?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
  Отдохнули от старины - и будя. Сегодня буду радовать замечательных z_z_zanuda и defklo , а также всех юристов и психиатров ))))

  Итак. Мы уже выяснили, что патриархальная деревня не была сборищем беспечных и невинных пейзан, для которых самым страшным преступлением было вслед плюнуть. Нет, случались кражи, грабежи, драки, убийства. Бог высоко, а царь далеко. Как же выходила из затруднения при проведении следствия неграмотная деревенская общественность?

  Одним из распространенных способов, когда нужно отыскать вора и вместе с тем наказать его, есть "вмазывание в чело". Случилась, например, кража, которую законными способами, как обыски, допросы, - открыть не удалось; тогда прибегают к "вмазыванию в чело". Способ этот состоит в следующем:
  Украли, например, у крестьянина шубу. Тогда он берет небольшой кусок овчины - шубный лоскуток - и вмазывает его в устье русской печи. Когда печь топится, то жаром, идущим из нее, начинает вмазанный кусок коробить, а потом он тлеет и сгорает. Вора, по мнению потерпевших, точно также будет коробить, сводить судорогами, а потом он зачахнет, захиреети может помереть или на век остается хилым и неспособным ни к какому труду, т.е. делается живыми мощами. Если украден халет, в чело вмазывают небольшой кусок полотна; унесли хлеб в зерне, вмазывают горсть однородных зерен и т.д.
  Для совершения процесса приглашают знахаря или колдунью, которые производят это торжественно, с нашептываниями и наговорами вроде следующего: "пусть нечистая сила корчит и морщит вора, как тлеет и пепелеет этот халет или овчина Делают это не секретно, а чтобы все знали, особенно подозреваемый. По глубокому убеждению крестьян, вор обязательно будет корчится.
Я не буду вдаваться в психологические объяснения этого явления, но могу заверить, что на некоторых впечатлительных и суеверных людей, совершивших кражу, вмазывание производит такое удручающее действие, что они действительно сильно мучатся и душевно, и физически.
  Несколько лет тому назад в одной деревне (это перепечатка с статьи 1905 года, напоминаю) случилась довольно крупная кража: у зажиточного крестьянина унесли 500 руб., все его деньги, скопленные дедом и отцом потерпевшего. Сильное подозрение пало на соседа, молодого и здорового мужика; но прямых улик не было. Тогда потерпевший решил вмазать подозреваемого в чело. Вмазали рублевую бумажку. Операции производил знахарь с наговорами. Подозреваемый знал об этом и сильно беспокоился. С того времени он стал хиреть. Ничего особенно не болит, а чахнет. Ни к каким крестьянским работам он и теперь не способен.
  В деревне П. Уломской волости 10 лет тому назад совершилась кража. У женщины вдовы из амбара в закроме украли 2 мешка ржи. Во ржи у ней были спрятаны деньги, рублей 10, и они вместе с рожью были украдены. Рожь и деньги украл сосед, парень жених, и прогулял их вместе с товарищами. Так как кража была совершена со взломом замка, то следствие производил судебный следователь. Все соседи хорошо знали вора: но, боясь мести с его стороны, никто не доказывал. Так следствие ничего и не смогло добиться. Тогда потерпевшая стала стращать вора, что она его вмажет в чело. Она готова была поступиться рожью, только деньги просила возвратить. Тот, пожалуй, и готов был бы отдать их, но деньги были прогуляны. Так показывал он потом на суде. "А вот я тебя вмажу в чело, так будешь помнить!" - пригрозила потерпевшая. "Кто кого прежде вмажет!" - ответил парень. Через несколько дней женщину нашли убитую недалеко от дороги, ведущей из этой деревни в другую. Преступник скоро был открыт. Он на первом же допросе сознался и рассказал, что убийство совершил из боязни быть вмазанным в чело. Он боялся тех мук и корчей, которые, по его убеждению, должны были начаться с ним после вмазывания, и решился предупредить. Он три дня караулил соседку, и наконец, покончил с ней, когда она поздно вечером возвращалась домой из соседней деревни. Каторга для него лучше была. "По крайности я здоров буду", говорил он спокойно на суде.
  Одна женщина украла у другой несколько кусков холста. Потерпевшая знала воровку попросила ее возвратить украденное, но та запиралась. Тогда она пригрозила вмазыванием. У воровки на другой же день начало судорогами сводить руки и ноги, и она сама покаялась в краже и указала, где спрятаны украденные полотна. Болезнь прекратилась.
  Понятно, что далеко не на всякого может действовать устрашение; другого и самого вмазать в чело, так и корчить не будет.

  В убийствах, имеющих загадочный характер, иногда сами крестьяне, до прибытия следственной власти, отыскивают убийц. Для этого заставляют поцеловать пятку у убитого. Если ни на кого не падает подозрение, тогда пятку целуют все собравшиеся крестьяне деревни. Когда является сильное подозрение, но преступник не сознается, тогда прямо его и принуждают целовать пятку. Если целует покойника непричастный к делу, то труп лежит спокойно, а если поцелует виновный, тогда покойник даст знать: у него, по убеждению крестьян, задрожат руки или ноги, может весь зашевелиться, а случается, как они говорят, что покойник вскакивает, хватает убийцу и душит его.
  10 лет тому назад в деревне Б. Уломской волости на другой день небольшого местного праздника на улице, посреди деревни, был найден убитым местный крестьянин; у него был раскроен череп; и тут же лежал и кол, орудие преступления. Ночью по деревне с песнями и гармониками ходили местные пьяные парни. А убитый был поставлен для ночного караула. Естественно, что подозрение в преступлении пало на ребят, а их было человек 15. Они не признали себя виновными, но боялись суда и ответственности, а потому сами потребовали, чтобы обнаружить виновника, целования покойника в пятку. Мужики согласились и обряд начался. Каждый подходивший крестился, шептал что-то себе под нос, глядел на покойника и целовал его в пятку.
  Все гулявшие и заподозренные совершили этот обряд, но никто из них не обнаружил особенных признаков страха, и убитый лежал спокойно. Тогда потребовали, чтобы и другие молодцы проделали то же. Дошла очередь до одного смирного молодца, на которого никто и подумать не мог. Парень пошел было, но потом вдруг остановился. Ему показалось, как он говорил после, что убитый стал шевелить бровями и пальцами на руках. Все взоры устремились на убийцу и от него уже строго потребовали исполнения обряда. Парень бледнел, дрожал, но не подходил. Его взяли под руки и насильно повели. Тогда он уже не мог вытерпеть и закричал дрожащим голосом: "оставьте, отпустите, я убил!" Некоторые крестьяне говорили. что они сами видели, как у покойника открылись глаза и глядели прямо на убийцу, когда его подводили к трупу. А как только убийца сознался, глаза тихо закрылись. Оказалось после следующее: парень-убийца днем был пьян, а вечером лег спать. Ночью он услышал гармонику и песни, и подумал снова идти гулять. Но пока он обувался, ребята ушли. Он пошел за ними в другой конец длинной деревни. Его остановил ночной караульный и потребовал, чтобы парень воротился домой. Тот понятно не хотел послушать, и между ними завязался спор, а потом и драка. Сторож ударил парня колотушкой, а тот схватил подвернувшийся кол и так ловко хватил противника по голове, что у того череп раскололся. Он ткнул еще замертво упавшего сторожа колом в голову и пошел, как ни в чем не бывало, домой. Никто происшедшего и не слыхал, и не видал. Так и остался бы убийца не открытым, если бы не обряд целования пяты.
  Три года тому назад на святках был убит крестьянин дер. К. Труп ночью привезли к с. У и выбросили на дороге. Его нашли утром. Дали знать становому, но его не было дома. Тогда волостной старшина с понятыми пошли в деревню. из которой был убитый, и стал производить у всех повальный обыск. У одного старика крестьянина оказалось все в крови розвальни. При дальнейшем обследовании нашли много крови на дворе. Пол в избе был вымыт, но следы кровавых пятен кое-где были заметны. В крови оказался и топор. Все были убеждены, что преступление совершилось здесь, только никто не мог понять причин, вызвавших это бесцельное преступление. Подозреваемый был старик, лет 60, скромный и зажиточный, жил он со своей снохой, тоже скромной и тихой бабой. Убитый был бездомный горбатый крестьянин, проживавший у одного набожного мужика. Кормился он больше в нашем селе, а ночевать ходил в К. Накануне смерти он у священника поужинал, а у меня ему дали кусок пирога на завтрак к следующему дню. Ночевал в доме, где обыкновенно проживал: утром в 5 часов ушел куда-то, а на следующее утро его нашли уже мертвым, привезенным к нашему селу. На все допросы обвиняемые упорно запирались, а улики, в виде следов крови, объясняли другими причинами. Тогда соседи решили заставить их целовать пяту у убитого. Но так как в этот день уже было поздно, то процедуру отложили до следующего дня. Убийцы так испугались предстоящего испытания, что в 4 часа следующего утра явились к священнику на исповедь. Тот узнал тайну исповеди, но в то же время дал совет во всем признаться, что они и сделали.
  В роковое утро крестьянин рано уехал в соседнюю деревню. Сноха осталась дома и стала блины печь. В это время приходит к ней горбун и стал у нее просить блинов. Та блинов не дала, а еще обругала его. Он не стерпел и толкнул ее ногой в живот. Баба была беременна, она схватила топор и ударила его лезвием по голове. Горбун пал. Она еще со всей силы хватила его два раза по голове, а потом сволокла на двор. В это е время приехал свекор. Сноха все рассказала ему. Он взвалил убитого на дровни и повез к селу, а она стала полы мыть. Сознаться преступников побудило не угрызение совести, не боязнь ответственности перед судом, а страх перед самим убитым, когда их заставят целовать пяту у него. Бабе представлялось, что убитый горбун вскочит ей на плечи и не отстанет от нее. На суде оба обвиняемых были оправданы.
В.Антипов. "Живая старина", год четырнадцатый, выпуски 3 и 4, 1905 год.

Comments

( 68 комментариев — Оставить комментарий )
z_z_zanuda
4 мар, 2011 17:27 (UTC)
Методы, однако. Зато действенно.


Вторая часть напомнила стихотворение Н. С. Гумилёва "Три мертвеца". Там тоже покойник со своими обидчиками разбирается, но уже сам, без помощи общественности.
lena_malaa
4 мар, 2011 17:29 (UTC)
Наверно это стихотворение было написано по следам )))

Честно, я бы пятку никогда бы не поцеловала. Не смогла бы.
(без темы) - z_z_zanuda - 4 мар, 2011 17:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 мар, 2011 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 4 мар, 2011 19:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 мар, 2011 19:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 4 мар, 2011 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 мар, 2011 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 4 мар, 2011 17:47 (UTC) - Развернуть
smertnyy
4 мар, 2011 18:37 (UTC)
улыбнуло
defklo
4 мар, 2011 19:35 (UTC)
"Вовочка, не грызи ногти! И вообще отойди от покойника!"(с)

Никогда про такие обычаи и легенды не слышал, хоть и в своё время наслушался от прабабки многого. Спасибо за информацию :)
lena_malaa
4 мар, 2011 19:51 (UTC)
Не за что ))) Это спасибо за то, что понимаешь мою двинутость на старине.
(без темы) - z_z_zanuda - 4 мар, 2011 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 мар, 2011 19:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - z_z_zanuda - 4 мар, 2011 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 мар, 2011 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - defklo - 4 мар, 2011 20:12 (UTC) - Развернуть
defklo
4 мар, 2011 19:36 (UTC)
Уломжа... проезжал я мимо как-то...
lena_malaa
4 мар, 2011 19:50 (UTC)
А там сто лет назад ноги мертвецам целовали ))) И какая она, Уломжа эта?
(без темы) - defklo - 4 мар, 2011 20:12 (UTC) - Развернуть
idealist_t
4 мар, 2011 20:04 (UTC)
Весьма любопытно. Ничего похожего не слыхал. И странно - какую-то симпатию чувствую к описанным штучкам.
lena_malaa
4 мар, 2011 20:17 (UTC)
Ну симпатию вызывает скорее всего то, что при таких методах дознания убийца точно будет найден. А вот с другой стороны, я не могу себе представить, чтобы я физически смогла поцеловать трупью пятку. Причем свежего, про лежалый труп я молчу - при попытке принудить поцеловать пятку несвежего трупа там живенько бы оказалась трупья парочка.
(без темы) - idealist_t - 4 мар, 2011 21:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 мар, 2011 21:10 (UTC) - Развернуть
pioneer83
4 мар, 2011 22:19 (UTC)
Методы, однако.
Кстати, хорошо виден механизм массового гипноза. Сейчас дело поставлено инновационно на поток. Правильные установки заносятся в моск через телевизор.

Я вот на работе у зеркала обнаружил книжицу с наговорами какой-то сибирской бабки. Всё хочу книжечку утырить для тебя, если хозяин не обнаружится.
lena_malaa
5 мар, 2011 05:18 (UTC)
Попробуй ))) Хотя в ста процентах случаях из ста такие наговоры новоделы. Хорошие шептуньи никогда, даже под пыткой, не расскажут о своих заговорах, тем более, если они передаются из поколения в поколение.
net_ushky
4 мар, 2011 23:42 (UTC)
а нет ли у вас каких таких собраний "приключений" с горбунами?

или с кошачьими - котами-кошками?
net_ushky
4 мар, 2011 23:53 (UTC)
ой, спасибо, конечно!
(без темы) - lena_malaa - 5 мар, 2011 05:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 5 мар, 2011 05:16 (UTC) - Развернуть
baddger
5 мар, 2011 10:59 (UTC)
"она схватила топор и ударила его лезвием по голове. Горбун пал. Она еще со всей силы хватила его два раза по голове, а потом сволокла на двор"

Король и шут "Вдова и горбун"
"Твоя горбун взяла"-
Слукавила она,
Рукой нащупав в сене ручку топора."
lena_malaa
6 мар, 2011 15:48 (UTC)
они знали )))

это новая песня КиШ? Я не поклонница, но во многом меня забавляет эта группа. А брат одно время по ней фанател.
(без темы) - baddger - 6 мар, 2011 16:53 (UTC) - Развернуть
nikoberg
6 мар, 2011 15:48 (UTC)
Спасибо, добавил в копилку колдунства с шаманством...
lena_malaa
6 мар, 2011 15:50 (UTC)
Спасибо за спасибо!

И что интересно, ведь люди были правы в чем-то. Из-за гниения труп может издавать звуки, шевелиться и даже вскрикивать (при резком выходе газов)
(без темы) - nikoberg - 6 мар, 2011 16:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 мар, 2011 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikoberg - 6 мар, 2011 16:23 (UTC) - Развернуть
rus_art6820
7 мар, 2011 14:12 (UTC)
Наш народ самый логичный народ в мире.Сначала целуют трупы а потом когда в селе начанается чума убивают немецких лекарей."Потому как те гады вовсем виноваты и хочут Православных Христиан извести".
lena_malaa
7 мар, 2011 16:51 (UTC)
Ну да. А в холерные бунты почти до смерти забивали священников.
rus_art6820
7 мар, 2011 17:18 (UTC)
Да велик и мудр руский крестьянин в простоте своей,ибо простота его от Бога!Еще-бы ценителям "Руской старины"поитересоваться в какого бога верил простой руский народ.Здается мне что на Православие эта вера была непохожа.
lena_malaa
7 мар, 2011 17:50 (UTC)
Вера того периода более напоминала двоеверие.
(без темы) - rus_art6820 - 7 мар, 2011 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_art6820 - 7 мар, 2011 18:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 19:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_art6820 - 7 мар, 2011 19:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 19:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_art6820 - 7 мар, 2011 20:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_art6820 - 7 мар, 2011 20:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rus_art6820 - 7 мар, 2011 20:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 20:52 (UTC) - Развернуть
elyena_bel
7 мар, 2011 20:51 (UTC)
Мда... И ведь боялись не пятку целовать, а того, что он вскочит и душить их начнет. Как в том анекдоте: "кум встал - уси легли" (кум покойник уже был).
Ах, Ален, спасибо:) Твои посты - неизменно море удовольствия)) и кладезь информации))
lena_malaa
7 мар, 2011 20:54 (UTC)
Тезка, спасибо за спасибо ))))

Мои посты это источник вдохновения для любого писателя-фэнтези и для тебя. Знаешь, я бы вот правда нипанесла бы процедуру деревенского дознания )))
(без темы) - elyena_bel - 7 мар, 2011 20:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 21:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elyena_bel - 7 мар, 2011 21:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 мар, 2011 21:44 (UTC) - Развернуть
rus_art6820
8 мар, 2011 08:09 (UTC)
Поздравляю Вас с Женским днем 8 Марта.Счастья,здоровья,успехов во всем.
lena_malaa
8 мар, 2011 08:14 (UTC)
Спасибо! Обнимаю и целую за поздравление :-*
(без темы) - lena_malaa - 8 мар, 2011 14:38 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
9 мар, 2011 17:03 (UTC)
Re: Приветствие
Я добавляю только тех, кто интересен мне. Так что без обид.
sverhkabzdets
11 мар, 2011 17:17 (UTC)
не вижу куда писать, напишу тут - интересно пишете. позвольте вас зафрендить? :))
lena_malaa
11 мар, 2011 17:26 (UTC)
Конечно позволяю ))

У меня нет традиционного приветственного поста потому, что не считаю, что он нужен. Пишу редковато - ибо работа и вообще реал. Православная стерва. Фсе )))

Френжу в ответ. ))
( 68 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko