?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
Ну что, поехали?



  Егорьев день Св. Георгий Победоносец, как известно, исстари считается покровителем домашнего скота у народа. Особенной обрядностью отличается этот день в здешнем приходе. Утром загоняются коровы и мелкий скот в ближнее к селу поле. Из церкви во главе со священником в облачении приносятся хоругви и икона св. Георгия; близ забора, у приготовленного столика, служится водосвятный молебен; после молебна пастух берет в руки икону св. Георгия и обходит с нею кругом стада три раза и ставит икону на столик. Затем пастух втыкает в землю у затвора топор и через него перегоняется скотина, а стоящий у затвора священник окропляет ее святой водой. Стадо идет пригоном на пастбище; пастух опять забегает вперед стада и в первый попавшийся столб всаживает топор. По словам пастуха, этими своими действиями он устраняет от вверенного ему стада всякие напасти: нападения зверя, проделки лихого человека, например соседнего пастуха-недоброжелателя.
село Курилово Дмитриевской волости
  В этот же день в д. Грязливец Горской волости, после обхода пастуха вокруг стада, собирается несколько человек и стреляют из ружей по при раза.

  Завивание пожинальной бородки. По окончании жнивья каждый крестьянин считает долгом "завить бородку". Бородкой называют оставленный несжатым клочок овса; клочок этот сжимают рукой в одно место, скручивают и перегибают посередине так, чтобы колосья свешивались на землю. Кругом этого оставленного для бороздки клочка овес обжинается и кладется в последний сноп, который и называется "пожинальником". Когда кончится завивка бородки, старшая из семьи должна проговорить три раза слова: "Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье"; в то же время она кувыркается на земле около "бородки" трижды. Весь этот обряд совершается серьезно и торжественно; совершающая обряд становится на это время как бы жрицею, а остальные жнецы и жницы в молчании окружают ее. Сноп "пожинальник" несут домой; по дороге сламывают три прута березы и втыкают в снопик. "Пожинальник" хозяйка несет под левой рукой и корешками вперед; входя в дом, не открывает сама дверь; пройдя с "пожинальником" в передний угол, крестится трижды, вынимает прутики, а "пожинальник" ставит в передний угол под иконы; прутиком хвощет всех семейных и различные предметы в избе с приговором: "мухи, клопы, блохи и тараканы, убирайтесь вон, а нам хозяевам дайте покой"; прутики затем сжигает в печке, которую затопляют в это время, и готовится яичница для угощения жнецов, называемая пожинальницей". Тем и заканчивается обряд окончания жатвы.
село Мороцкое, Мороцкой волости
  Ворожба по крестам В д. Чаеве у одного крестьянина пропали деньги в доме; у него в семье было три снохи, он их и заподозрил и стал допрашивать; те не признались. Он знал, что в д. Мартынове живет одна ворожея, которая узнает воров по крестам. Он потребовал у снох шейные кресты, те ему их отдали. Приходит он к ворожее с поклоном, рассказал про свое дело; ворожея спросила кресты, внимательно рассмотрела их, что-то пошептала, а на гайтане одного креста завязала узелок и возвратила их ему, сказав: "кража найдется, признается та сноха, которая возьмет крест с узелком". Он пошел домой, позвал снох и велел им взять свои кресты; одна из снох, как только взяла свой крест с узелком, сейчас же упада свекру в ноги и повинилась в краже денег, вымаливая слезно себе прощение.
от крестьянки Аксиньи Юдиной, д. Буваково, Дмитриевской волости
  Представления о загробной жизни.
  -Со времени смерти моей дочки Елены - рассказывает крестьянка, - прошло девять недель. Я неутешно плакала по ней и не могла забыть своего горя. Посоветовалась со старушкой Авдотьей Аксеновой, что мне делать, чтобы моя дочка приснилась мне во сне. Она меня и научила: вот что, Аксиньюшка, проговей ты 12-ть пятниц, может быть, и приснится. Я и проговела все 12 пятниц подряд. Вот на девятую пятницу мне и снится: приходит ко мне дочка, вся в белом зашнурована, а на левом боку цвет. "Пойдем, говорит, мама со мной". Подвела к высокой церкви, взошли туда по высокой лестнице, а там все стоят девицы в белых платьях, и у каждой по цветку на правой стороне груди, а позади их стоят женщины в серых платьях. Я у нее и спрашиваю: почему они в серых платьях, а она и отвечает: "это вдовицы, которые 40 лет вдовели".
  -А у тех цветы на груди?
  - А эти в самом цвету окончили жизнь.
  Потом как будто она меня пошла провожать из церкви. Только что вышли из церкви, вдруг она словно птицей поднялась кверху, а я и кричу: "Ой утащили, ой утащили!"Меня и разбудили - ничего больше не помню. Проговела еще 3 пятницы, а она мне опять приснилась да и говорит; "хорошо ты, мама, меня здобила, когда я умерла, только зачем ленточку в косу не вплела? хорошо что Оля, дочь соседа, оторвала кусочек ленточки из своей косы и дала мне. Вот что еще, мама: говей ты одну пятницу в году, а именно на святой неделе - и хорошо тебе будет", и скрылась. И вот уже прошло 15 лет, а я говею эту пятницу и ничего тогда не вкушаю. А дочь во сне больше не видала.
от крестьянки Аксиньи Юдиной д. Бузаково, Дмитриевской волости).
  -В приходе Танищах жил один мужичок Степан, лет 30. Однажды он захворал какой-то горловой болезнью; позвали священника напутствовать его. Вскоре этот мужичок помер. Приходят к священнику узнать, где рыть могилу и когда привозить хоронить. Ушли. Деревня, где жил покойный, находилась в пяти верстах от церкви. В этот вечер священник читал молитвы, приготовляясь к завтрашнему богослужению; вдруг он услышал сильный стук в двери; к нему торопливо входит жена и говорит, что на кухне его ждет какая-то женщина. Он вышел и видит, что это жена покойного мужичка; она падает ему в ноги и говорит; "батюшка, меня послал к тебе мой муж, который был умерши, а теперь ожил, поведать один грех; дело невиданное случилось так: муж лежал уже на столе собранный; все родные сидели около него, вдруг он встал и говорит: "как долго я спал!" Сначала мы все испугались; он и говорит: что вы боитесь меня? Я еще только уснул, и мне приснился вот какой сон: я стою на большой дороге, которая куда ведет - не знаю. Является ко мне какой-то старичок, повел меня к пропасти и говорит: "по твоим делам тебя следовало бы сунуть в эту пропасть, которая показалась мне ужасной; бросайся, говорит, в эту пропасть; мне стало страшно, и я едва мог выговорить слова: "прости меня, старче, и помилуй; я не раскаялся в одном грехе и утаил его на душе - позволь раскаяться духовному отцу". Потом я увидел, говорит, необыкновенный сад, в котором такие растения и цветы и от них такие благоухания, что не вышел бы из этого рая; тут я увидал двух маленьких деточек - мальчика и девочку, которые уцепились за меня. Старец и говорит: вот благодаря этим малюткам я возвращаю тебя к жизни на несколько часов, пока ты не раскаешься, и грех твой не будет разрешен священником". Поди, жена, к батюшку, я скажу тебе мой грех, покайся за меня, и я больше не увижу тебя, а он пусть разрешит мне грех заочно".
  Священник был в большом затруднении, как ему поступить в таком случае, и решил допустить на исповедь ее заместо мужа и разрешить грех. Женщина побежала в слезах домой. Священник все-таки не утерпел и поехал туда. Приезжает, а Степан уже помер - даже жена не застала его живого. И по расчету священника он умер в ту минуту, когда он разрешил ему грех. На другой день повезли его хоронить, только по дороге к церкви на перекрестке с одной правой стороны везут гробик мальчика, лет шести, а с другой стороны везут гробик девочки таких же лет. Родители их услышали, что в такой деревне умер Степан, и пожелали положить своих детей в одну могилу с ним.
от крестьянки Авдотьи Юдиной, д. Бузаково, Дмитриевской волости
  Приметы свадебные, похоронные и др. Когда новобрачных ведут из церкви, то кладут под порог замки. Когда новобрачные перешагнут через незапертый замок, то тотчас его поднимают и запирают, а ключ бросают в реку или колодец, для того, чтобы молодые жили хорошо. Когда вводят новобрачных в дом, то их обсевают житом для того, чтобы жили богато. Когда жених придет делать предложение в дом невесты, то в это время спешат положить под порог косарь, чтобы дело не разошлось.
  Обознаться в человеке - к свадьбе или покойнику.
  Встретить похороны на улице - к счастью.
  Где лежит покойник, в той избе не метут до выноса тела оттого, что если вымести сор, то может быть в скором времени другой покойник.
  Бровь правая чешется - к свиданию с другом; бровь левая чешется - кланяться с женщиной, или кто тебя хулит. Зачесался левый глаз - плакать, зачесался правый глаз - радоваться, почесалась бровь - значит кланяться. Чешется голова - поранят тебя, зачесались губы - значит с другом целоваться тебе. Правая ладонь зачешется - получать деньги, левая - отдавать.   Обе подошвы зачешутся - к дороге.
  Головня выпадет из печки - к гостю.
  Голуби где водятся - та хата не горит.
  Шапку не клади на стол - может произойти ссора.
  Вторник считают днем легким, понедельник и пятницу - тяжелыми.
  Встреча первая утром с попом - не к добру.
  Под масленицу в Воскресение ненастье - к урожаю грибов.
  Ноги и руки ломит - к ненастной погоде.
  Нога правая увязла в дороге ранее левой - к добру.
  Если кто, выходя из чужого дома, прищемит дверьми подол или полу платья, или же позабудет что-нибудь - значит опять скоро придется возвратиться в этот дом.
  Найти подкову - к благополучию; ее приносят домой и вколачивают в пол под порогом двери для того, чтобы в этом доме не было никаких заразных болезней, и от хитрого человека.
  Курица поет петухом - быть беде.
с. Мороцкое, Мороцкой волости

Этнографическое обозрение, 1900 год, № 3

Comments

( 64 комментария — Оставить комментарий )
kettenkrad
6 дек, 2010 17:13 (UTC)
> "Этнографическое обозрение, 1990 год, № 3"
Э-э-э... современное (1990) или опечатка?
lena_malaa
6 дек, 2010 17:16 (UTC)
спасибо!
опечатка, спасибо )))

Сейчас исправлю на натуральный 1900 год.
chapaev69
6 дек, 2010 17:52 (UTC)
Курица поет петухом". А такое бывает?
lena_malaa
6 дек, 2010 17:55 (UTC)
скажу тебе честно - никогда такое не видела и не слышала. Но если куроводящая бабка полуслепая или с присвистом в голове, то отчего бы курице клюв не раскрыть, а петуху в это время не прокукарекать?

Вообще же про такие вещи часто говорят предания. То петух сносит яйцо в навоз и из него вылупляется то антихрист, то василиск, то вот курица кукарекает.
(без темы) - chapaev69 - 6 дек, 2010 18:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 дек, 2010 19:24 (UTC) - Развернуть
proseka199
8 дек, 2010 07:05 (UTC)
очень даже бывает
Куры как раз могут легко менять свой пол. Не по "желанию", понятное дело, а в результате болезни, например, поражающей половые органы. После этого в том же организме могут активизироваться другие гормоны, и в результате курица может стать петухом. Или наоборот.

Причем превращение ПОЛНОЕ, не как у людей при перемене пола - т. е. такая "не от рождения" курица может нести яйца и все прочее.
leon_85
6 дек, 2010 18:07 (UTC)
Обе подошвы зачешутся - к дороге.

М-да, анекдот про "сходил бы ты, ежик, да помылся" не на пустом месте возник.
lena_malaa
6 дек, 2010 18:09 (UTC)
:-D

аж постным гранатом подавилась ))))

А ведь если люди мылись в бане один раз в неделю по субботам, как это часто описывают (вроде бы), то естественно летом, в жару, к четвергу много чего зачешется...
(без темы) - kettenkrad - 6 дек, 2010 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 дек, 2010 19:43 (UTC) - Развернуть
npomonon
6 дек, 2010 19:19 (UTC)
А по Калужской губернии у Вас ничего нет?
lena_malaa
6 дек, 2010 19:27 (UTC)
Читаю, пытаюсь найти. Вы не обижайтесь, что не сразу нахожу интересное. Вот Черниговская губерния сплошняком у меня пошла, буду копать еще. Если что, пойду дальше, в другие, более стариннийшие журналы.
(без темы) - npomonon - 6 дек, 2010 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 дек, 2010 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - npomonon - 6 дек, 2010 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 дек, 2010 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - npomonon - 6 дек, 2010 19:56 (UTC) - Развернуть
(Скрытый комментарий)
(без темы) - npomonon - 6 дек, 2010 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 дек, 2010 20:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 6 дек, 2010 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - npomonon - 6 дек, 2010 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marquis_the_cat - 8 дек, 2010 05:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 дек, 2010 05:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 дек, 2010 05:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marquis_the_cat - 8 дек, 2010 05:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 дек, 2010 05:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marquis_the_cat - 8 дек, 2010 05:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 дек, 2010 05:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 дек, 2010 05:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marquis_the_cat - 8 дек, 2010 05:48 (UTC) - Развернуть
basiliobasilid
7 дек, 2010 05:30 (UTC)
Читаю вот очередной пост на эту тему и подумалось мне вот что: а ведь это еще один фактор того, что в свое время большевикам удалось сравнительно легко разелаться с церковью. В сущности, официальный атеизм сменил неофициальное двоеверие. А язычество и атеизм это ведь довольно близко: ни то, ни другое не признает существование сверхъестетственного в том виде, в котором оно рассматривается в христианстве. Ни то, ни другое не знает понятия первородного греха и искупления.
Шок от разрушения храмов не для всех, но для многих оказался сродни шоку от сбрасывания идолов в Днепр: сбросили, и, надо же - не случилось ничего.
lena_malaa
7 дек, 2010 05:33 (UTC)
Вы умнее меня
так как я до этого вывода, несомненно верного, сама дойти не смогла.

Вы правы. А мне даже грустно от того, что деревня как была "паганиус", так собственно ей и осталась. Сколько бы веков не проходило...
basiliobasilid
7 дек, 2010 10:01 (UTC)
Re: Вы умнее меня
Сударыня, Вы льстите мне :-)
ни капли - lena_malaa - 7 дек, 2010 15:53 (UTC) - Развернуть
Re: ни капли - lena_malaa - 8 дек, 2010 15:37 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
7 дек, 2010 11:56 (UTC)
Лена, Вы невыразимо прекрасны!
Читать Вас одно удовольствие, особенно этот пост.

Хаим Шекельман из Череповца
lena_malaa
7 дек, 2010 16:12 (UTC)
Ваши комплименты невыразимо прекрасны )))
(без темы) - (Анонимно) - 7 дек, 2010 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 7 дек, 2010 17:04 (UTC) - Развернуть
defklo
7 дек, 2010 20:29 (UTC)
Геннадич, ну задолбал уже, где обещанная жежешечка???
(без темы) - lena_malaa - 7 дек, 2010 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - defklo - 7 дек, 2010 21:25 (UTC) - Развернуть
defklo
7 дек, 2010 20:29 (UTC)
Эх, родные края!

З.Ы. Кстати, мы за тебя выпили :)))
lena_malaa
7 дек, 2010 20:36 (UTC)
:)) Краснею, ибо нахрюкалась в ту ночь аки не знаю кто.

Спасибо!
(без темы) - defklo - 7 дек, 2010 21:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 дек, 2010 05:15 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
8 дек, 2010 11:02 (UTC)
Любителям суеверий
User g_gumbert referenced to your post from Любителям суеверий saying: [...] - быть беде. с. Мороцкое, Мороцкой волости Этнографическое обозрение, 1900 год, № 3 Смотреть ещё [...]
pingback_bot
9 дек, 2010 17:53 (UTC)
Двоеверие как фактор кризиса церкви в начале ХХ в.
User basiliobasilid referenced to your post from Двоеверие как фактор кризиса церкви в начале ХХ в. saying: [...] ческими наблюдениями, которые размещены вот здесь: http://lena-malaa.livejournal.com/34972.html [...]
pingback_bot
9 дек, 2010 17:55 (UTC)
Язычество, двоеверие, церковь
User basiliobasilid referenced to your post from Язычество, двоеверие, церковь saying: [...] ческими наблюдениями, которые размещены вот здесь: http://lena-malaa.livejournal.com/34972.html [...]
mochalygin
13 дек, 2010 09:06 (UTC)
Сейчас Череповец -- Вологодская область.
А д. Грязливец покоится на дне Рыбинского водохранилища. (кровавый Сталин велел затопить, либералы часто его за это ругают).
lena_malaa
13 дек, 2010 16:32 (UTC)
Вот в географии увы не сильна, скажу честно - не знала ))) А деревушку жалко...
troyanchik2010
26 янв, 2011 01:42 (UTC)
Эээ, а объясните, пожалуйста, а то я что то не совсем в тему въехал, это как?
lena_malaa
26 янв, 2011 05:31 (UTC)
а что вы не поняли?
( 64 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko