?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
Вы, милые френды, надеюсь, помните, как я размещала пост про Елатомский уезд Тамбовской губернии. Так вот, этот уезд был в ней не единственный. Ловите продолжение )))



  Среди населения крестьян Тамбовской губернии в общем, а в Кирсановском ее уезде в частности, под оболочкой христианства, понимаемого пока только внешним образом, сохранилось еще много остатков язычества. В некоторых местах допускается даже многобожие для домашних животных и проч.: так, например, в селе Рудовке Осино-Гаевской волости Кирсановского уезда, существует особый "куриный бог". Бог этот - предмет не отвлеченный, а осязаемый и неодушевленный, который люди могут помещать куда угодно; представляет его собою черный камень, просверленный посередине, величиною в гусиное яйцо, который в таком виде отыскивается где-либо в земле. Куриный бог вешается за нитку на стене в курятник с той же целью, чтобы больше плодились и сохранялись у хозяина куры. Если же околевает какая-нибудь курица, она вешается за ногу на осину близ курятника. Этот обряд выполняется для того, чтобы обезопасить кур от падежа. Куриный бог вместе с тем может быть назван и зубным богом; по крайней мере при заболевании зубов местные знахарки прибегают к нему, как к верному талисману. Церемония лечения проделывается таким образом: ворожейка ведет больного в "курник" (помещение для кур), пошепчет что-то куриному богу и затем прикладывает его к больному месту раз шесть крестообразно; после этого боль должна стихнуть. Сохранились, хотя и слабо, предания о других старых обрядах, ныне уже не существующих, но бывших в ходу еще лет пятьдесят тому назад; значение их никто из крестьян объяснить не может, и поэтому приходится ограничиться передачей голых фактов без комментариев.
  Когда бывал падеж крупного и мелкого скота, жители отыскивали поблизости селения высокую гору, прокапывали в середине ее насквозь большое отверстие, зажигали с обоих сторон отверстия горы костры и, отслужив молебен, прогоняли в дыму через отверстие приведенный заранее больной скот. Если выполнение этого обряда не приостанавливало падежа. прибегали к другому. В глухую полночь выходили на улицу со всего села девушки и вдовы, заранее сговорившиеся между собою, приносили с собой икону, ладан, зажженый фонарь и соху, раздевались, расплетали косы, распускали их по плечам и, оставшись в одних белых сорочках, без платьев и обуви (не смотря на время года), направлялись по улицам села в таком порядке: одна несла впереди икону, рядом с ней другая кадила ладаном, третья освещала фонарем дорогу, а остальные сзади тащили соху. На каждом переулке останавливались, распахивали сохою борозды наподобие креста, зарывали на этом месте часть курившегося ладана и тут же молились Богу. По совершении этой церемонии на всех переулках расходились по домам. Во все время шествия процессии все соблюдали строжайшую тишину и старались, чтобы их шествие никто из посторонних, в особенности из мужчин, не заметил, для чего уходили все из дома тайно от семейных. Время совершения этого обряда предварительно никогда не было известно ни мужчинам, ни детям, ни замужним женщинам; узнавали об том только на другой день. Если же вдовы и девушки во время процессии замечали, что за ними наблюдает кто-либо из посторонних, то также тихо и чинно, без шума, всем кружком нападали на него, наносили побои и затем, оставив жертву своего насилия на месте, продолжали шествие в прежнем порядке. Впрочем, после одной такой расправы, бывшей в с. Рудовке, смельчаков следить за белыми женщинами находилось мало.
  Православные окружены массою темных духов, которые подразделяются на добрых и недобрых; с первыми они стараются жить ладно, с последними ведут борьбу. К числу недобрых духов принадлежат некоторые болезни, например лихорадка и грыжа. Чтобы очистить больного от вселившегося в него темного, недоброго духа и выгнать его, прибегают к таким средствам. Больного лихорадкой выводят на двор, надевают ему на шею хомут и обливают холодной водой. Когда появляется грыжа, больного везут в ближайший лет, там раскалывают дубок, вбивают в отверстие клинья и затем больного протаскивают три раза через отверстие; после этого с него снимают рубашку и вешают на дереве, а сами уходят. Брать рубашку, как нечистую, считается непозволительным для ее владельца, и для посторонних. По выполнении этих обрядов болезни должны выйти из больного.
  С некоторыми духами крестьяне живут одними, даже экономическими, интересами, и потому считают необходимостью поддерживать с ними довольно тесное общение. Особенной любовью православных пользуется "дедушка домовой". Домовой - невидимое, добродушное существо. Если он благоволит к живущим в доме, вся скотинка ходит здоровехонька, лошадушки полнехоньки, он их и холит, и моет, и гривы им заплетает. Все домочадцы не нарадуются на заботы дедушки; зато, если уж и рассерчает домовой, что бывает редко, настают пасмурные, тяжелые дни: лошади начинают худеть и падать; по утру то у одного, то у другого члена семьи замечаются на теле синяки от его щипков. Домовой является не только помощником крестьянина в хозяйстве, но и его оракулом. Если услышат семейные в переднем углу стон, то уж знают, что дед хочет что-то предсказать; передают об этом желании старшему члену семьи; собираются, под его предводительством, в тайный кружок и, с дрожью в голосе, спрашивают: "к добру или к худу?" Он может внятно ответить "к добру" или к худу". Сообразно ответу, меняется душевное расположение хозяев и делаются серьезные приготовления к встрече дурных или хороших происшествий. Из этого ясно видно, что жизнь домового твердо связана с очагом крестьянина и для последнего существование без него является немыслимым.
  Домовой величается именем "хозяина", живет он в углу клети на дворе вместе со скотиной; борода у него седая, сам сгорбленный. У каждого домохозяина имеется свой особый домовой; когда он переносит строения и переходит на чужую усадьбу, то накануне перехода в новое жилище, он входит в клеть и говорит: "дедушка хозяин, иди со мною: как мы с тобою жили, так и опять будем жить. Милости просим". На это предложение дед всегда соглашается и не отказывается следовать в другое место. Домовой ведет жизнь одинокую, холостецкую, сожительства с равным ему духом не терпит. Когда две семьи, жившие врозь, сходились для совместного житья, то часто замечали на потолке и на дворе шум и возню: это дрались между собою двое домовых, соперничавших в первенстве по распоряжении домом. Нередко из-за опасения обидеть своего родного домового, семья, при всем желании, находила невозможным сойтись с другой. Так велико значением домового!
  За этим духом следуют другие, тоже имеющие немалое значение в жизни народа; общее им название - нечистая сила. но в частности они подразделяются на категории, имеющие особые специальные занятия. Главный начальник всей нечистой силы - "сатана". живет он постоянно в аду, где отдает приказания и выслушивает донесения от своих подчиненных, чертенят и дьяволят. Из их числа пользуются известностью: "Любостай" и "Фармазон".
Любостай, когда начинает тосковать какая-либо женщина по своем умершем или отсутствующем родственнике, чаще всего по муже, подлетает к ее избе в виде огненного змея, рассыпается искрами на ее крыше, превращается в известного, дорогого для женщины мужчину, утешает ее и затем вступает с нею в плотское сожитие. После пяти или шести месяцев подобной связи женщина обыкновенно чахнет и, умирая, переходит во власть сатаны. Во избежание этого печального конца крестьяне всегда стараются уговорить тоскующую женщину развлечься и позабыть горе. А Фармазон является покорным слугой всякому желающему пользоваться его услугами. Если кому хочется приобрести что-либо недостижимое для простого смертного, например, красоту, богатство, славу, известные знания, любовь красавицы и т.п., он выходит в чистое поле, призывает Фармазона, разрезает мизинец правой руки и кровью из раны подписывает расписку, по которой за выполнение просимого душа его после смерти отходит в собственность дьявола. После этого искупление души признается хотя и возможным, но крайне тяжелым. Отщепенец от дьявола может вновь выйти в поле и просить нарушить условия. Тогда Фармазон берет ружье и стреляет в портрет этого человека, который изготовляется еще при заключении условия. Портрет и расписка уничтожаются, но вместе с тем на лице человека после этого остаются все видимые следы и раны от выстрела из ружья, да и действие чар над просимым рушится.
  Другие чертенята приносят немного вреда: как существа молодые, глупые и еще неопытные, они только ребячатся, шутят и играют. Часто мы замечаем летом поднявшийся на дороге столб выли от вихря. Крестьяне говорят, что это бесится чертенок. Когда столб подымается в близком расстоянии, нужно непременно упасть на землю ничком, иначе можно подняться к верху и разбиться об землю. Если в это время ударить ножом прямо в столб, из последнего покажется кровь, и затем все рассыплется.
  Животные и растения также делятся на чистых и нечистых. Черные тараканы являются признаком материального богатства и изобилия, и потому их размножению в доме всегда радуются. Когда входят в новый дом, хозяин нарочно приносит в чулке тараканов и распускает их по избе. Пропажа тараканов из дома и вытье собаки около него однозначущи: как то, так и другое явление предвещает пожар. Самым радикальным огнетушительными средствами являются: обход кругом пожара с иконою, спасенною ранее от огня. Рыба, плывущая по течению, считается чистою, а против течения - нечистою. Последнюю ловить грешно.
  Большим грехом считается для родителей засыпать младенцев-детей. Засыпанием называется нечаянное умерщвление во время сна ребенка, лежащего на кровати между родителями. что случается нередко. В этом случае виновная мать должна идти одна ночью в церковь, очертить там известный круг от диавольского наваждения, стать в нем и усердно молиться Богу. В первую ночь Боговодица покажет матери ее ребенка, находящегося в крови. На следующую ночь, при повторении, на ребенке окажется крови меньше. Таким образом, молитва продолжается до тех пор, пока ребенок покажется Богородицей совершенно чистый, и тогда мать о нем успокаивается.
  Убеждение крестьян о наказуемости проступков против детей основывается на примете с кукушки.. По поводу ее сложилась такая легенда: кукушка из-за детей чем-то прогневила Бога и вот Он проклял ее. С тех пор она не знает покою, не имеет постоянного места, ни гнезда, яйца свои кладет в чужие гнезда и вечно плачет; следы ее слез остаются на тех деревьях, где она сидит, в виде черных кольцеобразных кружочков. И будет она страдать до второго пришествия. Кукушка считается оракулом; она может предсказать, сколько кому лет жить. Желающий узнать это нарочно спрашивает в лесу"кукушка, кукушка. сколько мне лет осталось?" Сколько раз она прокукует, столько лет остается жить на белом свете. Если же кукушка будет молчать после вопроса, значит, в этом году спрашивающий умрет. В иных случаях ранний ее крик считается дурным предзнаменованием. Некоторые, желая получить хороший урожай, приходят рано утром в лет и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный.
Для получения хорошего урожая хлеба находят необходимым соблюдать еще следующий обычай: в день засева хлеба ни один домохозяин не дает другому ни взаймы, ни за деньги, ни одного зерна или куска хлеба: нарушение этого условия может привести к неурожаю.
  Чтобы предугадать будущий урожай, старший член семьи в ночь под новый год втыкает в снеге на гумне несколько колосьев разного хлеба, а утром смотрит: если на котором колосе окажется иней, тот хлеб в наступающем году должен уродиться. С этой же целью прибегают к другому обряду: в то же время в избе на столе расстилается чистая белая скатерть; если на ней утром появится какое-либо зерно, этот хлеб уродится обильно. Для разведения ягнят под новый год запирают тот хлев, в котором находятся овцы: если желают более белошерстных ягнят, то метлою, а двойнят разношерстных - вилами. Под новый год производятся гадания с другими целями. Желающие узнать долготу своей жизни после ужина кладут кусочки хлеба на окно; чьего куска утром не окажется, тот в этом году умрет, а остальные переживут его. Невесты с целью узнать, в богатый или бедный дом выйдут замуж, подходят к плетню, перебирают пальцами все колья от начала его до конца и при этом приговаривают: "сусек, мешок"; если на последнем колу останется сказать слово "сусек" - быть в богатом доме, а "мешок" - в бедном. Чтобы узнать размер будущей семьи, выдергивают из одонья наугад колос и считают: сколько в нем окажется зерен, столько будет членов в семье жениха.
  Под новый год считается большим грехом прясть; у нарушителей этого обычая дух Волосень, под видом костоеды, отъест палец, и из него выпадет нечистая кость. Этот же обычай строго соблюдается в течение всего года каждую неделю в день пятницы и накануне ее. Покровительницей каждой пятницы считается какая-то особенно чтимая "матушка Прасковея" (называемая так народом), которая своим непочетницам-бабам может засорить глаза куделью и намыкою от пряжи.
  В день Крещения Господня, после молебна на реке, купаются в реке раздетые с целью: больные - излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под новый год - вновь перекреститься после принятия образа чорта и очиститься от греха.
  День св. Касьяна (29 февраля) почитается особенно страшным: если он в этот день на кого взглянет, тот говорят сгибнет. Работы в этот день и накануне прекращают. У одного крестьянина, работавшего в праздник, рассказывают, Касьян убил корову.
  Под Благовещенье огней в избах всю ночь не тушат: лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет. Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру. Другого рода специалисты, воры, стараются аккуратнее стащить какую-нибудь чужую вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия на весь круглый год. Словом, каждый святой является покровителем того или другого ремесла или животного; так. например, покровителем коров считается Власиий, овец - Настасья, лошадей Фрол и Лавр, пчел - Зосима и Савватий, икона коих после молебна в день праздника святых становится на пчельник, а огурцов - Константина и Елены. День посадки огурцов называется "огуречным праздником"; в этот день служится молебен.
  Плохая пора настала для колдунов: в деревнях стали находиться такие молодцы, которые обращают ни во что их знания и вполне гарантируют себя ит их чар. Средство от этого самое ничтожное - игла; она всегда носится при себе. Чтобы обессилить колдуна, достаточно продеть иглою его одежду. Считается возможным даже одурачить колдуна: достаточно только, проткнув иглу сквозь одежды, воткнуть ее ухом к верху в дверь того здания, куда вошел колдун: до тех пор, пока игла будет находиться в двери, он не может выйти из дома, несмотря ни на какие усилия.
  Относительно загробной жизни крестьяне имеют такое представление, что их родственники после смерти, до истечения шести недель, продолжают невидимо пребывать в том доме, где жили, и даже пользоваться пищею. На основании этого предположения на ночь в доме всегда расстилается белая скатерть, на которой ставится кушанье, поедаемое за ночь покойником.
В.Бондаренко, 2 июля 1890 г. с. Осиновые Гаи, Кирсановский уезд. "Живая старина", 1890 г. № 1

Чтобы вам, милые френды, было проще, я приведу карту Тамбовской губернии, уже такой родной и знакомой нам.

Ну вот собственно на сегодня все... :) И дико извиняюсь перед друзьями за то, что никак не найду ни заказанную Калужскую губернию, ни эээ... вроде Костромскую. Ну не попадается никак.

И мне очень жаль погибших в Домодедово. Но, уважая их память, я просто не хочу ни кричать, ни делать громкие заявления. Царствия и Небесного и вечный покой... Мы с ними встретимся еще, куда ж мы, еще живущие, денемся.

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
idealist_t
26 янв, 2011 17:17 (UTC)
Поймал себя на мысли, что жизнь у них выглядела интереснее и живее. У нас электроны летают, информация передаётся, инфекцию травят ядами. А у них дедушка домовой, матушка Прасковей, ну и сатана, конечно, куда ж без него.
lena_malaa
26 янв, 2011 17:49 (UTC)
Вы правы. Чего стоит определение рыбы - чистая она или нечистая, пока ее ловишь. ))
statin
10 фев, 2011 07:49 (UTC)
На самом деле все элементарно.
Против течения рыба идет на нерест. Ее ловить нельзя. Она с икрой - нечистая.
По течению плывет рыба отметавшая икру - чистая. Она выполнила природное предназначение и если ее съесть - никакого ущерба природе не будет.
Предки мудрые люди были.
lena_malaa
11 фев, 2011 16:44 (UTC)
Ой... Не будучи ни разу рыбаком, я о таком толковании даже не подумала. Точнее одна морская рыбалка на ставридку и одна на речке с пойманной лягушкой мне просто не дают права ни считать себя рыбачкой, ни не позволяют вспомнить про нерест. :)
npomonon
26 янв, 2011 17:45 (UTC)
Помню, в детстве слышал от кого-то из других детей про куриного бога, что это такой особый камень, слышал также в качестве страшилки про волос-костоед :)
lena_malaa
26 янв, 2011 17:53 (UTC)
я про куриного бога узнала от сестры, после ее поездки на море. А про костоеда и про волос знаю, у меня однажды было (как это назвала мама) волос в пятку вошел и в пятку врос. Вылечили маринованным и запеченным луком.
А что это было и какая инфекция или паразит прятался за определением "волос" - прямо и не знаю.
pogorily
26 янв, 2011 18:12 (UTC)
Ну да, представления о причинах болезней бывают (а особенно раньше бывали) весьма экзотические.

Собственно, не то что народные массы, а медицина относительно не так давно считала тиф одной болезнью (по общим признакам - жар, бред), позже выяснили что сыпной, брюшной и возвратный тиф вызываются разными возбудителями, профилактика и лечение их разные.
Наоборот, разные формы туберкулеза (костный, чахотка и т.д. - в разных частях организма могут жить возбудители) считались когда-то разными болезнями.
lena_malaa
26 янв, 2011 18:22 (UTC)
как-то ознакомилась с историей венерологии и с удивлением узнала, что официальная медицина некоторое время считала гонорею первой стадией сифилиса. Я понимаю, что скорее всего в борделе подхватывался полный букет и лобковые вши как бонус, но тоже - разные болезни, разные проявления, но в старину их считали просто продолжением друг друга и лечили соответственно как одну болезнь.
pogorily
26 янв, 2011 18:03 (UTC)
>В некоторых местах допускается даже многобожие для домашних животных и проч.: так, например, в селе Рудовке Осино-Гаевской волости Кирсановского уезда, существует особый "куриный бог".

"Бог" этот мне давно известен из литературы. "Куриный бог" - - название камня с естественным отверстием, в которое можно продеть нитку или бечевку и подвесить его на ней. Поиск такой гальки - обычное (в прошлом) явление на морских курортах.
Не думаю что "бог" в данном случае имеет тот же смысл, что в богослужебных или религиозных текстах. Скорее, некая условность.

>Большим грехом считается для родителей засыпать младенцев-детей. Засыпанием называется нечаянное умерщвление во время сна ребенка, лежащего на кровати между родителями. что случается нередко.

Хорошо хоть грехом считается.
Различные формы инфантицида (убийства детей) были в России довольно распространенной формой регулирования их численности.
"Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода."
Л.Н.Толстой "Воскресение" (выделение мое).
А ведь это не менее верное убийство, чем шею свернуть.
Были и такие формы как упомянутое "заспать" (задавить ночью во сне своим телом), "выгулять" (выносить на мороз с последующей смертью от простуды).

Я полагаю, что плохое обращение с грудными и маленькими детьми (приводившее в ужас многих, от Ломоносова до врачей, исследовавших детскую смертность и быт крестьян в России рубежа XIX-XX веков) также является мягкой формой инфантицида. Не наверняка, как вышеописанное, но вполне надежно прореживало родившихся детей, так что до 5 лет доживало около половины.
Заодно это позволяло родителям меньше уделять внимания детям, а больше работе.

См. также рассказ Вересаева "Лизар" http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0150.shtml
"Слыхал, как говорится? Дай, господи, скотинку с приплодом, а деток с приморцем. Вот как говорится у нас!"
(Там же объясняется и причина - аграрное перенаселение, чем больше людей - тем меньше земли на человека.)

Проблема в действительности в том, что люди обладают (если живут не в самых тяжелых условиях, вроде полярной тундры) избыточной плодовитостью.
И инфантицид - один из методов решения этой проблемы. Наряду с контрацепцией и абортами.

Впрочем, история знает и более жестокие (с нашей точки зрения) методы. В "водяных диктатурах" Средней Азии, где земли избыток, а сельское хозяйство лимитируется водой для полива (Бухара, Хива и т.д.) применялся такой метод оптимизации населения. Когда население сталвилось избыточно, от чего хану или эмиру убыток (т.к. слишком значительную долю выращиваемого съедают) - на один сезон в один из магистральных оросительных каналов не подавалась вода. Земля там без полива дает ничтожные урожаи, соответствующий сектор в большинстве своем вымирал от голода.
lena_malaa
26 янв, 2011 18:19 (UTC)
Я просто ничего не меняла в тексте, и даже не сокращала. Решила, что как описал автор этого куриного бога, так пусть и останется.
Вы знаете, моя сестра мне показывала в детстве камешек со сквозной дыркой, привезенный с моря, и рассказала, что это куриный бог. До этого момента я о таком боге не слышала - и до знакомства с этой статьей чистосердечно считала куриного бога южной заморочкой.

Что же до деревенских методов контроля за рождаемостью, то одно дело знать, а другое - читать вот такие рассказы. Ужас конечно. Про приговор "Дай, Господи, скотинку с приплодом, а деток с приморцем" одна моя знакомая полька говорила, что у них в глухой деревне в Польше во время ее молодости такие слова были пожеланием молодоженам. Хорошим пожеланием, не варианта "шоб ты сдох".
kettenkrad
26 янв, 2011 19:36 (UTC)
Записал в чорный блокнотик: на Рождество непременно спереть что-нибудь.
lena_malaa
26 янв, 2011 19:50 (UTC)
а ты не знал? :))) Еще есть вариант на Пасху спереть что-то прямо в церкви на службе, и тоже никто не поймает.
kettenkrad
26 янв, 2011 19:55 (UTC)
Про Пасху знал. Про Рождество - не знал. Придеццо, видимо, брать на себя повышенные социалистические обязательства и притыривать что-нить на все двунадесятые и прочие великие. Эх, разорю епархию к чертям! франкмасонским :)
lena_malaa
26 янв, 2011 19:59 (UTC)
ну я может не так что поняла, но тырить надо не епархиальное, а лично-прихожанское ))
kettenkrad
26 янв, 2011 20:04 (UTC)
Дык вот прихожан епархии и того-этого-самого. Мы ж аццкий финансовый ZOG, мы ж не мелочь по карманамтырим, а группой лиц, по предварительному сговору, в особо крупном размере и циничной форме...
lena_malaa
26 янв, 2011 20:08 (UTC)
... особо извращенным образом ))
undamaris
26 янв, 2011 21:43 (UTC)
Про Фармазона - прямо портрет Дориана Грея какой-то!)
lena_malaa
27 янв, 2011 16:19 (UTC)
Да. я о том же подумала ))) а еще интересно стало, как же крестьяне кровью расписывались, грамотных там было всего ничего. Или крестик считался за роспись?

В общем меня эта легенда тоже заворожила. Такое милое переплетение Руси и средневековой Европы, что просто залюбуешься.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
heilkitty_ru
27 янв, 2011 16:15 (UTC)
Если же околевает какая-нибудь курица, она вешается за ногу на осину близ курятника. Этот обряд выполняется для того, чтобы обезопасить кур от падежа.
Прозреваю, что результат от сего действа чуть ли не обратный.
lena_malaa
27 янв, 2011 16:19 (UTC)
Поддерживаю подозрения ))
ping_ving
28 янв, 2011 09:43 (UTC)
Как-то вдруг дошло.
Елатомский уезд - это ведь там Елатомский приборный завод?
Традиции околомистического ФГМ вон, значит, с каких времён тянутся!
lena_malaa
28 янв, 2011 16:28 (UTC)
Re: Как-то вдруг дошло.
Не знала, что все так связано :-D
elyena_bel
28 янв, 2011 10:15 (UTC)
"Во избежание этого печального конца крестьяне всегда стараются уговорить тоскующую женщину развлечься и позабыть горе" - сразу закралась мысль о небескорыстии подобных предупреждений)) дескать, лучше я, чем сатана-то) Хотя, может, я и ошибаюсь...
Про нечистую рыбу порадовало))
lena_malaa
28 янв, 2011 16:19 (UTC)
Лен, у нас в голове возникли совершенно одинаковые мысли ))) Тоже сразу пришло в голову, что после похорон куда не пойди, везде утешители - а пройдешь мимо, тебе же хуже.
elyena_bel
28 янв, 2011 17:22 (UTC)
Вот, значит, неспроста!! Так оно и было))
dave_aka_doc
30 янв, 2011 10:39 (UTC)
хм, а я считал что куриный бог - это вообще любой камень с дыркой, типа - счастливый талисман. И пошло это изначально от каменных жерновов, которые были ценнейшим предметом в своё время)

З.А. Формазон с ружом посреди поля вызывает стойкие ассоциации с этаким злым лесником))))
lena_malaa
30 янв, 2011 10:42 (UTC)
Единственное, что я знаю о курином боге, так это то, что если через его дырочку посмотреть на закат, загадать желание, а потом бросить его в море, то желание сбудется. Все )))

Дейв, ну мне Фармазон устойчиво напоминает про Фауста, средневековые процессы с предъявлением договора с сатаной и прочие милые, но совсем не русские вещи.
dave_aka_doc
30 янв, 2011 10:47 (UTC)
"... если через его дырочку посмотреть на закат, загадать желание, а потом бросить его в море..."
Его найдёт пионэр, повесит на шею, увезёт в новосибирск и будет хвастацца)))))

И безмерно доставил ритуал: голые бабы и соха ночью на улицах города (естественно что им приходилось отбиваться от наблюдателей). Как-то так же в армии происходит ритуал похорон окурков, только там философская подоплёка другая))))))
lena_malaa
30 янв, 2011 10:52 (UTC)
Ритуал был русский и распространенный.
*зловеще* В других регионах бабье предпочитало свидетелей убивать. А тут всего-то побить до полусмерти )))

Про армейские похороны окурков не в курсе по уважительной причине ))) Я вот тут грешным делом подумала - не был ли ритуал опахивания не только языческим (это без сомнений, понятное дело), но и еще черномагическим, созданным как слияние язычества и пародии на христианский обряд, пародии на крестный ход?
dave_aka_doc
30 янв, 2011 11:02 (UTC)
вообще то у тебя там значицца многозначительный термин "насилие"))))) И не надо про то что женщины якобы не могут изнасиловать)))))

нет, врядли черномагическим. *строго* Брось бредовые идеи!
Обычные явления вырождения и недостатка информации, чо? Если не хватает новой авторитетной информации - пробелы дополняются вариативной интерпретацией старой. И так же - воображением =)

З.Ы. А по поводу опасности для наблюдателя - не было тогда ещё цейсовской оптики. А сейчас - есть. Так что не напугаешь зловещим тоном, неа)
lena_malaa
30 янв, 2011 13:05 (UTC)
Надеюсь, что ты прав. В истории религии много всего понамешано, те же скоромохи и калики перехожие успешно переопыляли, как я узнала лет пять назад, болгарский опыт богумильства на русскую почву. И успешно кстати. Так что я вот не выношу строгих суждений "да-нет" по опахиванию.

Вообще чем больше узнаешь нового про историю страны, тем больше сожалеешь об отсутствии психиатрического образования. Одно просто тянется к другому...
atyrin1960
7 фев, 2011 18:29 (UTC)
Уважаемая Елена, я не успел еще прочитать все ваши посты по Тамбовской губернии полностью, поэтому не понимаю вашего особого интереса именно к ее истории. А меня как раз очень интересует село Осиный Гай, упоминаемое выше. Не могли бы вы подсказать насколько хорошо вы знаете этот район Тамбовской области. Может быть какие-нибудь источники, фото и т.д. Был бы очень благодарен за ссылки на подобные источники.
lena_malaa
7 фев, 2011 18:34 (UTC)
Абсолютно ничего не знаю про Тамбовскую губернию, кроме размещенного плюс школьного курса истории.

я люблю этнографию - и найдя что-то интересное, выкладываю у себя в жж. Вот так получилось, что я много чего нашла именно про Тамбовскую губернию - и поэтому она у меня ходит в фаворитках. Все.

Никаких тайн в моем интересе нет.

Что же касается где нахожу, то я гуляю по интернет-библиотекам и читаю дореволюционные книги и журналы. Позвольте умолчать о расположении моих охотничьих угодий. ))
atyrin1960
7 фев, 2011 18:44 (UTC)
Спасибо. Жаль, что "никаких тайн". :))) Если есть в инете, я найду. Но вот фоток мало.( Я вас, с вашего разрешения, за..., ну, в общем, внесу в список френдов. :))))
lena_malaa
7 фев, 2011 18:47 (UTC)
Спасибо. И поверьте, мои немногие тайны не стоят того, чтобы их узнавать.
( 38 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko