?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
Давеча hranitel_slov в ответ на запись про космогонию Орловской области заметил, что орловщина была одним из самых ярких и активных центров язычества в Российской империи. Поэтому мол, тю на меня и мои находки, картину маслом они не показывают. :-)
  Я мстю и мстя моя страшна.

  Наш ответ Чемберлену заключается в пересказе некоторых обрядов, примет и поверий крестьян Еремейцевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. И не говорите мне, что это тоже ярчайший центр язычества!!! Я нервная!!! ))



  Во время родов считается нужным засветить лампаду перед иконой, иначе ребенок будет постоянно хворать; про больного ребенка часто спрашивают: "верно у вас родился младенец без огня?"При трудных родах зажигают венчальные свечи, чтобы никто не сглазил, просят священника отворить царские врата и т.д.
  После родов кто-нибудь из старших в семье топит баню, и туда отправляется роженица с ребенком и повитуха. В баню они идут задворками, во избежание сглаза. Да и раньше повитуху тоже ведут к роженице задворками, а то если увидят бабку, идущую на роды, роды будут трудные. В бане повитуха моет роженицу и ребенка, растирает ей живот деревянным маслом, моется сама а потом происходит размывание. Родительница и бабка садятся на полок или на лавку, лицом друг к другу и протянув ноги. Родительница берет непочатый кусок мыла и кладет между ногами, бабка его поднимает и намыливает им кисти рук у родительницы, или всю руку по локоть, иногда при этом она делает какие-то наговоры. Потом родительница намыливает руки повитухе, и все это повторяется до трех раз. Далее обе женщины поливают друг другу по три раза руки, и этим все кончается. Мыло, употреблявшееся при этом, поступает в пользу бабки. Многие бабки говорят, что они ни за что не пойдут в повитухи к другой роженице, пока не размоются с первой. Размывание делается с той целью, чтобы кто-либо не сделал зла бабке или родительнице, а если зло и сделано, то при размывании оно смывается. Местное население считает этот обряд очень старинным и указывает при этом на икону, изображающую Рождество Пресвятой Богородицы, где, между прочим, изображено лицо, льющее на руки воду из кувшина.



   Для того, чтобы отбить жениха у чужой невесты, обирают его след в то время, когда он идет на смотренье, или в какой-либо другой момент, т.е. срывают траву, по которой он ступает, или собирают землю. След этот бросают в печь или в навоз на дворе в надежде, что парню теперь уже пути не будет и что он не достигнет, чего желал. Девушка для того, чтобы приворожить к себе какого-нибудь парня так, чтобы он никогда не оставлял и не забывал ее, старается незаметно напоить его своею менструационною кровью.
  При сватовстве сваха, или по-местному "ходатиха", отправляясь в первый раз с женихом смотреть на невесту, должна помочиться у нее на пороге, чтобы дело было сделано. В день сговора у невесты утром топят баню, и невеста отправляется туда с подругами. Любопытно, что именно к этому моменту приурочивается благословение отцом дочери, причем последняя обращается к нему с таким причетом:
Ты благослови-ко меня, кормилец тятенька,
Во последнии, во остальнии,
Во чужую, дальную сторонушку,
К чужому отцу с материю"

  Отец и мать провожают невесту иконою, но в ноги она им не кланяется. Отец провожает с иконой дочь в сени и с иконой же встречает ее на крыльце по возвращению из бани, иначе она не войдет в избу.
  По окончании сговорки, когда гости уже разъехались и остались только подруги да близкие родные, невеста, перед заплетением косы, подносит свою алую ленту отцу, матери, женатому брату, крестному отцу, тете, дяде и вообще всем близким родственникам. Голова у невесты при этом покрыта платком, нахлобученным на лоб, и, поднося ленту на тарелке, девушка причитает:
Ты кормилец, ты мой тятенька,
Ты прими-ко от меня во последнии, во остальнии,
Из русы косы алу ленточку.
Нагуляться-то я не нагулялася,
А растеряться-то я растерялася:
Потеряла я свою девичью красоту".


  Отец обнимает дочь, берет ленту и, подержав ее немного в руках, кладет обратно на тарелку вместе с несколькими серебряными монетами, поступающими в пользу невесты.
  Накануне свадьбы невеста не должна спать...

  До венчания как сами жених и невеста, так и их родители соблюдают строгий пост. К венцу жениха обувает девочка-подросток, а невесту - мальчик; дети должны быть из зажиточных семей. Жениху кладут в правый сапог ласточкино гнездо, в левый - серебряных денег; то же, кажется, делают и с невестой. Молодые, отправляясь в церковь, захватывают с собой секретно змеиную чешую, найденную в лесу и засушенную; она должна предохранять от всякой порчи. По приезду молодых из церкви, в некоторых деревнях их ведут в избу не через крыльцо, выходящее на улицу, а через дверь, чтобы они жили богато. Когда новобрачных отведут спать, молодая раздевается сперва сама, разуваем мужа, берет себе положенные в сапог деньги и затем кланяется мужу в ноги и просит у него позволения лечь с ним в постель; он ей разрешает это со словами: "Ну, ложись к стене". До дня "отводин" молодые, оправляясь спать, каждый раз кланяются в ноги отцу с матерью.
  Особый вид порчи, которую напускают на молодых - нестоиха, или неспособность молодого к супружескому сожительству. Жених не может найтиу невесты детородных частей, а вместо того ему кажется, что он ощупывает бутылку или веник. Лечат нестоиху знахари, "отчерпалки" и другие лица, а для предупреждения ее молодые привязывают к кресту "пчелиное маточное место из улья".

  Выгон скота на поле в летние пастбище всегда приурочивается к Егорьеву дню, т.е. к 23 апреля. Утром в этот день хозяйка варит яйцо, затем кто-нибудь берет сваренное яйцо и катает им по хребту каждой скотины, начиная с лошади и кончая овцой. Катают от головы к хвосту и потом самое яйцо пускают по навозу. Смысл обряда тот, чтобы скот отгулялся летом так же кругло, как яйцо, и лошади, кроме того, бегали так же быстро, как быстро покатилось яйцо по навозу. Яйцо в заключение съедается тем, кто проделывал данную церемонию, а для прочих членов семьи варятся другие яйца.
  Если у кого корова убегает на прежнее место, откуда она куплена, то, чтобы отучить ее от этого, хозяйка обмывает квашню, в которой творится хлеб, и этою водою поит корову; прежняя же хозяйка должна прогонять ее от себя помелом; после этого корова уже не будет больше убегать. Петуху в подобных случаях обмывают водою ноги и поят его этой же водою. Купив лошадь или корову и выведя их из прежней деревни, вырывают с корнем первый попавшийся кустик, стегают им животное и затем бросают назад по дороге. Этот обряд тоже имеет назначение отучить новокупленную скотину от возвращения на прежнее место.
  Ведя корову продавать на ярмарку, останавливаются на самом перекрестке, доят корову и затем полученным молоком обмывают ей копыта и делают крест на крестце. Делают это в виду того, что на ярмарке бывает всякий народ, и корову могут сглазить, а теперь крест на крестце предохраняет ее от всего этого.
  Когда купят корову, а скот уже выгнан на поле, многие хозяйки берут кусок хлеба, дают его обнюхать всем коровам в стаде, а затем скармливают его своей корове. После этого корова будет хорошо доиться все лето, и настой сметаны на молоке будет больше обыкновенного, так сказать, перейдет от коров, обнюхивавших хлеб. Другое средство увеличить "снемок" сметаны в крынках, - ставить их, когда они пусты, непокрытыми, а то хозяин, или домовой не любит покрытых крынок.
  Чтобы кобыла не жеребилась, хозяин запрягает ее в косулю ранней весной, когда только что сошел снег, и скот еще не выгнан в поле, выезжает на свою полосу, останавливается там и обсевает лошадь кругом, начиная с морды, овсом. Если проделать это с лошадью, которая уже жереба, она непременно скинет; обыкновенно же это делается над порожними лошадями. Другое средство с этой целью состоит в том, что относят борону на гумно или на огород и там внутри ее сеют овес. Овес этот еще и зеленый скармливают кобыле, и до тех пор борону нельзя принять с места. Сверх того кобыл кормят солодом, ольховыми орешками и красной медью, которую соскабливают со старинного пятака и дают в хлебе. Все эти средства против того, чтобы лошадь ожеребилась, применяют только ранней весной, когда кобыла еще не гуляла в поле с жеребцами, а не то она "принесет борону", т.е. как говорят крестьяне, сборонит все брюхо, раз она уже жереба.

  При переходе в новый дом, первым во двор пускается петух, а в избу кошка. Без петуха на дворе и скот вестись не будет, а если и будут дойные коровы, то молоко и масло от них получится безвкусным, совершенно "пустым". Кошка же первой встретит своего хозяина на том свете.
  С другой стороны, при переходе в новый дом сыплют во дворе прямо на землю овса или льняного семени, застилают его соломою и потом уже ставят ясли. Под ясли кладут ломоть черного хлеба с солью и ставят стакан водки; при этом произносят слова: "Хозяин, батюшка, приходи ко мне в гости хлеба-соли кушать и мою скотинушку нежить". Вино через ночь должно быть выпито, а хлеб съеден домовым. Если последний любит скотину и заплетает у лошадей гриву, ему осенью в благодарность ставят еще вина под ясли.

  Из полевых обрядов наиболее интереса представляет пережин поля, который к сожалению описан корреспондентом довольно неясно. Происходит он в ночь накануне 24 или 26 июня и совершается над озимой рожью. "Лицо, занимающееся пережином, в 12 ч ночи должно пережать три поля соседних деревень. Для этого пережинчик становится у крайнего овина деревни и начинает "пережинать" поле, тонко ведя серпом полосу выжина, т.е. идет и подсекает рожь. Путь при этом держит наискось, начиная с крайнего овина, и выходит на край овина другой деревни. Пережином занимаются большей частью те люди, которые слывут в народе колдунами, знахарями и т.п.; будто бы, колдун или знахарь ничего не может сделать, если он не пережнет три поля у своих соседей. Еще этот обычай делается для того, чтобы у соседа было меньше ржи, а у того, который пережинал поле, более, так как вся пережатая рожь перейдет к пережинчику. Вместо пережинчиков сторожащие крестьяне видят иногда большого зверя или человека с огненными глазами, но в общем за пережинчиками опасаются следить, так как они могут сделать очень много зла. Мельник всегда узнает рожь пережинчика, так как у него зерно с кончика обкусано или обломано. Данный обычай пользуется очень широким распространением, и редкое поле остается не пережатым.
  Так как предполагается, что пережитчику перейдет весь хлеб, сжатый в первый день, то, во избавление этого, в каждой деревне несколько дворов накануне условленного дня для начала жнитвы выходят в поле и там на дальней полосе сжинают по 3 снопа. День, когда начинают жать, называется зажином, а последний день жнитва "дожином". В дожин угощаются вином, чаем и кренделями, поздравляют друг друга с окончанием работы. а последний сноп несут в избу, ставят в переднем углу на прилавошник и сохраняют до Покрова. Тогда его раздают понемногу всей скотине, что называется "закармливание скота с осени".
  Когда дожинают яровое поле, то оставляют небольшую полоску несжатой. С нее особо сжинают один сноп, причем жница все время приговаривает: "два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь". Сжатый овес кладется грудками, а последняя кучка колосьев прямо вырывается из земли и кидается за спину со словами: "жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу". После этого жнецы кувыркаются вниз головой по полю, выражая этим радость по случаю окончания полевых работ. Сжатые грудни овса пересчитываются и при этом приговаривается "чет" и "нечет"; если на последнюю грудку придется нечет, это означает, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж.

  Народ в этой местности ни за что не станет мести пол в избе после заката солнца, хотя бы было много сору, так как верит, будто после заката солнца замести можно счастье или прибыль дома.
  Христосовальное яйцо как средство от пожара Первое пасхальное христосовальное яйцо многие хранят на случай пожара. Если поднялся пожар, то те, у кого есть такое яйцо, прибегают с ним и бросают в огонь. Верят, что от этого перво-христосовального яйца пламень утухает. Обычай распространенный.
  Закладка дома. При закладке дома на углы бревен первого ряда кладут несколько кусочков церковного ладану и серебряные монеты: ладан - чтобы домовой не шутил, а монеты - чтобы богато жить. На курщине до сих пор нормально сыпать серебряного цвета монеты по углам дома или кабинета, в который вселяешься, чтобы богато и сыто жить/работать.

  Про котэ выделю немного цветом, это того заслуживает
  Чтобы завести хорошую кошку, поступают так: прежде всего уговорят кого-нибудь продать кошку, но плата за кошку идет самая малая, а именно одно куриное яйцо. Даром ее никто не возьмет: иначе кошка, говорят, не будет вестись. Когда принесут кошку в дом а первый раз, то ставят ее на печной столб, который всегда строится рядом с дымовой трубой в избе.
  Если переселяются в новый дом, то в него первая впускается кошка, - это для того, чтобы не умер человек, если бы он первым вошел в дом, чтобы вместо человека умерла кошка.
  Кошку никто не станет убивать, так как верят, что и на том свете она первая встретит хозяина.


  Для развода кур, особенно хорошей породы, крестьянин никогда не даст соседу яиц для высиживания цыплят. Иначе, как говорят, переведутся все куры. Для развода покупают наседку, так называемую у нас "клуху" и сажают ее. О "переводе" выражаются, например, так: "Нуукосе, я дала Оксинье яиц под клуху, а она у меня и отвела"
  От себя добавлю, что в Курской области нормально не давать, особенно без хоть копеечной платы, любое растение на развод, а то переведется. Смех-смехом, а у нас за год перевелась клубника (то есть на следующей год стала неплодоносной), когда отец просто отдал пару кустиков знакомому. И что интересно, до момента отдачи клубника желания перестать цвести и плодоносить не выражала. А чтобы новое растение прижилось, его желательно не просить, а именно украсть. То есть даже если хозяин сам предложил поделиться ну хоть листом красивой узамбарской фиалки с подоконника, чтобы она гарантированно прижилась, необходимо этот листик украсть. При этом хозяин цветка должен старательно делать вид, что он не замечает, как у него под носом что-то там тырят. Копеечный выкуп даже в случае воровства весьма желателен.

  Несение яиц. У крестьян часто куры несут яйца по чужим дворам. Таким курам, чтобы они неслись у себя, остригают в хвосте несколько перьев и перья кладут в ее гнезде.
  Племенная овца. Наш крестьянин никогда не станет покупать себе овцу "на племя" у соседа, но неприменно ее купит у мясника из-под ножа, т.е. такую, которую мясник должен был зарезать. Крестьянин при этом заранее просит мясника приискать овцу получше, за что платить ему дороже копеек на 50 и более. При всем при этом сделка сохраняется в глубоком секрете как со стороны мясника, так и со стороны покупателя. Если владелец овцы узнает, что мясник овцу покупает для кого-нибудь на племя, то ни за что не продаст: продавши ее, он продаст весь "вод" своих овец.
  Если у какого-нибудь хозяина не ведутся овцы, то прибегают еще к другому средству, а именно, покупают у мясника овцу на так называемые "овсяные деньги", т.е. на деньги, вырученные от продажи овса последнего урожая.
  Кроме того, существует общая примета при покупке скота: незаметно для хозяина-продавца покупателей старается, уводя вновь-приобретенную скотину со двора, прихватить небольшую часть навоза, веря, что вместе с навозом он уносит весь "вод" скота у хозяина-продавца".
  Сломанный коровий рог. Если у кого-либо корова сломает рог, то непременно надо рог найти и опустить в колодец. Это связано с поверьем, будто бы от сломанного рога убавляется удой скота.

  Поверья в разных шишков. Шишко или шишОк есть нечистая сила. Если заблудился кто в лесу, ушел надолго из дома, то говорят: "Ну запропастился, верно его шишок увел".   Лесовой шишок, говорят, принимает на себя вид соседа, товарища, подруги, знакомого, является в этом виде человеку в лесу и заводить его. Чтобы избавится от шишка, если он завел кого в лес, делают следующее: выворачивают шубу, которая надета на заблудившегося человека, еще выворачивают голицу, т.е. рукавицу, - в таком одеянии выходят будто бы из заклятого места. Случается, что заблудится целая партия в лесу, тогда все должны выворачивать верхние одеяния, а бабы выворачивают платья наизнанку. Здесь же читают и молитвы, какие кто знает. Те места, на которые заводит шишок, называют: "нечисто место". Есть также и свои названия каждому: "Чортово болото", "Кобылья лужа", "Нечистый бочаг" и т.п.
  Близ г. Углича говорят, что лесовой, когда станет в лесу уходить от человека, то станет расти и вырастет с большую сосну, здесь и догадываются, что это домовой.
  Подобно лесовому шишку народ представляет себе и шишка водяного. Его роль заметна больше всего в селениях, расположенных по рекам. Многие представляют его себе в виде длинноволосой женщины, которая моется в больших бочагах. Многие, когда едут венчаться, опоясывают себя по голому телу неводом, чтобы избавится от шишка водяного. Если вытащить утопленника, покрытого синяками, то это значит, как думают здесь, что водяной шишко утопил человека. Пищей водяного считают рыбу налим.
  В бане есть свой шишок, которого зовут "банный шишко". Он будто бы живет в бане под полком, - и баня у народа считается нечистой; в ней даже и святых икон не вешают.
  Есть шишок и в доме. Его называют еще хозяином домовым; он живет во дворе под яслями. Во дворе он дает корм скоту или гладит скот. Он всегда имеет человеческий вид хозяина дома, уже умершего или старшего в семье: деда, бабушки и т.д. Если кто увидит домового хозяина в образе уже умершего члена семьи, то это - к благополучию; если же он представился в виде живущего члена семьи, то это признак неблагоприятный: человек, в образе которого явился домовой, умрет в этом году. Самое явление это, говорят, с того уже света. Хорошее действие в дом приписывают железу. Не говоря уже о подкове у дверей, весьма многие вообще имеют при себе железо, как противодействие худому.
  Синяки "Намноя". Намноем зовется у нас нечистая сила, которая приходит к человеку, когда тот спит. Намной делает человеку во время его сна синяки на теле; если синяки эти будут болеть, то значит - к худу, если - нет, то все пройдет благополучно. В Угличском уезде говорят прямо: "ночью меня домовой (а не намной) исщипал".
  Наваливание стени. Под "стению" народ разумеет нечистую силу и ее боится. Когда человек спит и на него навалится стень, станет давить спящего, то последний должен непременно спросить у стени "к добру или к худу?" - Стень будто бы даст ответ человеку "к добру" или "к худу".
  Ветер-крышешник Ветер, вихорь, особенно весной, поднимется с такой силою, что срывает все по пути, даже крыши зданий: амбаров, изб и т.д. Крыш много из соломы. Этот ветер называется "ветер-крышешник". Верят, что в этом вихре переносится нечистая сила с места на место; поэтому все крестятся во время вихря, а нечистого в нем зовут еще "дедушка безрукий"; "дедушка безрукой пошел, говорят, ломать крыши".
...
  Жители береговых селений говорят также: "лед не пойдет, если на реке не утонет весною 12 человек". Поверие это далеко протянулось вдоль Волги: около Калязина, Углича, Мышкина, Мологи, Рыбинска и Ярославля.

"Этнографическое обозрение", 1901 год, № 3

  Вот я представила на ваш суд рассказ об обычаях, приметах и поверьях Ярославской области. А теперь покажите мне тут Святую Православную Русь. Ну хоть немножко... Ту, которую так отчетливо видят в своих одах и бредах горячие монархические парни и всякие Сергии Чапнины (или Чаплины, честно не могу запомнить).

  Жду.

Comments

( 79 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
chapaev69
23 ноя, 2010 16:50 (UTC)
Жестоко:)
lena_malaa
23 ноя, 2010 16:52 (UTC)
Ты у меня про народную медицину почитай. Как дождевыми червями лечились от бельма в глазу, а обмазыванием лица дерьмом - для пугания лихорадки.
Ну и классическое лечение обморожения путем втыкания в задний проход рукавицы. Хотя окружающим больше понравилось применение веревок, на которых удушили собаку или кошку, в лечении простудных заболеваний.
malahaeff
23 ноя, 2010 17:08 (UTC)
для избежания конфронтации с мировоззрениями народа - православие многое переняло от язычества. официальный характер РПЦ сейчас - закономерно сподвигает родноверов - на установление теологического паритета.
lena_malaa
23 ноя, 2010 17:17 (UTC)
Вообще-то я православная )))) это уточняю сразу. Другое дело, что я православная сильно неклассического варианта, почему меня больше интересует не открыточная часть истории Руси, а натуральная.

Проблема православия-двоеверия-язычества заключается в том, что в РИ, а ранее до этого в допетровской Руси было сильно худо с образованием, особенно поповским. Неграмотный священник до 19 века никаких странностей из себя в общем ряду священников не представлял. То есть на протяжении как минимум 4 веков поп был практически на одном культурном, нравственном и религиозном уровне, что и окружающая его паства.
И как следствие священник не мог бороть суеверия, так как он во многом сам их поддерживал.

Время образованных священников начало складываться емнип при управлении свт. Филарета Московского, лично проверявшего (или проверявшего лично отчеты по собеседованию) всех будущих рукоположенцев.

Плюсом худо было с грамотностью, наукой и медициной.

Короче у крестьян не было повода отказываться от языческих обрядов и примет, впитанных с молоком матери. А если все это дополнить прелестями рискованного земледелия. когда хоть черту поклонись, но урожай добудь, то собственно ответ становится яснее.
uguugu_sovetik
23 ноя, 2010 17:19 (UTC)
Как сейчас ПИШУТ... так и тогда писали! - Насколько это всё соответствовало реальности и насколько было распространено? - С чего бы верить тем изданиям? - А так... невежество... безграмотность.. Но и тут ОПЯТЬ... ОПЯТЬ... если по сторонам внимательно посмотреть на современников... так издания 1901 года покажутся...
lena_malaa
23 ноя, 2010 17:29 (UTC)
Не думаю, что исследователи-этнографы посылали в журнал "Этнографическое обозрение" свои пьяные пересказы мифов Замбии под видом ярославских примет.
stepanov_karel
23 ноя, 2010 17:19 (UTC)
Чаплин - Чапнин - Чапман.... гы
так, навеяло)))
lena_malaa
23 ноя, 2010 17:20 (UTC)
)))) фигурой не вышел
smirnoff_v
23 ноя, 2010 17:20 (UTC)
Да легко, только со временем туго. В ваших рассуждениях есть очевидная логическая ошибка. Вы демонстрируете суеверия, нарытые этнографами, но не показываете христианскую повседневность. А ведь стоило бы сравнить, сколько времени занимало исполнение христианских обрядов по сравнению с данным язычеством, доля населения, значение в жизни людей того и другого. Вообще как сочеталась вера во Христа с показанным вами, в каких формах существовал этот синкретизм. Или вы станете утверждать, что во Христа эти люди не верили?
Но главное в другом. Если рассматривать христианство как тип этического мировоззрения, (что не верно, нехорошо, но в данном случае можно сделать инструментально), то русская культура, обостренно христианская, и не просто христианская, а евангельская, в отличии, например, от библейского протестантского мира. И ни в коим случае не языческая. Язычество предлагает совершенно другой тип этического мироощущения. Вот, например, чечены как бы мусульмане, но этическое мировоззрение у них языческое. Еще раз, речь не о конкретных представлениях о догматах речь, а о заповеданном, об антропологии и этической системе ценностей русской культуры.
lena_malaa
23 ноя, 2010 17:27 (UTC)
Христианская повседневность складывается именно их деталей. Если я потеряла что-то, то я не прошу "Домовой, домовой, поиграл и верни на место" как сделала бы на моем месте любая крестьянка центральной России, а просто ищу ну или говорю "Господи, помоги".
Я не боюсь сглаза и порчи и не предполагаю свои ежедневные действия таким образом, чтобы их избежать.
Я не вплетаю в потенциальную косу яркую ленту для того, чтобы ее яркий цвет привлекал злой глаз в первую очередь и тем не давал меня сглазить.
Примеры можно приводить бесконечно.

А то, как часто я хожу в храм и висят ли иконы у меня в красном углу, весьма скромно дает понять о моем мировоззрении и моей христианской повседневности. Англичане-пуритане вырезали с молитвой Американский континент - это как пример.
(без темы) - smirnoff_v - 24 ноя, 2010 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 16:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smirnoff_v - 24 ноя, 2010 13:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - proseka199 - 23 ноя, 2010 19:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smirnoff_v - 24 ноя, 2010 12:52 (UTC) - Развернуть
uguugu_sovetik
23 ноя, 2010 18:13 (UTC)
Одни ходят в храмы, другие не ходят. И что плохого в язычестве?! Или в атеизме?! - Разные мы... ух как разные... Но тут достают журнальчик и говорят: неа, мы все, вот, такие... Тут же написано! - Про Провославно-славную Русь ТОЖЕ НАПИСАНО...почему не верим?
porosyonok_pluh
23 ноя, 2010 18:33 (UTC)
Про "нестоиху" прикольно. Это ж сколько надо было жениху нахрюкаться на свадьбе, чтоб не найти у невесты ни сиськи, ни письки!
lena_malaa
23 ноя, 2010 18:38 (UTC)
ну.... сложно сказать )))
uguugu_sovetik
23 ноя, 2010 18:45 (UTC)
Я-то случайно встрял… увидел про Ярославль… картинка, кстати, хороша…
Интересно мне другое: был ли Ярославль Великим Новгородом? – Вот, вопрос! А это… мальчонки идут в армию… не зная таблицы умножения… первокурсники МГУ пишут в диктанте – соФетский… и что?! – Так всегда было! – В одном месте так… в другом эдак… И ЧИТАТЕЛЯМ экзотику подавай… или про языческие обряды… или про НЛО… хоть 1901, хоть 2011…

proseka199
23 ноя, 2010 19:00 (UTC)
По этому поводу - вот это
http://www.razumei.ru/lastlib/otherbooks/812

«Н.С.Гордиенко ""Крещение Руси": факты против легенд и мифов"»
=========
и особенно вот это:

Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре

http://www.vopona.com/21203-muzhiki-i-baby-muzhskoe-i-zhenskoe-v-russkoj-tradicionnoj-kulture-baranov-da-baranova-og-i-dr.html
lena_malaa
23 ноя, 2010 19:16 (UTC)
Re: По этому поводу - вот это
Ага, спасибо, уже качаю )))
akurochkin
23 ноя, 2010 19:33 (UTC)
Всем привет...
... из Рыбинского уезда Ярославской губернии. Интересно было почитать...
lena_malaa
23 ноя, 2010 19:41 (UTC)
Re: Всем привет...
Какой интересный у вас там Рыбинск... Стучат по клаве в Ярославской губернии, а айпишник ответа почему-то московский )))
Re: Всем привет... - (Анонимно) - 27 ноя, 2010 01:16 (UTC) - Развернуть
marinabg
23 ноя, 2010 19:48 (UTC)
ну, если быть честными до конца, то многое из перечисленного - всего лишь невинные традиционные обряды, с язычеством не связанное. нечистый, кстати, действительно может оставить синяки. уж душить точно может, проверено на себе и не только, к сожалению. хотя христианин уж точно не будет спрашивать что-либо типа "к добру или к худу", а через неимоверную силу попытается молиться.
lena_malaa
23 ноя, 2010 20:01 (UTC)
Кошку запустить в новый дом, чтобы она сдохла, а не хозяин - ну не уверена, что невинно. Как и наплевательское отношение к таинствам, сквозящее в том, что венчание однозначно от порчи не спасет, а вот маточкино молочко на кресте - да. Классификация нечисти по видам и способы ее нейтрализации, промеж всего прочего включающие молитвы - тоже как-то не сильно аскетикой попахивает.
Как и подлитие менструальной крови для приворота или увод (вынимание) следа или достатка.
(без темы) - marinabg - 23 ноя, 2010 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 23 ноя, 2010 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marinabg - 24 ноя, 2010 06:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 15:40 (UTC) - Развернуть
homeguard988
23 ноя, 2010 20:24 (UTC)
"Вот я представила на ваш суд рассказ об обычаях, приметах и поверьях Ярославской области. А теперь покажите мне тут Святую Православную Русь. Ну хоть немножко... Ту, которую так отчетливо видят в своих одах и бредах горячие монархические парни и всякие Сергии Чапнины (или Чаплины, честно не могу запомнить)."

Разве одно противоречит другому? Жители ярославщины могли быть до фанатизма верующими людьми, просто христианство в их интерпретации несколько отличалось от канонического, впитав в себя языческие пережитки. Причем далеко не факт, что и местные священники видели в этом что-то неправильное.
lena_malaa
23 ноя, 2010 20:31 (UTC)
Христианство, которое никак не влияет ни на жизнь, ни на обычаи... Ну хорошо. Играет второстепенно-прикладную роль оболочки очень небольшой части поверий, правильно?

Так вот, такое христинство не является признаком веры в Христа. Нормального такого Христа, который был распят, и погребен и так далее - а о порче и сглазах с колдовством ни слова.

Понимаете, можно говорить, что веришь в Христа, верить в кого-то, кого называешь Христом, но Христа не знать потому, что вера в придуманного Христоподобного бога вполне устраивает.
sordes
23 ноя, 2010 20:34 (UTC)
Остальные комменты не читал - влом:-)

Сон разума рождает чудовищ, а недостаток образованности - суеверия. Вот и получается, что формально русь у нас православная, а фактически - также, как и везде: под тонкой пленкой церковных догматов бурлит тысячелетнее варево из суеверий, слухов и домыслов.

Но при этом - если опрашивать, понятное дело, что большинство запишутся "православными". Просто потому, что "так принято".
lena_malaa
23 ноя, 2010 20:50 (UTC)
Спора нет.

Но Вашу мысль я тут рассматриваю на примерах, а то иногда любят меня огорошивать заверениями в особо-благочестивой и верующей стране. Причем верующей в Христа, а не щишка.
(без темы) - sordes - 23 ноя, 2010 20:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 05:12 (UTC) - Развернуть
ig_zale
23 ноя, 2010 20:34 (UTC)
Один мудрый человик говорил, шо у каждой бабы, если ей заглянуть... то-то! Чур на вас! Не ведьма, так учитесь -этнография, векепедия ешо, поди... Давеча на ютюбе (окаянном) таково нагляделся!
А, если про дореволюционное, то читал "Казаки"(автора запамятовал, каюсь) или "Казачество" Появилась в канун 17-го. Интересно про многое, автор вполне современен и актуален. Переиздана книга в начале 2000гг.
lena_malaa
23 ноя, 2010 20:40 (UTC)
Спасибо за наводку, поищем книгу.
В общем, пока я ушла в народность, ортоблогосфере покоя не будет. Еще пожалеют, что мешали мне сталинское время изучать...
(без темы) - _warbear_ - 23 ноя, 2010 20:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 05:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ig_zale - 24 ноя, 2010 08:11 (UTC) - Развернуть
_warbear_
23 ноя, 2010 20:58 (UTC)
Да такого добра по всем деревням хоть бреднем вынимай. По Нижегородской области пройди - такого нарасскажут...
(без темы) - _warbear_ - 24 ноя, 2010 09:00 (UTC) - Развернуть
sergey03_n
23 ноя, 2010 21:12 (UTC)
Вы показали обычаи, приметы и поверья Ярославской области. А Святая Православная Русь в Вере. Вы её не показали совсем. Жаль.
lena_malaa
24 ноя, 2010 05:08 (UTC)
В таких случаях народ говорит "нечего на зеркало пенять, коли рожа крива".
ten_der
24 ноя, 2010 00:39 (UTC)
Неужели такой образ жизни может вызывать симпатию или, тем более, ностальгию?
lena_malaa
24 ноя, 2010 05:11 (UTC)
Лично у меня вот это все вызывает большую симпатию - люди создали свою философию и культуру в условиях, которые просто невозможны для этого. Даже в самых странных приметах видна натуральная поэтичность и гармоничность.
А вот ностальгию - нет, нет, и еще раз нет.
pingback_bot
24 ноя, 2010 06:06 (UTC)
Ярославская область - поиск Святой Православной Руси п
User lucialw referenced to your post from Ярославская область - поиск Святой Православной Руси продолжается saying: [...] м, виды нечистой силы и ее угодья, полевое и половое колдовство, а также некоторое домоводство. [...]
alkor_
24 ноя, 2010 09:04 (UTC)
Спасибо
Я этими этнографическими постами наслаждаюсь просто...

А про Кинешемский уезд Костромской губернии ничего интересного нет, случайно?
lena_malaa
24 ноя, 2010 15:20 (UTC)
Re: Спасибо
Как я благодарна за такие слова...

Не встречала, увы. Но я просто наслаждаюсь прошлым - все журналы не пролистывала. Если вдруг найду, то сразу же напечатаю.
mamazajza
24 ноя, 2010 10:53 (UTC)
спасибо,очень интересно.к сожалению,суеверия живы и сейчас,и про краденные цветы и прочее,а уж про сглаз и порчу нечего и говорить...
да,все вокруг культурные и образованные,и с в/о почти поголовно,но вот на какой-то конфе на 7е ру я наткнулась на обсуждение-"а я фото своего ребенка никогда в интернет не выставляю,чтобы не сглазили"."да,я тоже" финиш.21 век,а мышление средневекового крестьянина живее всех живых-главное здоровье,дети благополучные,чтоб муж не гулял,а кто сие обеспечит-к тому и прибегают без разбора-к бабке так к бабке,к гадалке,к амулетам,к гороскопам,к песочку с могилы Матронушки,свечку поставить...полный бардак в голове
и на сладкое-погуглите связь культа Николая угодника с культом Велеса.я узнала много нового и интересного :) или тут
http://maria-gorynceva.livejournal.com/348505.html
lena_malaa
24 ноя, 2010 15:38 (UTC)
Ваша ссылка "на сладкое" меня просто вырубила. ))) Спасибо! Много читала упоминаний о таком явлении, но полный рассказ не встречала.
:)) - mamazajza - 24 ноя, 2010 16:30 (UTC) - Развернуть
Re: :)) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 16:34 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
24 ноя, 2010 18:19 (UTC)
а может жених просто растерялся и не смог собраться. "И так все десять раз подряд" (с).

Что у бабы бутылку напоминает, я уже всю голову сломала?! Это из расчета, что девок отдавали в среднем в 15-17 лет, восемнадцатилетняя была уже перестарком.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 24 ноя, 2010 19:06 (UTC) - Развернуть
akurochkin
24 ноя, 2010 20:31 (UTC)
Специально для атеистов...
В комментариях так или иначе высказывается мысль о суевериях, об не истинности христианства. Это совсем не так. Мысль, что люди в древности были глупее нас - глубоко ущербная. Люди во все времена пользовались теми средствами, которые реально работали и решали те или иные жизненные проблемы. Описанные примеры практики языческих обрядовых действий никак не влияли на христианский, православный выбор русских людей. В быту, пока все хорошо, люди в норме живут "мелкими грешками". А к мощным средствам, таким как молитва, прибегают в более менее серьезных случаях. Нам, живущим в искуственных условиях городской среды, привычно выживать, не имея контакта с Богом. Его влияние ощутимо в пограничных ситуациях, когда жизнь или смерть зависит от малейших случайностей. Кто побывал и выжил, тот знает, что Бог существует. Для людей воспитанных в атеистических традициях напомню, что в событиях ближайшего будущего Его покровительство будет определять выживете лично Вы и Ваши близкие, или нет. Возможность ПРОЗРЕТЬ вскоре появиться у всех, поэтому не зарекайтесь..., и не торопитесь делать ошибки.
lena_malaa
28 ноя, 2010 12:42 (UTC)
для тех, кто делит веру в Бога с верой в других богов
sanya_ch
25 ноя, 2010 14:33 (UTC)
Красивая фотка.
hranitel_slov
26 ноя, 2010 11:51 (UTC)
воттенате
я тебе советую найти и почитать сию книгу, думаю в библотеке она есть,у меня она была, но найти я ее не могу, почитай, не пожалеешь, особенно про его детство.
Re: воттенате - lena_malaa - 26 ноя, 2010 15:46 (UTC) - Развернуть
mochalygin
30 ноя, 2010 20:09 (UTC)
>При переходе в новый дом, первым во двор пускается петух, а в избу кошка.

Ой, у нас до сих пор при новоселье первой кошку запускают))
lena_malaa
30 ноя, 2010 21:32 (UTC)
ну, если верить суевериям, то это всероссийская примета.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 79 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko