70 младенцев до года на 1000 новорожденных у нас погибало до 500. Остальные страны колебались, где-то больше Нидерланд, Где-то меньше, но до 280 на тысячу - низший пороговый уровень смертности не доходил никто.

Так что действительно глубинка глубинке рознь. Но в другом смысле.

Мне очень жаль, что Вы пострадали из-за некомпетентности врачей.
(без темы) - rohanwarrior - 15 мар, 2011 09:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 16:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rohanwarrior - 15 мар, 2011 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rohanwarrior - 16 мар, 2011 20:07 (UTC) - Развернуть
6_h_h
14 мар, 2011 22:45 (UTC)
Вот ещё в тему
Из журнала "Живая старина", 1897 год, №2
Макаренко А. Детские и женские болезни. С.230-246
В Ужуре имеется семейство Клейменовых. Оно состоит из молодых ещё мужа и жены да сынишки-малолетки. Из четверых детей, он оставался единственным. Последнею родилась девочка на другой день после того, как мать, проработав беременной всю страду, будучи уже "на взносях", подавала снопы, на клад; девочка была собой очень хилой и через неделю с небольшим умерла, оплакиваемая безутешной матерью. Эта смерть новорожденной, совпадающая с периодом смерти предшествовавшего ей мальчика, родившегося при тождественных условиях, показала молодой чете, что семейные дела их не совсем в порядке. ... Но что они могли предпринять и как повернуть колесо жизни иначе? Сам Клейменов сирота и вырос в работках; жена его была приемной дочерью; оба ничего не имели... ... Трудолюбие и бережливость помогли супругам сесть на свое хозяйство. И дома и на поле их только двое. Тут вот и извертись, придумай, как оставить беременную жену дома, когда обязательно надо косить и убирать хлеб, чтобы было чем расплатиться с податными и прочими платежами./233\
Далее мой пересказ содержания почти целой страницы. Клейменовы договорились с семьей автора страдовать совместно, чтобы освободить беременную от работы. Также был уговор кормить ребёнка сначала грудным молоком, не давая ни коровьего, ни жеваного хлеба, ничего. Девочка росла очень здоровой и крепкой, однако погибла, ошпарившись насмерть из поставленного самовара, когда родители ушли на работы, а она была под присмотром пятилетнего брата./234\
lena_malaa
15 мар, 2011 05:07 (UTC)
Re: Вот ещё в тему
Спасибо за цитату и за отличный пример прошлой жизни. Бедные дети, бедные родители.
olelookoyeah
15 мар, 2011 03:13 (UTC)
Да, страшное дело, у меня, врача, мороз по коже... Единственное утешение: всё же тогда больше молились и верили, а теперь, при приличном родовспоможении и прочая - такой разврат жизни, что и прогресс не помогает.
lena_malaa
15 мар, 2011 05:14 (UTC)
Олег, стоит ли искренняя вера гибели невинных детей? Это я в основном себя спрашиваю. С одной стороны, вифлеемские младенцы говорят, что стоит. С другой стороны, они же за Христа умерли, а тут за человеческую глупость.
(без темы) - olelookoyeah - 15 мар, 2011 05:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 05:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olelookoyeah - 15 мар, 2011 05:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 05:28 (UTC) - Развернуть
elyena_bel
15 мар, 2011 17:52 (UTC)
Некоторые методы повеселили, хотя в целом было не до смеха... Единственное, что, пожалуй, еще можно разумно объяснить - "Ребенок, зачатый под праздник, будет урод", ибо наверняка надирались под праздники хорошо, со всеми вытекающими... Может, сказалось пару раз, а много ли надо для "вердикта"?
Кстати, на предмет "образованности" крестьян"(у тебя тут писали такое) - хорошая иллюстрация к этой образованности "Записки врача" у Булгакова. *Впрочем, уже слышу хор голосов: нашла-де источник! Он морфинистом был! да и можно ли вообще писанине этой доверять! а вот тут-то, в отличие от многих его других произведений, как раз доверять ему можно и нужно*
Спасибо огромное за подборку, Ален, ты, как всегда, молодец)
lena_malaa
15 мар, 2011 19:42 (UTC)
Спасибо на добром слове, Леночка. А меня тут пытались убедить, что нет ничего страшного ни в такой медицине, ни в такой смертности. Подумаешь, мер каждый второй - и это только до года. Фигня война так сказать...
(без темы) - elyena_bel - 15 мар, 2011 19:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elyena_bel - 15 мар, 2011 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elyena_bel - 15 мар, 2011 20:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elyena_bel - 15 мар, 2011 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elyena_bel - 15 мар, 2011 20:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 15 мар, 2011 21:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elyena_bel - 15 мар, 2011 22:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helenhaid - 22 мар, 2011 04:51 (UTC) - Развернуть
rog_ru
21 мар, 2011 22:52 (UTC)
Ну, что ж, медицины практически не было, что остается людям с мифологическим мышлением, дабы успокоить себя хоть какими-то действиями? Вот когда в 21 веке выполняют те же обряды или на мозги приседают ("покрестишь - здоровым будет!" или изгоняют "порчу" киданием банки с наговоренной водой на перекрестке под колеса автомобиля - реальные примеры, место проведения - Беларусь, 1998 год) - это печально.
lena_malaa
22 мар, 2011 05:31 (UTC)
Да, крещение и здоровье слабо связаны, хотя бывают и чудеса. А все остальное - шаманство и язычество чистейшей воды...
helenhaid
22 мар, 2011 04:48 (UTC)
В одном они правы:Ребенок, зачатый под праздник, будет урод. А остальное восходит ещё к древним магическим обрядам...
lena_malaa
22 мар, 2011 05:23 (UTC)
Потому, что на праздник напивались аки не знаю кто. А все, что касается остального, то я не зря поставила тэг "язычество/двоеверие" )
(без темы) - helenhaid - 22 мар, 2011 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iultinrom - 14 апр, 2011 18:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helenhaid - 14 апр, 2011 18:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iultinrom - 14 апр, 2011 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helenhaid - 14 апр, 2011 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iultinrom - 14 апр, 2011 18:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helenhaid - 14 апр, 2011 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iultinrom - 14 апр, 2011 18:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helenhaid - 14 апр, 2011 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iultinrom - 14 апр, 2011 18:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helenhaid - 14 апр, 2011 19:10 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
5 апр, 2011 14:53 (UTC)
ответная благодарность за теплые слова :)
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
5 апр, 2011 18:16 (UTC)
Я не рожала, так что не в курсе. Но знаешь, суеверия гораздо крепче любой веры, память о вере уйдет, а суеверия останутся.
(без темы) - iultinrom - 14 апр, 2011 18:11 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
5 апр, 2011 18:13 (UTC)
ну вот вопрос, с какой целью. Если закапывают в домашних родах. это логично - не мариновать же ее. Прикопал и забыл. А вот если закапывают "не просто так", то это конечно глупо и странно.
(без темы) - nikavvv - 31 май, 2011 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 июн, 2011 03:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikavvv - 1 июн, 2011 06:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - al1en_nati0n - 5 июн, 2011 16:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 5 июн, 2011 16:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - al1en_nati0n - 6 июн, 2011 04:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 июн, 2011 04:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - al1en_nati0n - 6 июн, 2011 04:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 июн, 2011 14:05 (UTC) - Развернуть
petit_dru
5 июн, 2011 17:04 (UTC)
Спасибо оч здоровский пост добавлю ка я пожалуй в мемориз
lena_malaa
5 июн, 2011 17:07 (UTC)
спасибо за спасибо ))
beth4ever
7 июн, 2011 19:51 (UTC)
Весь этот дикий корпус примет мне напомнил книгу о дрессировке Карен Прайор. Она там пишет, что в свое время способность обучить чему-то лошадь или вообще дикое животное казалась чем-то невиданным. Поэтому в цирках, у наездников сохранилась масса нерациональных примет и правил. Сохранились они просто потому что когда-то где-то один раз сработали. И все, надо повторять теперь каждый раз.
Скажем, она обучала лошадь команде "вперед", а коллеги по конюшне набросились на нее с критикой, говоря, что лошадь может понять только какую-то одну форму этой команды (я не помню, скажем "но"), а другие слова никогда не воспримет. В итоге, она научила лошадь нескольким вариантам (на разные слова, включая "но"), чтобы от нее и лошади отстали.

А тут вообще сфера пугающая и опасная. Видимо, один раз перешагнула через коромысло - случилась фигня. Все, больше никому никогда не шагать.

Обидно, что приметы до сих пор пытаются продвигать как "мудрость предков". Это не мудрость, это чудовищный страх и беспомощность.
lena_malaa
7 июн, 2011 19:55 (UTC)
Да, поэтому и публикую все это. Чтобы помнили, чтобы знали, чтобы, когда начинали нести бред о чистой народной медицине, было чем бить по мордасам и рогам.
ama_tama
20 дек, 2011 21:10 (UTC)
Пришла по ссылке, Ваши посты в кучку собрали, спасибо Вам за всю кучу сразу :))
Один маленький комментарий к этой теме. Моя бабка по отцу всю жизнь прожила в Казахстане, в г. Балхаш. Глубинка, короче, та еще. Ну вот. В период с 1920 по 1940 примерно у нее родилось 14 детей. Из которых выжило четверо. Данных о выкидышах семейная история не сохранила, может, были, может, нет. Это к тому, чтобы не грешить только на Российскую империю, советская медицина тоже нескоро добралась в дальние уголки... И да, у моей ленинградской бабки за тот же период - четверо детей, все выжили...
lena_malaa
21 дек, 2011 03:43 (UTC)
Спасибо за отзыв и за то, что понравилось :)

Ну да, весьма показательно - четыре из четырнадцати и четыре из четырех. Конечно не сразу медицина добиралась до всяких заповедных уголков, но тем не менее в том, чтобы она добралась, была государственная воля, а не стремления частных лиц.
( 155 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko