?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Данную заметку я пишу не сколько для сведения (чтобы все необходимые ссылки были под рукой), но и для того, чтобы в дискуссии (ежели она возникнет) решить спорные вопросы почитания святых.
   Итак, на вопросы о том, может ли быть такое явление, как деканонизация уже прославленных святых, обычно делаются губы писей и возмущенно утверждается, что это просто невозможно. Прошу отнестись без обиды к использованному мной утверждению, потому что из песни слова не выкинешьну чувствуется эмоциональный подтекст ответа, хоть ты тресни. И умоляю написавшего не принимать на свой счет грубость моих слов - это общая реакция, и славятся ей не личности, а круг активных сетевых православных с ПГМ и часть отцов, прогулявших семинарию из принципа.

  Посмотрим, что нам дает беглое изучение открытых источников по истории Русской Православной Церкви.

  Первой в нашем ряду появляется знаменитая Анна Кашинская, которая после безусловно состоявшегося прославления не менее безусловна была в 1667 году деканонизирована, после чего 11 апреля 1909 года она была повторно канонизирована.

   Преподобный Максим Грек, прославленный как местночтимый святой по благословению Патриарха Иова в 1591 г., был деканонизирован, вероятно, устным запрещением. Чьим конкретно - установить трудно, но догадаться из времени события думаю можно. Вновь канонизирован был в 1988 году (дату надо перепроверить, мое упущение) как преподобный к общецерковному почитанию.

  Следующим из довольно известных персонажей выступает местночтимый преподобный Корнилий Переяславский (ум. 22.07.1693), чье празднование было прекращено распоряжением церковных властей (Синодом или архиереем, в тексте не указано) около 1721 - 1723 гг.

  Блаженный Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий († 4.11.1584, пам. 10 мая) удостоился как указано в тексте исследователя двойного запрещения праздновать - в 1722 и 1904 годах.

  Следующей историей торжества здравого смысла над народным двоеверием и церковными ошибками и последующего торжества идиотизма, служит история почитания кн. Владимира и кнг. Агриппины Ржевских (житие мной не найдено). Мощи Владимира и Агриппины в XVII - 1-й пол. XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением В. и А.- вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в сер. XVIII в. в Тверскую епархию), к-рый был предпринят по указу имп. Анны Иоанновны, Тверской и Кашинский архиеп. Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти В. и А. О результатах расследования архиерей писал: "А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось". При вскрытии гробницы В. и А. на глубине ок. 4, 5 м обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в к-ром находились 2 дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые... истленные». Архиерей запретил церковное празднование В. и А., гробницу разобрали. В нач. XX в. по Владимиру и Агриппине в Ржеве еще служились панихиды, однако архиеп. Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование В. и А. возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинского архиеп. Алексия (Коноплёва).

  20 ноября 1746 года было запрещено празднование святого благоверного князя Феодора Стародубского, который вновь позиционируется как святой на страницах Седмицы без принятия церковного решения о почитании гражданина князя святым (тут похоже надо доказать, что он вообще существовал).

  Детективная история связана с определением времени почитания св. мученика Василия Мангазейского.
История прославлений и отказов читается как книга Агаты Кристи:
1. Не позднее дек. 1653 г. архиепископ отправил царю Алексею Михайловичу челобитную и описание чудес с вопросом: «Для свидетельства тех Мангазейских новых чудотворцев в Мангазею ехать мне ль?» В Москве эти списки сдали в архив Сибирского приказа, оставив без ответа.
2. В 1671 г. в Москву были вновь отправлены списки чудес В. М. для подтверждения канонизации святого, но прошение, как и прежде, было оставлено без ответа.
3. Митрополит Тобольский и всей Сибири свт. Филофей (Лещинский, в схиме Феодор) в декабре 1702 г. послал челобитную Петру I c просьбой перенести мощи прав. отрока из Туруханского мон-ря в Тобольск «для большего почествования к святому», однако получил отказ.
4. В 1746 году было вынесено специальное распоряжение о прекращении празднования памяти Василия, очевидно Синодом.
5. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны Василию и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину.
  И тут идет событие, которое послужило отправным толчком для прославления. Зимой 1802/03 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали». О народном волнении было доложено Святейшему Синоду и министру внутренних дел В. П. Кочубею, Тобольский архиепископ Антоний предписал игумену Троицкого монастыря внести в церковь образ и не чинить препятствий к почитанию святого. Дальнейшее можно найти самостоятельно, но можно и не искать. Мы сами видим основную причину прославления - неповиновение решению церковной власти. Да, грубо. Но честно.

  В одном найденном мной случае, касающегося преп. Савватия Тверского запрещение праздновать было вынесено 2 раза - в 1778 и 1849 годах. Причем, отметим особо, что это решение было вынесено по святому, молитвенному покровителю преуспевающего и доходного монастыря. Кстати, меня позабавил стон по приведенной ссылке о том, что гадкая советская власть запрещала молится Савватию, но верующие это делали. В данном случае советская власть стояла на страже церковных решений. Документов по повторной канонизации я не нашла.

   Да, я знаю о существовании церковных исследований на эту тему. Но не читала Голубинского и ижес ним - их книги слишком дороги. По информации из инета, репринт Голубинского стоит более 2 тысяч, а для меня это деньги.

   К чему я все это написала, помимо заявленного в первом абзаце? К тому, что такое решение, как деканонизация, свидетельствует имхо о здоровье нашей Церкви. Она поправляет ошибки, легенды, политические мотивы типа "поцалуй гаду ручку", перекосы народного почитания и простой идиотизм. Не всегда, да - но иногда. А разве иногда - это мало?

Comments

( 84 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
dekarmi
1 авг, 2010 13:45 (UTC)
обычно делаются губы писей/

Ах, какая прелесть! :))
lena_malaa
1 авг, 2010 13:49 (UTC)
У нас это обычная приговорка для таких случаев и выражений лиц. :)
(без темы) - dekarmi - 1 авг, 2010 13:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iskandermakarov - 1 авг, 2010 15:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 15:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - savlozubyvrabec - 2 авг, 2010 15:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 2 авг, 2010 15:36 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
1 авг, 2010 14:08 (UTC)
:) Я верующая русской православной церкви. Меня можно назвать проводником мракобесия? Если нет, то Вы не правы. Если да, то хотелось бы знать в чем. :)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 14:49 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 15:51 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 16:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 16:38 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 17:14 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 17:20 (UTC) - Развернуть
Филиокве - shemtov - 3 авг, 2010 07:03 (UTC) - Развернуть
Re: Филиокве - lena_malaa - 3 авг, 2010 14:51 (UTC) - Развернуть
Re: Филиокве - shemtov - 3 авг, 2010 16:32 (UTC) - Развернуть
Re: Филиокве - lena_malaa - 3 авг, 2010 16:36 (UTC) - Развернуть
Re: Филиокве - shemtov - 3 авг, 2010 16:38 (UTC) - Развернуть
Re: Филиокве - lena_malaa - 3 авг, 2010 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 14:52 (UTC) - Развернуть
varjag_2007
1 авг, 2010 14:41 (UTC)
А был ли деканонизирован Будда?
lena_malaa
1 авг, 2010 14:50 (UTC)
Ой )))) Совершенно неожиданный вопрос. А был ли он канонизирован для начала?

Я посмотрю свои источники, было ли это странное почитание.
(без темы) - varjag_2007 - 1 авг, 2010 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 1 авг, 2010 15:04 (UTC) - Развернуть
опечатка - lena_malaa - 1 авг, 2010 15:51 (UTC) - Развернуть
продолжение - lena_malaa - 1 авг, 2010 15:44 (UTC) - Развернуть
продолжение - lena_malaa - 1 авг, 2010 15:45 (UTC) - Развернуть
gorojane_tv
1 авг, 2010 15:40 (UTC)
Спасибо за статью. Унесу к себе на форум со ссылочкой на вас. Пригодится.
А то, был у меня как-то спор по тому же поводу на Курятнике - заклевали. Мало было инфы.
lena_malaa
1 авг, 2010 15:46 (UTC)
Не за что. :-)

Разорюсь, куплю давно желаемую книгу, и смогу написать больше.
korsunenko
1 авг, 2010 21:24 (UTC)
Сначала было-насторожился.Потом отлегло.Хороший труд.И доказана истинность православной церкви и её нужность.Самоочищающийся,правильно настроенный,так как основан на камне истины,организм.
Представляете сколько было бы "святых" по мнению меняющих друг друга из поколения в поколение,плохо изучивших первоисточники,не проживших ни одного дня по-написанному,"верующих в Бога,но не церковь"специалистов?
Да не будет!
Спасибо,труженица Лена.
lena_malaa
2 авг, 2010 04:19 (UTC)
Не за что.

Это действительно интересный и важный вопрос.
(без темы) - gavrioutchenkov - 2 авг, 2010 15:44 (UTC) - Развернуть
lena_malaa
2 авг, 2010 15:51 (UTC)
Хороший вопрос )))) По одной из трактовок можно молится любому человеку после его смерти, если уверен в его богобоязненной жизни и вере в Бога - двух основных условиях спасения. То есть молитвы не пропадут ))) Но не уверена, что это правило распространяется на ситуацию, когда человек заведомо знает о деканонизации, но продолжает молится. Тут конечно было бы неплохо у богословов уточнить.
shemtov
3 авг, 2010 07:06 (UTC)
Голубинский
_не читала Голубинского и ижес ним - их книги слишком дороги_

Можно скачать вот тут: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1365806
lena_malaa
3 авг, 2010 14:50 (UTC)
Re: Голубинский
Спасибо, уже иду!
mashenka_sench
4 авг, 2010 06:51 (UTC)
Деканонизации, действительно, не бывает. Это исключительно синодальный глюк (или даже баг).
Для примера: и Анна Кашинская, и Максим Грек, как почитались, так и почитаются. Оба в календарях, и службы им есть. Про остальных просто не знаю.
lena_malaa
4 авг, 2010 16:17 (UTC)
Маш, если исследователи вопроса о канонизации описывают процесс деканонизации - и с примерами, то деканонизация получается бывает. И примеров гораздо более больше, чем я привела. Читаем отрывок:

Период 1721–1894 гг. в отношении вопросов канонизации может быть охарактеризован как противоречивый. С одной стороны, произошло резкое сокращение числа общецерковных канонизаций и совсем прекратились канонизации местные, с другой — канонизировались некоторые наиболее чтимые святые и установилось общецерковное почитание киево-печерских и ряда других местночтимых святых. В XVIII в. произошла деканонизация ряда местночтимых святых, а в XIX в. церковное почитание многих местночтимых святых было восстановлено. Причины названных противоречий коренятся в тех исторических условиях, в которых Промысл Божий судил пребывать Русской Церкви в XVIII–XIX вв. Массовое закрытие малых мон-рей и пустыней постепенно приводило к забвению местных празднований их основателей. Прекращение местных канонизаций было отчасти связано с тем ложным бюрократическим мнением, что в едином централизованном гос-ве не должно быть ничего «местного», а все только «общее», а отчасти с влиянием протестантизма. Так, в 1767 г. обер-прокурор Синода И. П. Мелиссино предлагал законодательным путем «ослабить почитание святых мощей и икон в Русской Церкви» (Цит. по: ЖМП. 1977. № 11. С. 63). Противоречивость особенно заметна при рассмотрении вопроса о местночтимых святых. По распоряжению Синода и епархиальных архиереев прекращено празднование некоторым местночтимым святым: 1) ок. 1721–1723 гг.— прп. Корнилию Переяславскому († 22.07.1693); 2) в 1722-м, 1904 гг.— блж. Симону, Христа ради юродивому, Юрьевецкому († 4.11.1584, пам. 10 мая); 3–4) в 1745 г.— святым благоверным кн. Владимиру и кнг. Агриппине Ржевским (сер. XIII в., пам. 15 июля); 5) 20.11.1746 — блгв. кн. мч. Феодору Стародубскому († 1330, пам. 21 июня); 6) вероятно, в 1746 г.— мч. Василию Мангазейскому († 4.04.1602, пам. 22 марта); 7) в 1778-м, 1849 гг.— прп. Савватию Тверскому († не позднее 1434, пам. 2 марта); 8) в 1801 г.— прав. Прокопию Устьянскому (кон. XVI в.— 1-я пол. XVII в., пам. 8 июля).

игумен Андроник Трубачев.

Причем, что касается тех же ржевский святых, деканонизация была проведена законно. Не вижу оснований молиться неизвестно кому с неустановленной биографией, не соотносящейся ни с одной летописью, особенно в случае, когда вместо мощей нашли вонючие гнилые кости.
(без темы) - mashenka_sench - 4 авг, 2010 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 авг, 2010 19:31 (UTC) - Развернуть
shemtov
4 авг, 2010 08:22 (UTC)
_По информации из инета, репринт Голубинского стоит более 2 тысяч, а для меня это деньги_

Между прочим, это цена аборта в Москве...

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8B&lr=213
lena_malaa
4 авг, 2010 16:26 (UTC)
Я никогда не ругаюсь с хорошими людьми, но тут могу начать. Вы мне информацию про 2 тысячи рублей за аборт в Москве написали с намеком на то, куда я потратила так недостающие мне 2 тысячи рублей? Или хотите меня спровоцировать на презрение и гнушение теми, кто делает аборт? Или Вам нравится показывать свою осведомленность в этом вопросе?

<пожимая плечами> Запомните. Раз и навсегда. Никогда нельзя превозноситься над людьми, даже в таких мелочах. Спорить с людьми - сколько угодно. Сраться и материться - да пожалуйста. Писать "заметки о нашем пидорефренде - да ради Бога. Но вот так возвышать себя над падшим человечеством никто не имеет права. Иначе Бог (если еще не отчаялся в Вас) может помочь Вам понять низость такого поведения. И тогда мало никому не покажется.

Надеюсь, за моей резкостью Вы увидите не только резкость.
(без темы) - shemtov - 4 авг, 2010 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 авг, 2010 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shemtov - 4 авг, 2010 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lena_malaa - 4 авг, 2010 17:50 (UTC) - Развернуть
zabelin_e_titus
6 авг, 2010 08:55 (UTC)
Да, если губы развернуть, то факт имеет место. Деканонизация в Русской Православной Церкви имела место быть. Неважно, как свернутые и чем свернутые губы ее называют. Фактически это была деканонизация.

Другое дело, что это свидетельство как раз нездоровья Церкви в тот период. Представленный Вами материал преподносится в духе махрового... этого, как его(в маем доме папрашу нэ виражатса)... волюнтаризма. Авторы в приведенных Вами ссылках делают иные выводы. Лично меня они убеждают больше. Начать, хотя бы со св. Анны Кашинской:
=====================================================================
"Появление раскола стало причиной деканонизации ряда святых. Блгв. кнг. прп. Анна Кашинская была прославлена в 1650 г. Ее деканонизация была проведена в 1677 г. и утверждена Собором 1.01.1678, поскольку: 1) в житии св. Анны оказались несходства с данными Степенной книги и летописями; 2) в описании чудес оказались «несогласия и неприличия»; 3) мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было написано, будто они непричастны тлению; 4) о кнг. Анне распространялась молва, будто рука ее имеет благословляющий вид, «а на самом деле это не так». Этот последний пункт в действительности и был истинной причиной деканонизации. Утверждали, что пальцы руки св. Анны сложены двуперстно, и в этом видели свидетельство истинности старых обрядов. Деканонизация была проведена Патриархом Иоакимом: гроб святой был запечатан, молебны запрещены, церкви ее имени были переименованы в честь всех святых. Но деканонизация прп. Анны Кашинской была лишь наиболее известным случаем. Патриарх Иоаким исключил имя прп. Евфросина Псковского, прославленного Собором 1549 г., из Устава 1682 г. и тем самым перевел его из общецерковнопочитаемых святых в местнопочитаемые. Основанием к этому послужило житие прп. Евфросина, в котором содержалась защита двоения «аллилуия», принятого у старообрядцев. Прп. Максим Грек, местное прославление которого совершилось по благословению Патриарха Иова в 1591 г., был деканонизирован, вероятно, устным запрещением по тем же причинам. Но наиболее пагубным являлись не эти конкретные деканонизации, а само допущение деканонизации в церковную жизнь как возможной нормы, правила, осуществляемого в силу изменения церковной политики. Уже по другим причинам, но в силу того же взгляда в XVIII в. оказались деканонизированы десятки подвижников."
===================================================================

Все вышеназванные святые, а также Свв. кн. Владимир и кнг. Агриппина, чьи кости Вы так смачно обсмаковали, в настоящий момент являются святыми Русской Православной Церкви. Как и почему получилось именно так - объсняет в своей работе автор, на которого Вы же и ссылаетесь. http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svyatyh_01-all.shtml

Еще раз процитирую:
"Но наиболее пагубным являлись не эти конкретные деканонизации, а само допущение деканонизации в церковную жизнь как возможной нормы, правила, осуществляемого в силу изменения церковной политики."

- Ты комаринный х..вост видел?
- Нет
- А политика - это еще тоньще.
==============================================================

Еще любопытный вопрос: кто нюхал кости прп. Серафима Саровского?

И еще одно наблюдение за жизнью блоггеров. Каждый настолько занят собой, что даже лень пойти по ссылкам и хоть немного представить себе: а что же ты лезешь, млять, мудак, комментировать?

Лена, ничего личного. Про аборты ни слова. "Волны бьются а-ааааборт кааааарааа бляяяяя..."

С неизменным пока уважением, Д.З.
koroed_u
6 авг, 2010 20:08 (UTC)
Спасибо за интересный даже пасхальному христианину материал. Теперь есть надежда, что олицетворение концепции VIP-посмертия, Николай II, получит достойную его деяний оценку.
(Удалённый комментарий)
ort7000
12 авг, 2010 15:44 (UTC)
"Итак, на вопросы о том, может ли быть такое явление, как деканонизация уже прославленных святых, обычно делаются губы писей и возмущенно утверждается, что это просто невозможно."

Свою писю только не надо всем показывать...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ort7000 - 13 авг, 2010 11:36 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ort7000 - 13 авг, 2010 11:45 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ort7000 - 13 авг, 2010 11:58 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - ort7000 - 13 авг, 2010 12:04 (UTC) - Развернуть
idealist_t
11 окт, 2010 17:14 (UTC)
Не имел ни малейшего понятия о деканонизации. Спасибо за просвещение. Это меня неск. обнадёживает, так как не все канонизации мне понятны.
lena_malaa
11 окт, 2010 17:17 (UTC)
Поверьте, нет ни одного человека, у которого не было бы ну хоть одного сомнения по канонизации. И я не исключение, причем, как Вы понимаете, весьма скептическое и циничное.
(Анонимно)
26 янв, 2011 13:34 (UTC)
Какие трогательные слова :)
(Анонимно)
4 фев, 2011 10:56 (UTC)
Молодец,Лена!Только задай себе еще несколько вопросов.Что такое канонизация?Для чего?Кто определяет =святость=?Интересен 2 вопрос!
lena_malaa
4 фев, 2011 17:36 (UTC)
Святость - настоящую - определяет Бог.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 84 комментария — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko