?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
К концу 19 века ученые поняли, что при всех забавных обрядах туземцев где-нибудь на Гаваях, наши мужики гораздо прикольнее и ближе. Следствием этого открытия стали попытки описать нравы, обычаи, медицину и обряды жителей Российской империи. Поиск информации шел двумя путями - опросом конкретных знатоков традиции и сбором аналитических заметок по населенным пунктам.

  Знакомство с правилами и способами лечения в народной медицине я начну с пересказа советов Аксиньи из с. Козлова, которая занималась врачеванием не только своих односельчан, но и крестьян ближайших деревень. Эти записи были опубликованы были в журнале "Этнографическое обозрение", исследователи постарались произвести максимально аутентичную запись.

  Мне эти записи показались просто безумно интересными и много о чем говорящими умному собеседнику. А теперь передаю слово знахарке Аксиньи.
  У меня бабушка, отцова сестра, лечила, так от нее я и переняла; перенимала я и от дедушки, который в солдаты ходил, а потом лечил Теперь, когда я больному сделаю в первый раз какое лекарство, и он почувствует себя легче, так я во второй и третий раз берусь за это лекарство.
  При лечении болезни Аксинья обращает прежде всего внимание на причины, вызвавшие ее, хотя, правда, объясняет их по своему.
  Всякое недомогание происходит либо прямо от болезни, либо от урока. Вот сейчас полюбуешься на ребенка, а он и сглазится. Узнать же, изурочен, или не, так надо - повести по глазам, по векам, и там все равно что горох будет, - это будет в глазах "перелом" (урочное состояние). Потом узнать можно урок, когда бросишь в воду уголья, и они шибко завизжат и переметышком врозь ко дну идут; а коли человек больной, так уголья плавают по верху грудкой.   Чтобы избавится от урока, надо заговаривать воду. Благословишься и читаешь: "Стану я благословясь, пойду перекрестясь, и выйду я за ворота, и на все четыре стороны поклонюся и помолюся, и попрошу я у Господа Бога доброго здоровья на сегодняшний день, на раба Божьего (имя). Где бы пташечка не летала, где бы гнезда не вила, тут бы скорби и боли полетели и утихали. И просим у Господа Бога доброго здоровья, и всех святых Ангелов, Михаила Архангела и Ильи Пророка, Кузьмы-Демьяна, и прошу я вас милости, и пособите, помогите. Ангел мои и сохранитель мой, сохрани мою душу и сокрепи мое сердце; враг отшатнись от меня и на три ста, и на три тысяцы. Если надо мной ангел мой, сохранитель мой, сохрани мою душу и сокрепи мое сердце, враг от меня. Есть надо мною Божий дом, в Божьем дому Лука и Марко и за меня Богу молятся на раба Божьего (имя), за меня руки мучатся".   После этого воду перекрестишь и 3 раза читаешь: "Мати Мария, где она спала, пришли жиды приятели, хочут истинного Христа унести, хочут ему руки и ноги распяти, тростью голову прошибати, святую кровь пропускати. Кто это будет знати, трои в день перебирати: от судьи судящего, от молоньи палящего, от грома гремящего, от змеи жалючия (имя) раба Божия, не держались бы у него ни скорби и ни боли не держались бы у него, как бы реченька бежала, ни песками, ни кореньями, ни каменьями не держались".   Когда все это прочтешь, наливаешь в чашку 9 раз воду из ложки, затем покинешь туда 9 угольков. Этою водою вспрыскиваешь больного, а потом он отправляется париться в баню. Как из бани идти, то больной становится около порога, а сама за порогом и трешь больному веки, говоря: "Не ты пужаешься и полошишься, а скорби и боли пужаются и полошаться". Потом брызжешь изо рта через персты наговоренною водою. Когда сделаешь это, надо себе отговор сказать, а то сам будешь весь день в расслаблении. Отговор говорит следующий: "Утренняя Мария, Полуденная Маремьяна, вечерняя Ульяна". Этими словами как замком запрешь себя.   Это средство от урока.   Что касается до болезней, то одной из самых распространенных является лихорадка, которая, подобно тому как и повсеместно, олицетворяется в образе 12 сестер, носящих различные названия: тресея, потягота, ломота, знобея, рвота, огневица, жадная, глухая - "внутри болит, трясти не трясет, а томит только и весь день в расслаблении", и проч. Приходят эти лихорадки на людей весной и осенью.   "Весною непокрытое что поставишь, так она-то лихорадка, и подходит. Мы весной в окошко глядим, так и тут лихорадка входит, вот в сырную неделю так бы яичко и поел: это лихорадка в нем манит".

  Строгого разграничения средств, употребляемых при лечении лихорадок, названной знахарке неизвестно.

  "Чеснок в путь идет ей, лихорадке-то. Коли знобея, так под шубу забьешься под печь, потом подкуриваешь колтышами (яичной скорлупою), которые высушишь на печи. Как этими колтышами обкуришь, так лихорадка все лицо обгадит, а потом Бог здоровье даст. Коли это не возьмет, можно обкуривать дегтем, который нашел невпопад. Полезно обвязывать вокруг себя лыко, которым был завязан гроб покойника; полезна и веревка от повешенных собак и кошек.
  Как глухую выживают, так надо конек избы вымыть и напоить той водой, не сказывая. Полезно также войти в баню вперед пятками. Пришла я один раз в баню и голову положила в каменку, а она как засыпется, - это меня лихорадка пужать начала.
  Жадная лихорадка - это та, которая производит сильный позыв на какую-либо пищу, и ничем вылечить ее нельзя, как только съесть желаемое. Вот какая она сильная эта лихорадка. "Пошел у меня дедушка на богомолье, дал зарок не пить и не есть до обедни. Вдруг захотелось ему соленой рыбы, так что даже жилки под коленкой свело, и только тогда в себя пришел, как поел"

  Из числа болезней, кроме лихорадки, знахарке с. Козлова известны еще следующие:
  1). Желтуха (алая, желтая, синяя). Желтая и синяя излечиваются цветками соответствущих цветов, название которых мне не удалось узнать, а алая излечивается конопляным семенем, которое истолкут и соком поят   
2). Водянка: 12 суток морят живых тараканов в сухом месте. В них накинешь сулемы золотник, накладешь в ведро с горячей водой, коневой травы, набросаешь туда каленых камней и посадишь туда больного.   
3). Простуда, или пролом в ногах: набросаешь 9 камней в кадку с горячей водой и поставишь туда ночи. Больной пропротет так, что пот как град выйдет. Тогда положить его на печку, а ноги обвернуть таким лекарством: гуща из-под квасу наполовину с луком, стакан деревянного, постного и скоромного масла варятся вместе и затем студятся.   
4). Расперстица - распухнут руки так, что нельзя палец к пальцу сжать. Помогает трава "межперстица".   
5). Сучье вымя - под пазухой делаются шишки. Намажешь сметаной и даешь лизать собаке, сучке до 3-х раз, от этого легче будет. Хорошо взять из мягкого хлеба шарик, приложить к шишке и бросить собаке, непременно суке.   
6). Тоска - лечится золою, которая выгреблена в великий четверг и просеяна сквозь сито.   
7). Как мозг встрясется и давит глаза шибко, так надо смерить голову двумя мочалками, чтобы узнать, где мозг лежит. Потом дают в зубы решето, которое постукивают, после чего меряют голову опять, и опять постукивают решето, пока мозг не будет лежать ровно.   
8). Ребячий рык: 1) ночной рык, 2) вечерний рык, 3) полуденный рык, 4) утренний рык: для излечения наговоришь воду и, стоя на ступеньке лесенки, брызжешь ею через решето, в которое кладут каточек, веретешко, деревцо. Брызгать нужно в то время, которое соответствует рыку.   
9). Собачья старость - ежели ребенок чуть живой. Тогда его нужно взвесить и примерно продать. Коли от этого собачья старость не возьмется, тогда надо посадить в печь хлеб и совать в нее на лопате запеленованного младенца. Сует обыкновенно мать или кто доведется, но при этом нужно, чтобы был еще кто-либо. Один из присутствующих спрашивает: "Ты что печешь?" Ему в ответ говорят: "Я пеку собачью старость". - "Пеки, чтобы во веки не было", говорит предложивший вопрос. Этот диалог повторяется до 3-х раз.

"Этнографическое обозрение", 1889 г., т. 1   

Лечение домашними средствами совершается преимущественно с помощью трав, нарванных между началом всхода их и 24 июня, т.е. Ивановым днем, после которого трава, по народному мнению, лишается целительной силы, а лучшим временем для сбора лекарственных растений (исключая некоторых из них) считается месяц май. По укоренившемуся в народе поверью, ночь на Ивана-Купалу в отношении всех вообще растений является ночью таинственной: в эту ночь, по совам суеверных, растения говорят между собою, как человекоподобные существа, и цветут в продолжение трех минут, давая по три цветка, таинственные травы: спрык (разрыв-трава), папоротник и прочее.   
Травы разделяются на а) магические. б) амулеты, в) лекарственные, г) ядовитые, д) возбуждающие похоть, е) привораживающие и прочие.   

Из магических особенно замечательны:   Спрык. Эту траву узнают только самые искусные знахари, и то счастливые, по покрывшим ее блесткам на утренней заре до восхода солнца и по другим признакам. Говорят, что если эта трава во время сенокоса случайно попадет под косу, а коса непременно разлетится на несколько частей или по крайней мере переломится пополам. Трава спрык имеет ту силу, что от одного прикосновения ею к замкам и железным запорам таковые разрываются, отчего, вероятно, и получила она в других местах название разрыв-травы. Найти эту траву можно следующим образом. Когда коса без всякой причины на ровном месте разлетится или, звякнувши, переломится, тогда всю подкошенную траву надо собрать и бросить в реку. Из кучи травы мгновенно выделится спрык и поплывет вверх по течению реки, тогда как обыкновенная трава будет плыть вниз по течению реки. Можно ее найти еще так. Нужно искать гнездо дятла в дупле, если найдешь, заткни лазейку или отверстие в дупле железным прутом или чем-нибудь другим подобным, и затем надо постлать под дупло, к корню дерева, чистую скатерть (само собой разумеется, все это нужно делать в то время, когда дятел не будет в дупле, где гнездо его). Дятлу, прилетевшему к гнезду, нельзя будет пролететь в дупло; тогда он улетит искать траву спрык; найдет ее и принесет во рту. Коснется железа травой, и оно (железо) упадет на землю, и дятел траву выпустит изо рта, и она упадет на скатерть. Трава спрык лишится силы, если бросишь ее в отхожее место. Цветы этой травы имеют еще силу делать человека невидимым, подобно духу.
  Папоротник. Цветам означенной травы приписывается почти такая сила, какая приписывается цветам предыдущей травы. Чтобы добыть цветы названной травы, нужно идти в ночь на Иванов день в самое глухое место в лет, чтобы до этого места не доходил звук пения петухов. Пришедши на место, где растет папоротник, нужно обвести вокруг себя черту взятым с собой железным орудием, например ножом, топором, заключающим в себе уклад, и постлать на землю, под листья папоротника, чистую скатерть; затем самому нужно лечь на спину и в таком положении смотреть на небо и считать звезды. Около полуночи к черте будут подходить в образе разных животных бесы и угрожать смертию, чтобы лежащий вышел из кружка и лишился цветов папоротника, но лежащий не должен даже и шевелиться, а только считать звезды. В самую полночь папоротник расцветет и уронит на скатерть три серебрянных цветка (по словам некоторых, один цветок). Тут лежащий будет испытывать неслыханные страшные видения и голоса нечистой силы, но он должен терпеть и не предаваться страху, страшиться же сие не для чего: нечистая сила не перейдет за черту, а при первом пенсии петухов она вся исчезнет, и следовательно цветы добыты.
  Арарат. Трава эта, кроме магической силы, служит еще так сказать, ключом к отысканию чудесных трав. Она, по словам одного рассказчика, имеет вышину 12 вершков и толщиной с палец; цветы на ней голубые и желтые, подле самых листочков; корень ее как редька. Можно добыть ее только в Иванов день, между заутреней и обедней, следующим образом. Увидевши ее, вырежи ножом против солнца кружок земли, в котором заключается ее корень. Если поднимешь траву с кружком земли - бери, если же сорвешь травку - не бери: пользы от нее не будет. Траву находят там, где сошлась Москва с Окою.
  Амулетами считаются следующие травы и их коренья:
  а). Христов посох. О траве этой мы слышали такое сказание. Когда произошла война между небесными силами и злыми духами с Акелом во главе, злые духи взяли в ад и пчел, где они и находились до сошествия Спасителя в ад. Спаситель, выдернувши траву Христов посох (tritillaria imperialis)сошел с ней во ад, посадил в лукообразный корень этого растения пчелиную матку и отдал матку с пчелами людям.
  От себя я замечу, что Христов посох знаком всем и каждому под именем императорский рябчик   
А вот он в лицо:   
б). Петров крест (lathraea squamaria). Народное сказание об этой траве повествует, что св. апостол Петр, занимаясь рыбачеством, привязывал траву к сетям и ловил рыбы много, поэтому привязывают ее некоторые рыбаки к сетям. По поверьям на курщине (замечу от себя), горе и болезнь ждет любого, кто заломает Петров крест без дела, просто для забавы. Это нам, детям, обязательно перед походом в лес говорилось.   Интересно, что при смешивании в травах магических, амулетных и прочих свойств с лечебными, русские крестьяне были умнее всяких современных долбаков (это такой эвфемизм от нецензурного слова), считающих, что травы безопасны или почти безопасны, и их можно пить без особого разбора. Так, знахарки разделяли травы по свойствам больных - травки делились на детские, для девок и парней неженатых, для баб и мужиков, и для стариков. В этом вопросе, несмотря на всю наивность объяснений, старинные знахарки на голову превосходили современных городских, да и многих сельских жителей, которые о народной медицине знают в основном от Малахова и от ветра головы своея.

  Дореволюционные этнографы находили у потомственных знахарей древние гербарии с краткими описаниями трав и их свойств. Приведенные в дореволюционных изданиях отрывки конечно не сравнимы даже с заметкой о какой-нибудь травке в ботаническом блоге, но достаточно хороши. Аутентичные рецепты, которые помогают, я приводить в большинстве своем не буду. Не потому, что они лишние, а потому что меня интересует суеверие, а не удачные способы правильного лечения. Кроме того, на один рецепт, который использовался знахарем в конкретном случае, находится в 21 веке 10 дураков с близкими симптомами разных болезней, желающие поправить здоровье самолечением.
  Но на травах - магических и не очень, лечение болезни не заканчивается. Наравне с лекарственными средствами употреблялись симпатические. И в случае, если больной выживал при применении симпатических средств, то им давалось предпочтение при лечении следующего больного.   В лихорадке употребляется настой трав: полыни, троелистки, корень чернобыльника. Пережигается в печи, на сковороде или на горячих угольях поваренная соль; в последнем случае соль завязывается в тряпку. Если лихорадкой страдает взрослый, пережженой соли берется столовая ложка или больше, смотря по тому, сколько может принять больной; эта соль распускается в стакане кипяченой воды и выпивается утром натощак. Детям прием уменьшается до половины чайной ложки.   Настаивается водка с чесноком и принимается понемногу после припадка. ...
  От перемежающейся лихорадки составляется порошок из живых раков следующим образом. в чашку наливают простое хлебное вино и кладут туда живых раков, затем чашку закрывают и оставляют так до тех пор, пока раки не замрут, после этого раков вынимают и кладут сырыми в печь, в которой жар должен быть легкий. Когда раки высохнут, обращают их в мелкий порошок, просеивают и, всыпавши в склянку, закупоривают крепко и держат до употребления. Перед лихорадочным приступом дают этого порошка чайную ложку в рюмке водки так, чтобы из рюмки был выпит весь остаток. Детям приемы уменьшаются. После принятия такого лекарства больной, одевшись теплее, ходит по комнате (зимой) или на дворе (летом) до тех пор, пока не устанет и не ослабеет, или не получит сильный пот, после чего он ложится в постель. Если случится второй припадок, прием лекарств повторяется.
  Принимают также обращенную в порошок паутину.

  Симпатическим средством от лечения лихорадки считается следующее. Кто страдает этой болезнью, должен обмарать лицо сажей или какой-нибудь нечистотой, чтобы вызвать это лицо отвращение, затем должно спуститься в репную яму и лежать в ней не шевелясь. Придет болезнь - лихорадка в человеческом образе и будет различными угрозами выживать из ямы, но лежащий в ней не должен и шевелиться. Наконец. лихорадка плюнет на лежащего и скажет: "не приду к тебе больше вовеки: ты весь опачкан, обмазан, безобразен". Сказавши это, лихорадка уйдет.

  От бельма на глазу. Набравши дождевых червей меньше половины чайной чашки, кладут туда кусок сахару и наливают воды; затем чашку закрывают сукном. Через несколько времени, когда черви превратятся в жидкость, ее процеживают сквозь чистые тряпки и пропускную бумагу. Эту жидкость впускают в глаз, на котором образовалось бельмо.
  Второе средство, в которое входят земляные черви, следующее. Набравши этих пресмыкающихся в чашку или стеклянную банку, докладывают банку белым медом и ставят ее на солнце на 12 дней; после этого массу процеживают и впускают в больной глаз раза два или три в день.

  От кашля Разводят в двух стаканах воды щепоть ржаной муки и дают отстояться; потом, когда мука осядет на дно, сливают воду и делят осадок на две половины. Одну половину выпивают утром, другую - вечером.
  Кипятят воду с сахаром в закрытом чайнике и пьют. Такую воду пьют и в грудных болезнях.
  Едят икру королевских соленых сельдей и, ложась спать, кладут на грудь синюю сахарную бумагу, проткную в нескольких местах иголкой и намазанную свиным и другим салом, а бумагу привязывают к груди бинтами.

  От боли в горле прикладывают к горлу листья горлянки. Некоторые в этой болезни вырезывают из бересты подобие жабы, накладывают его на больное место и завязывают платком. Береста с платком остаются на шее до выздоровления. Иные в болезни этой по утрам ходят к сухой ели и, вдыхая окружающий дерево воздух, говорят: "проглочу елку всеми сучьями". Обкладывают шею льдом, а в предохранение от болезни каждый день трут льдом шею и грудь или моют холодную водою. Все эти средства употребляют не в простом только воспалении, но и в жабе с нарывами.

  К порезанному месту прикладывают траву серебрюху, живую траву, топтун, паутину, свежую тертую репу. Присыпают порезанное обращенною в порошок окаменелостью, называемой чертовым пальцем, угольный порошок и сахар.

  От водянки. Знахари советуют набрать мокриц и положить их в горшок; закрывши затем горшок, поставить его в печь, где мокрицы и испепеляться. Пепел этот надо принимать утром и вечером по 1 золотнику, а больным малолетним давать по 1/2 золотника.

  Опившегося до бесчувствия поят человеческой мочой и подносят к носу зажженные серные спички. Обливают его холодной водой.

  Имеющие на лице угри ходят в баню, не благословясь, и умываются там; при этом соблюдают ту примету, чтобы этого никто не знал, а идя в баню и возвращаась из нее, если с кем случайно встретишься, ни слова не говори. Такое лечение повторяется до трех раз.

  Если ребенка трясет родимец, закрывают его подвенечным платьем и кладут по бокам его голые лутошки.

  От испуга подкуривают и окуривают дымом жженых трав, адамовой головы, колючего чертополоха и перьями дикой утки. По совету знахарей, испугавшееся дитя надо подкуривать волосами или перьями тех животных, кого испугалось дитя.

  Мочегонными средствами считаются: конопляное молоко, можжевеловые ягоды, черные русские тараканы и луковый сок с толченым сахаром.

  В одышку и удушье составляется следующее лекарство. Отвернувши голову живой русской курице, ее, умершую без покаяния без показавшейся крови, не ощипывая и не потроша, кладут в горшок; затем наливают туда кипяток воды (менее 1/2 обыкновенного водопойного ведра) и, покрывши крышкою, замазывают тестом и ставят в печь на 12 дней, в продолжении которых горшка не откупоривают. По прошествии этого времени на дне горшка сделается студень, подверженный скорой порче, и в этот студень вливают слабого, простого вина 2 бут.; потом размешивают хорошенько и разливают по бутылкам. Пить это лекарство должно, взболтавши, 3 раза в день по рюмке.

  Для очищения головы от желудей составляется такое лекарство. Кладут живых лягушек в муравленный горшок и, закрывши, крышку замазывают, чтобы пар не выходил из горшка. Горшок этот ставят несколько раз в печь, чтобы находящиеся в нем лягушки высохли. Когда они высохнут и простынут, обращают их в порошок. Когда порошок готов, намазывают голову больного ветчинным салом и посыпают означенным порошком; затем голову покрывают пузырем и обвязывают платком, чтобы порошок пристал к голове. Через сутки все это снимают и еще намазывают на голову сала, но порошком не посыпают, а завязывают голову для тепла. Чтобы не было на голове морщин, мажут еще.

  Что касается сотрясений головы, то краткое упоминание о способах лечения от Аксиньи о том, как правильно вправлять мозги, в цитируемой статье раскрывается подробнее.

  Чтобы вправить мозг в голове, получивший сотрясение, предварительно меряют голову лентообразным мочалом, для чего обтягивают голову означенным мочалом, проводя им по лбу, вискам и концам ушей, и на мочале делают углем черточки, показывающие середину лба и концы ушей; затем мочало снимают и, согнувши его в одной черте, которая показывает середину лба, смотрят, пришлись ли черточки, указывающие середины ушей в одно место. Если черточки сошлись, значит мозг не получил сотрясения, и, следовательно, причина боли в голове - не от сотрясения мозга; если же черточки не сошлись - мозг получил сотрясение, и в таком случае вправляют его следующим образом. Больной берет в зубы решето или сито так, чтобы лицо пришлось в сито и, поднявши руки, он сам или иной кто, ударяет кулаками по стенкам решета вдруг, от чего мозг приходит в легкое сотрясение, чем и принимает, говорят прежнее положение. Некоторые берут голову больного правой рукой за подбородок, а левой - за макушку и потряхивают; затем берут правой рукой за лоб и левой за затылок и тоже потряхивают. Такая операция повторяется несколько раз в один прием. Или же садят больного на лавку или стул и надевают ему на затылок полотенце; затем, взявши полотенце за оба конца, потряхивают голову.

  Кому являются привидения, советуют класть на окно траву лебеду.

  Страдающим куриной слепотой советуют есть досыта печень животного. Знахари советуют еще следующее средство. Надо, по их словам, ходить по утрам и вечерам, когда курицы будут сидеть на насестах, в курятник и умываться там. Это повторяется до трех раз.

  Немого ребенка бабы носят под первый удар колокола к заутрене в первый день Пасхи.

  От уроков нашептывают на воду, в которую опущены: уголь, соль и печинка (кусое глины, выковырянный из связи печных кирпичей) следующий заговор:
  "Заговариваю я, раба Божия (имя заговаривающей знахарки), от стрешни и поперешни, от озевища, от притки, от приткиной матери, от черного, рыжего, черемного, завидливаго, урочливаго, прикошливаго, от глаза сераго, чернаго, от двоезубаго, троезубаго, от двоеженца и троеженца. Как заря Амнитрия переходила и потухала, так и из раба Божия (или рабы, имя рек) всякие недуги напущенные исходили бы и потухали. Как из булату, из синяго укладу каменем огонь выбивают, так бы и из раба Божия (имя рек) все недуги и порчи словаит моими вышибало и выбивало. Ты, притка, приткина мать, болести, уроки, призор очес! подите прочь от раба Божия (имя больного) во темные леса, на сухие дерева, где народ не ходит, скот не бродит, птица не летает, зверье не рыщет. Соломонида-бабушка, Христоправушка, Христа мыла правила, нам окатыши оставила. Запираю заговор свой тридевяти тремя замками, тридевятитремя ключами, и слова мои крепче кремня, острее булату. Аминь.
" В заключение знахарка дует на воду с углем, солью и песчинкой три раза и брызжет больного.

  Обмывают икону, взятую с божницы, и водой брызжут в лицо больному.

  Признаками урока помимо трещащих в воде угольков служат холодные уши больного.

  Против выкидышей пьют порошок, получаемый от выскабливания с иконы изображения рук и ног.

  Замерзшему надо затыкать задний проход рукавицей и катать его в санях или на телеге прытко, и он оживет. Если при этом выдернуть рукавицу, замерзший издаст звук, и с этим звуком выйдет из него душа.

  Вообще больного надо напоить водой с землей, взятой из-под окна овина. Если напоить его этой водой, то он скоро выздоровеет, если же суждено ему умереть - скоро умрет. Таким образом земля эта служит средством, ускоряющим либо выздоровление, или же смерть.

  Выгон из дома тараканов крестьяне производили вполне разумными средствами - тогдашними аналогами дихлофоса и мелков "Машенька", но вот с клопами было сложнее. Их выжить могла только симпатическая магия.

  Чтобы вывести клопов, надо было найти случайно (а не искать) зуб от бороны и дотолкать его до дома пинками а в руки вовсе не брать и не задевать даже ими. Когда допихаешь до избы, положи его под матицу, поддерживающего потолочную настилку - и клопов не будет. Или надо найти случайно (а не искать) лошадиное копыто, но как поступать с ним - знахари не сообщают.

  Либо вечером в петровское заговение, после того. как все в семье заговеются, один из семьи, когда со стола будут убраны объедки и посуда, должен выйти во двор и стать под окно и там, ударяя в окно палкой, спрашивать находящихся в избе: -Дома ли хозяева? -Дома, - должны им отвечать. -На что их? -У вас сегодня заговенье. Заговелись ли вы? -Заговелись. -А клопы-то чем заговелись? -Клопы заговелись так: клоп клопа съел, кто остался - сам себя съел. -Не будет их отныне довеку.
  Эти способы лечения собрал Григорий Верещагин ( 05 февраля 1892 г.) в д. Лильшур Сарапульского уезда Вятской губернии, знакомого нам ранее по рассказу о человеческом жертвоприношении. Опубликовано в "Этнографическом обозрении" 1898 г., № 3.

  В с. Кузьминском (Рязанская губерния) во время эпидемий с целью избавится от них, жители всего села от мала до велика собираются к избе покойника, выносят и провожают его до церкви и далее до кладбища с зажженными восковыми свечами, наблюдая, чтобы последние обязательно горели во время процессии. Покойника опускают в могилу головой в обратном общепринятому направлении. В гроб кладут - мужчине: лапоть, кочерыг и колодку, на которой плетутся лапти, а женщине - донце, гребень с мамыкою и веретено. После того, как гроб опустят в могилу. на крышку его бросают 12 отесанных деревянных клиньев, длинной в 1 аршин и все восковые свечи, которые были в руках у провожавших покойника лиц.   Этот обряд был в точности совершен в 1892 г., и когда холера не прекратилась, было решено общим сходом, для прекращения эпидемии зарыть в могилу с покойником, сверх указанных предметов, живую кошку. Вторичное приготовление к шумной процессии вызвало энергичное вмешательство духовенства и светской власти, окончившееся командировкой в Кузьминское войск для водворения порядка среди крестьян.


  В с. Алешне (Рязанская губерния, рязанский уезд) крестьяне в борьбе против скотского падежа считают лучшим средством зарывание двух живых кошек в яму вместе с павшими животными. Последний случай применения этого обычая имел место в 60х годах (19 века).
  "Осенью, когда кончается жатва, в ночь, мне пришлось проезжать мимо хутора Ц. Харьковской губернии, тут издали я заметила множество блуждающих огней; я смотрела на это с недоумением, а извозчик по мере приближения все сильнее и сильнее дрожал. Подъезжая ближе можно было различить, что жителями хутора Ц.-ки совершалось нечто вроде крестного хода, а из расспросов у подводчика я узнала, что жителями этого местечка совершается обычный осенний обряд опахивания. Он совершается молодыми бабами и девками, после жатвы, в назначенный по общему согласию день, о чем извещается весь хутор. Из жителей никто, кроме участвующих в этом обряде не рискнет выйти из хаты в день совершения обряда, зная, что вышедший, наткнувшись на обряд, подвергается смерти, по правилам их, от которых не отступят совершающие обряд. Опахивание состоит в следующим: молодые бабы и девки сымают с себя все, кроме сорочек, распускают волосы; две из них запрягаются в борону и тащат ее, а две направляют борону; борону эту тащат три раза вокруг хутора; ее сопровождает толпа баб и девок с зажженными свечами в руках; вся толпа издает какое-то дикое мычание вроде пения; впереди бороны несется икона (кажется Божией Матери или Николая Чудотворца). Слова, употребляемые совершающими опахивание при мычании - разобрать было трудно, но можно было догадаться, что это были какие-то исковерканные молитвы.
  Горе путнику! опахивающие считают своей священной обязанностью убить встретившегося: полудикая толпа баб, с визгом и писком бросается на встретившегося и разрывает его в клочки, если последнему не удается бежать.   По рассказам совершающих и соседних жителей, цель такого обряда - охранение скота: говорят, будто с начала совершения этого обряда никогда ни волк, ни лисица и др. звери не посещали их, а также разные эпидемические болезни скота минуют их хутор.
  (от себя в скобках замечу, что этот обряд описывается как русский (великорусский), малороссам и белорусам он по отчетам этнографов не известен. Искомый хутор на харьковщине населен великороссами.).

  В Тульской губернии этнографы записали слова, которые поются девками при проведении обряда опахивания. Вот они: Удовушка на девушке пашет, Песок разсенает. Когда песок узойдет, Тогда к нам смерть (т.е. коровья) придет. У нас на селе Увлас святой Со свитою свечей На чужой стороне скот и везут и несут, А нас Господь милует.

  Во время опахивания все участницы идут с дубинками, цепями и пр., из изб никто выходить не может. Если кто случайно натолкнется на опахивающих, того бьют (не до смерти) и приговаривают: "вот коровья смерть пришла". Оканчивается в Тульской губернии обряд разрыванием пополам черной кошки и прыжками через костер.

  В Тверской губернии опахивание считается предохраняющим и лекарственным средством от любых эпидемий, в т.ч. человеческих. Описывать не стоит, вариации в поведении и действиях смысла обряда не меняют.

Источник - "Этнографическое обозрение", т. 3 1897 г.


  Ну вот навскидку собственно хватит. Россия, которую мы потеряли - с похороненным заживо кошками, убийствами свидетелей магических ритуалов и разговорами с болезнями. Колдовство, борьба с сглазами и порчами, лечение мочой и дождевыми червями мы забрали с собой в 21 век   Что говорит как о консерватизме нашего народа, так и о его жизнелюбии - умудриться выжить при такой жизни и при таком лечении дано не каждому.

Comments

( 85 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
8 ноя, 2010 16:48 (UTC)
читай-читай ))
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
8 ноя, 2010 16:54 (UTC)
Re: Кстати,
В конец года у меня традиционный завал на работе. Увы, не смогу.
(Удалённый комментарий)
Re: Кстати, - lena_malaa - 8 ноя, 2010 16:58 (UTC) - Развернуть
alexey_juriev
8 ноя, 2010 16:54 (UTC)
gbpltw! третий рим, блин...
lena_malaa
8 ноя, 2010 16:56 (UTC)
Угу )))) и умирающий здравый смысл в финале.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 17:01 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 17:16 (UTC) - Развернуть
pogorily
8 ноя, 2010 17:16 (UTC)
Сразу вспомнилось.
===
Насчет леченья, в случае болезни, в деревне очень плохо не только крестьянину, но и небогатому помещику. Доктор есть в городе, за 30 верст. Заболели вы, — извольте посылать в город. Нужно послать в город на тройке или, по крайней мере, на паре, в приличном экипаже, с кучером. Привезли доктора; за визит ему нужно дать 15 рублей и уже мало — 10 рублей. Нужно отвезти доктора в город и привезти лекарство. Сосчитайте все — сколько это составит, а главное, нужно иметь экипаж, лошадей, кучера. Но ведь в случае серьезной болезни одного визита мало. Очевидно, что доктор теперь доступен только богатым помещикам, которые живут по-старопомещичьи, имеют экипажи, кучеров и пр., то есть для лиц, у которых еще осталось старое заведение, для лиц, у которых сохранились деньги или выкупные свидетельства, у которых еще есть леса, осталось много отрезков, на счет которых они ведут хозяйство, или для лиц, которые, живя в деревне, занимают какие-нибудь должности с жалованием. Небогатые помещики, например, такие, которые имели 300 заложенных душ крестьян, арендаторы мелких имений, приказчики, управляющие отдельными хуторами, попы, содержатели постоялых дворов и тому подобные зажиточные, сравнительно с крестьянами, люди не могут посылать в город за доктором; эти большею частью пользуются хорошими, то есть имеющими в околотке известность, фельдшерами, преимущественно из дворовых, фельдшерами, которые заведовали аптеками и больницами, имевшимися у богатых помещиков во время крепостного права. Однако и такие фельдшера для массы наших бедных крестьян тоже недоступны, потому что и фельдшеру нужно дать за визит три рубля с его лекарством, а то и пять рублей. К таким фельдшерам прибегают только очень зажиточные крестьяне. Затем следуют фельдшера второго разряда, лечащие самоучкой, самыми простыми средствами, — деды, бабы и все, кто маракует хотя немного. Остаются еще случайные доктора: какой-нибудь лекарь или медицинский студент, приехавший на побывку к родным, и т. п. Заболеет мужик — ходит, перемогается, пока есть сила. Свалится — лежит. Есть средства — сыскивает фельдшера или деда, а нет — просто лежит или к кому-нибудь из помещиков, у которых есть лекарство, пошлет попросить чего-нибудь. Иные вылеживаются, выздоравливают. Другие умирают. Лежит, лежит до тех пор, пока не умрет.

Самое худое, что, поправившись, отлежавшись, опять заболевают, и во второй раз редко уже встают, потому что, не успев хорошенько поправиться, начинают работать, простуживаются (замечу, между прочим, что у крестьян отхожих мест нет и самый трудный больной для отправления нужды выходит, выползает или его выносят на двор, какова бы ни была погода) и, главное, не получают хорошей пищи, да что говорить хорошей, не получают мало-мальски сносной пищи.
===
http://flibusta.net/b/171749/read
Александр Николаевич Энгельгардт Письма из деревни (1872-1887 гг.)

Смоленская губерния, менее 140 лет назад.
lena_malaa
8 ноя, 2010 17:22 (UTC)
Да. И это очень удачно вспомнилось к рецептам о разговорам с болезнью в холодных ямах, лечение ангины льдом, целительной овинной землей и прочими мочегонными тараканами.

Россия, которую разрушили ироды-большевики. Россия, которую скоро, судя по всему, восстановят новые власовцы.

Скоро начшем делать профилактические опахивания от эпизоотий. Да и от человеческих эпидемий тоже неплохо будет...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 17:50 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 18:03 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tov_makarov - 8 ноя, 2010 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pogorily - 8 ноя, 2010 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tov_makarov - 8 ноя, 2010 17:56 (UTC) - Развернуть
grey_croco
8 ноя, 2010 17:35 (UTC)
Вот еще пару примеров навскидку:

Темнота народная

ЦАРИЦЫН, 23,VII. В селе Ерзовке бешеная собака искусала двух крестьян. Несмотря на уговоры врача, потерпевшие отказались ехать на прививку. Они верят в целебную силу домашних «средствий», которыми и пользуются.

Народная темнота

В подгородной псковской деревне «Гоголевке» собиравшего в поле растения для гербария студента Некрасова окружила толпа местных крестьян, заподозрив студента в том, что он «пускает холеру». Толпа допрашивала студента в течение полутора часа, угрожая смертью. Обыскав студента, в кармане нашли зубной порошок. Толпа,в доказательство, что это не отрава, потребовала, чтобы студент съел порошок. Лишь после этого студента отпустили.


http://starosti.ru/archive.php?m=8&y=1909

И это только из двух газет за один месяц.
lena_malaa
8 ноя, 2010 17:53 (UTC)
Да. Я кстати очень люблю сайт "старости" и с удовольствием его читаю.

Вот именно из-за благословенных царских нравов большевики в первую очередь пошли в народ рассказывать о нормах гигиены, а не коммунизма. Думаю. что вам не надо рассказывать о том. как кормили детей и какая гигиена была знакома крестьянам.
(без темы) - sokurs - 8 ноя, 2010 20:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mochalygin - 9 ноя, 2010 08:49 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
8 ноя, 2010 17:45 (UTC)
Россия которую мы просрали!
User tov_makarov referenced to your post from Россия которую мы просрали! saying: [...] рекомендую пройти по ссылкеhttp://lena-malaa.livejournal.com/33359.html?thread=1895247#t1895247 [...]
someonecurious
8 ноя, 2010 18:45 (UTC)
Перефразируя Маяковского:
Медицина – та же добыча радия:
В грамм добыча,
В год труды…

Я не знаток народной медицины, но из того, что я прочитал, на мой взгляд, заслуживает внимания следующее.

«Расперстица - распухнут руки так, что нельзя палец к пальцу сжать. Помогает трава "межперстица".
Такой травы не знаю.
Но в «старой доброй Англии» врач Геберден подсмотрел у знахарки очень сложный многокомпонентный рецепт декокта (отвара), который справлялся с самыми стойкими сердечными (т.е. вследствие сердечной недостаточности) отеками. В основе лежали вытяжки из наперстянки пурпурной – Digitalis Purpurea. Вот так в научной медицине появились дигитаксин и дигоксин… Хотя их родственники сердечные гликозиды из ландыша майского (Convallaria Maialis) также родом из народной медицины. Но, к сожалению не нашей…

«Сучье вымя - под пазухой делаются шишки. Намажешь сметаной и даешь лизать собаке, сучке до 3-х раз, от этого легче будет. Хорошо взять из мягкого хлеба шарик, приложить к шишке и бросить собаке, непременно суке».
Сучье вымя – это гидраденит – гнойное воспаление подмышечной потовой железы. Эти железы в складках кожи крупные, мерокриновые, поэтому воспаляются довольно легко, особенно при нечистоплотности. Лечатся как все фурункулы-карбункулы и прочие абсцессы… Но, к сожалению, мышление по аналогии – самая прмитивная форма умозаключений: раз сучье вымя – значит, нужна сука…

«От боли в горле прикладывают к горлу листья горлянки. Некоторые в этой болезни вырезывают из бересты подобие жабы, накладывают его на больное место и завязывают платком. Береста с платком остаются на шее до выздоровления. Иные в болезни этой по утрам ходят к сухой ели и, вдыхая окружающий дерево воздух, говорят: "проглочу елку всеми сучьями".
«Иные» в данном случае – самые умные: хвойные деревья выделяют огромное к-во фитонцидов – летучих антибактериальных веществ. Но заготовить свежий лапник – не судьба, надо в лес итить, иначе не подействует…

Я с уважением отношусь к чужому опыту и чужим знаниям, но вот я почитал реальные рецепты реальной тогдашней глубинки, и грустно стало: это – даже не шаманизм, это – просто профанация, в самом лучшем случае рассчитанная на самовнушение пациента. Особенно понравился настой порошка соскобов краски с иконы…

Спасибо за тяжкий труд! Надеюсь, он не пропадет втуне!
lena_malaa
8 ноя, 2010 18:53 (UTC)
Re: Перефразируя Маяковского:
Спасибо за высокую оценку.

Понимаете, любое лечение состояло из двух компонентов - травы и магические средства. Травы в русской народной медицине были людям знакомы, хотя я могу конечно тут голословно это говорить, все-таки из рода знахарок и травниц по маминой линии. Но у нас травы дома всегда были родными - и при этом мы очень хорошо знали, что травы опасное лекарство, если их использовать без ума или без знаний.

А вот симпатическая магия, которой отдавалось предпочтение - эт о круто. Максимум - эффект плацебо, а по хорошему все эти симпатические средства только усугубляют состояние больного.

В некоторых случаях само лечение было смертельно опасным - как например при сотрясении мозга.

В общем, выживали сильнейшие...
someonecurious
8 ноя, 2010 18:49 (UTC)
У френда на ту же тему:
"Машка! Верни медицину народу!"

http://advocatd.livejournal.com/173357.html?#cutid1

Это называется: к хорошему привыкаешь быстро. Лечиться болтушками из соскобов икон народ что-то не рвется...
lena_malaa
8 ноя, 2010 19:01 (UTC)
Re: У френда на ту же тему:
Это народ еще хорошо помнит советское время. Вот еще лет десять, и начнется отхожий промысел рисования икон на соскобы...
marat_ahtjamov
8 ноя, 2010 19:42 (UTC)
вот откуда корни Малахова+ растут
lena_malaa
8 ноя, 2010 19:46 (UTC)
Да. Традиция нашего народа гражданин Малахов. а не его выродок.

Но кстати Малахов еще и ничего, он вроде не предлагал оживлять обмороженного и замерзшего человека варежкой анально и прогулкой на свежем воздухе.
(без темы) - dr_galoperidol - 8 ноя, 2010 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 8 ноя, 2010 20:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _warbear_ - 8 ноя, 2010 21:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dr_galoperidol - 8 ноя, 2010 22:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _warbear_ - 8 ноя, 2010 22:48 (UTC) - Развернуть
Прогнозы погоды - kymyl - 10 ноя, 2010 14:40 (UTC) - Развернуть
_warbear_
8 ноя, 2010 21:14 (UTC)
Тебе уже написали, что в печени содержится витамин А, и таки да, она помогает от куриной слепоты?
Лен, у одного из моих одноклассников в Духовной Семинарии дед был цеителем-травником. Лечил с благословения архиерея. Лечил, а не колечил. Думаешь, его Советская власть этому научила? Тренер мой к костоправу ездил - костоправ чудесный. Неполное высшее медицинское образование - остальное он где взял?
Достали уже темой про Россию, которую потеряли, честно. Ты и в самом деле считаешь, что в дореволюционной России ничего, кроме дикости, невежества и предрассудков не было?
_warbear_
8 ноя, 2010 21:15 (UTC)
Мля... "колечил"... никогда себе не прощу!
(без темы) - pioneer83 - 9 ноя, 2010 03:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _warbear_ - 9 ноя, 2010 11:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 9 ноя, 2010 05:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _warbear_ - 9 ноя, 2010 11:00 (UTC) - Развернуть
strekalov
8 ноя, 2010 21:21 (UTC)
пока жил в деревне - все время так лечился - здоров бы как бык :)
как в город перешел - мед. вузовская медицина и подкосила мой богатырский организм :)
lena_malaa
9 ноя, 2010 05:12 (UTC)
Эту логику лучше оставить без комментариев ))
(без темы) - strekalov - 9 ноя, 2010 07:41 (UTC) - Развернуть
iskandermakarov
8 ноя, 2010 21:59 (UTC)
Для протокола:

>Второе средство, в которое входят земляные черви, следующее. Набравши этих пресмыкающихся...

Они не пресмыкающиеся (если речь идёт о дождевых червях). Принадлежат к типу, который так и называется: „кольчатые черви“.

А вообще - частно говоря, лучше, чем я ожидал. Методы лечения простых болезней типа простуды, как я понимаю, даже вполне разумны. По травам - хз, но наверняка тоже там есть некий смысл.
Что касается магии - подозреваю, что глотать тараканий пепел (пепел - он пепел и есть) или раковый настой на водке (она всё равно всё дезинфецировала) - лучше, чем в холеру толпами целовать чудотворные иконы...
iskandermakarov
8 ноя, 2010 23:02 (UTC)
А вообще - мой дед, родившийся в деревне, но закончивший институт в городе, при Хрущёве был откомандирован на село на некоторое время (в период „освоения целины“). Так вот он видел как-то: тракторист поранил руку (на руке, с тыльной стороны ладони, рассекло кожу и мышцы чуть не до кости поперёк всех пальцев). Дед хотел отправить его лечиться, но тот отказался: просто пописал на рану, „обмакнул“ в землю (слой гумуса) и замотал промасленной тряпицей. Через день работал уже без тряпицы: на пальцах были видны только здоровенные болячки. В дальнейшем полностью выздоровел (да, похоже, тракторист и не считал, что болел...).
(без темы) - pioneer83 - 9 ноя, 2010 03:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 9 ноя, 2010 05:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iskandermakarov - 9 ноя, 2010 05:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mochalygin - 9 ноя, 2010 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 9 ноя, 2010 05:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iskandermakarov - 9 ноя, 2010 05:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 9 ноя, 2010 16:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mochalygin - 9 ноя, 2010 09:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 9 ноя, 2010 16:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mochalygin - 9 ноя, 2010 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 10 ноя, 2010 05:15 (UTC) - Развернуть
basiliobasilid
9 ноя, 2010 05:41 (UTC)
Рецепт циничный, но надежный...
Я имею в виду вот это: Опившегося до бесчувствия поят человеческой мочой и подносят к носу зажженные серные спички. Обливают его холодной водой.

А вообще, всё это еще цветочки. Тут еще тема туберкулеза не раскрыта. И, разумеется, разных болезней смешного свойства, которые приключаются от любви.

Вот, например, как лечился от одного такого смешного недуга персонаж Шолохова:

"В станице Великокняжеской какой-то бывалый казак посоветовал ему лечиться отваром из утиных лапок. С той поры Прохор, въезжая в хутор или станицу, спрашивал у первого встречного: "А скажите на милость, утей у вас тут водят?"
lena_malaa
9 ноя, 2010 15:48 (UTC)
Re: Рецепт циничный, но надежный...
Нда. У Прохора может конечно что и продолжало болеть и капать, но зато желудок был здоров как не знаю что ))

Знаете, я просто побоялась трогать этот пласт народной премудрости. Наверно надо было :-)
(Анонимно)
9 ноя, 2010 11:10 (UTC)
Убила мечту о светлом ампираторском прошлом. ;)
Лен, ты молодец! Умудряешься не только находить, но и размещать подобные материалы! Честь и хвала!

А что тогда творилось в веке 10-11? Или раньше?

Блин, почему подобные книги фиг достанешь?

А кошек жалко :-( они то тут причем...
lena_malaa
9 ноя, 2010 16:19 (UTC)
Кошки конечно не причем )))

Знаете, не специалист в этнографии, но кошачьи казни напоминают жертвоприношения богу мертвых, а не даже симпатическую магию. И думается, что раньше (особенно до принятия христианства) кошечками народ не ограничивался.

Спасибо за похвалу. :-*
elyena_bel
11 ноя, 2010 14:22 (UTC)
Лена... собачья старость... это уж совсем...это...*далее нет слов, одни эмоции*
lena_malaa
13 ноя, 2010 18:52 (UTC)
"Спрыкни или проиграй". "Мочегонные тараканы - ведь ты этого достойна". Кстати, по тараканам написали, что они правда были хорошим мочегонным средством. Для меня они играли бы роль скорее прекрасного слабительного и рвотного.

Лен, вот мне не хотелось бы лечиться в те годы...
(без темы) - elyena_bel - 13 ноя, 2010 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 13 ноя, 2010 18:56 (UTC) - Развернуть
kettenkrad
13 ноя, 2010 19:04 (UTC)
Цинично
"Как мозг встрясется и давит глаза шибко, так надо смерить голову двумя мочалками, чтобы узнать, где мозг лежит. Потом дают в зубы решето, которое постукивают, после чего меряют голову опять, и опять постукивают решето, пока мозг не будет лежать ровно."

А вот этот рецептик надо себе в чОрную книжечку записать. Как у пациента французския булки и гимназистки румяные перед глазами замелькали - значит, мозг стрясся и на них надавил. Достаем мочалки, решето и по традиционному, дореволюционному, из благословенных времен, такскать, рецепту...
lena_malaa
13 ноя, 2010 19:09 (UTC)
Re: Цинично
... даем в решето. С размаху )))) Ну я бы для восстановления нормальной реакции на булки посоветовала бы еще дать мочегонное из тараканов, ну а если зимой поморозит уши - заткнуть в задницу варежку.

Как интересно будет тогда лечить пОциентов, просто не передать. )))
Re: Цинично - kettenkrad - 13 ноя, 2010 19:18 (UTC) - Развернуть
задумчиво - lena_malaa - 13 ноя, 2010 19:21 (UTC) - Развернуть
Re: задумчиво - kettenkrad - 13 ноя, 2010 19:37 (UTC) - Развернуть
Re: задумчиво - lena_malaa - 13 ноя, 2010 19:40 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
14 ноя, 2010 23:36 (UTC)
No title
User pavarty referenced to your post from No title saying: [...] ная медицина, которую мы почти потеряли http://lena-malaa.livejournal.com/33359.html?style=mine [...]
sergeitch
17 ноя, 2010 07:12 (UTC)
Не знаешь в какой аптеке купить веревки от повешенных собак и мореных тараканов? Очень надо.
lena_malaa
17 ноя, 2010 17:18 (UTC)
В государственной! Чтобы не нарваться на нелицензированную подделку!
pingback_bot
17 ноя, 2010 07:15 (UTC)
Вопросы медицины. Россия, которую мы потеряли.
User sergeitch referenced to your post from Вопросы медицины. Россия, которую мы потеряли. saying: [...] от повешенных собак и мореных тараканов? Очень надо. http://lena-malaa.livejournal.com/33359.html? [...]
valkyr_m
18 ноя, 2010 18:11 (UTC)
Жалко кошек. А в остальном - судя по тому, что в телевизоре и за окном - "Россия, которую мы потеряли", к нам возвращается :(
lena_malaa
18 ноя, 2010 18:13 (UTC)
Да, к сожалению...
superbubles
20 ноя, 2010 12:40 (UTC)
А зачем ходить далеко? Бабка жены брата. (Своего прадеда не беру, он был хоть из крестьян, но с образованием, редиска. Другой прадед вообще из инженеров). Умерла далеко за 90, почти ничем не болела, под конец пережила 3 инфаркта, и даже ходила-говорила после них. Померла спустя пару лет от 4-го инфаркта.
Сильно критиковала современную медицину, мол "вот раньше ничем не болели".
Однако, она - продукт самого натурального естественного отбора. В семье родилось 26 детей, выжило 5. У её родителей в обеих семьях такая же пропорция. Выживал каждый 5й.
Если господа готовы платить такой ценой за здоровье и долголетие своих детей - вперед.
lena_malaa
20 ноя, 2010 12:42 (UTC)
Господам пофиг, сколько вымрет потенциальной прислуги в детстве, главное, чтобы взрослая прислуга была бы красивой, здоровой и умела довольствоваться малым.
(без темы) - superbubles - 21 ноя, 2010 08:16 (UTC) - Развернуть
eugene_gu
2 дек, 2010 22:48 (UTC)
Неизбежно вспоминаются записки сельского врача М.Булгакова
lena_malaa
3 дек, 2010 04:39 (UTC)
И не только они. Многие врачи описывали деревню не самыми приятными словами.
(без темы) - alexlsd - 29 дек, 2010 06:37 (UTC) - Развернуть
lena_malaa
29 дек, 2010 15:56 (UTC)
Там тоже лечат тараканами или все-таки рецепты основаны на травах?
(без темы) - alexlsd - 29 дек, 2010 16:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 29 дек, 2010 16:12 (UTC) - Развернуть
( 85 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko