?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Каждый год во дни печальныя Великого Поста, нет-нет, да и раздаются заунывные завывания домовой интеллигенции (с интонацией ветра в трубах) о том, что в царское время хлеб был вкуснее, жизнь прекраснее и умные люди ценились выше.
   Каждый год ... нувыпонели... среди прекрасных и умных статей обязательно найдется пара жалостливых выступлений (встречается и священников) о том, как офигительно было литургисать в царской России по утрам. И книжки, книжки... Крестьяне - благочестивы и милосердны, дети - ангелочки, а православие с суеверием если и встречается, то с сокрушительной победой православия. Ага.

   Не спорю. В книжках и не такое можно написать.

   Поэтому и хочу сейчас, в самые тяжелые дни года - пост все-таки, раздирает... Когда все (или большинство) пинают советскую власть и благочестиво анафематствуют гонения на Церковь, когда благочестиво не вспоминается, что Церковь (настоящая, апостольская, не формата бытовая и от сглазу) крестьянам собственно и не была нужна, давайте без эмоций прочтем записки очевидца.

   Итак. Отрывки из "Писем из деревни" Энгельгарда.
  

В одной деревне школьному учителю мужики назначали жалованье всего 60 рублей в год, на его, учителя, харчах. Попечитель и говорит, что мало, что батраку, работнику полевому, если считать харчи, платят больше. А мужики в ответ: коли мало, пусть в батраки идет, учителем-то каждый слабосильный быть может - мало ли их, - каждый, кто работать не может. Да потом и стали высчитывать: лето у него вольное, ученья нет, коли возьмется косить – сколько накосит!.. Тоже огород может обработать, корову держать, от родителев почтение, коли ребенка выучит, - кто конопель, кто гороху, кто гуся, - от солдатчины избавлен. Батраку позавидовали! Да научи меня грамоте, так сейчас в учителя пойду, меду-то что нанесут - каждому хочется, чтобы дите выучилось.


    Характеристичен рассказ одного знакомого мне дьякона, доказавшего мужику, что  и их поповский труд не легок и что они недаром тоже получают деньги.
     "Какая ваша работа, - говорит мне один мужик, - рассказывал дьякон, - только языком болтаете!". - А ты поболтай-ка с мое, - говорю я ему! - "Эка штука!" - Хорошо, вот будем у тебя служить на никольщину, пока я буду ектенью да акафист читать, ты попробуй-ка языком по губам болтать. И что ж, сударь, ведь подлинно не выдержал! Я акафист-то настояще вычитываю, а сам поглядываю - лопочет. Лопотал, лопотал, да и перестал. Смеху-то что потом было, два стакана водки поднес: "заслужил, говорит, правда, что и ваша работа не легкая".
     Знал дьякон, чем доказать мужику трудность своей работы!

 Поступая в новый приход, - рассказывал мне один поп, чтобы заслужить уважение,  нужно с первого раза озадачить мужика: служить медленно, чтобы он устал стоять, чтобы ему надоело, чтобы он видел, что и наше дело не легкое, или накадить больше - нам-то с привычки, а он перхает.

 
     Все книги перерыл, отыскивая способы уничтожения земляных блох. Способов предлагают немцы множество. «Для уничтожения ее – т.е. земляной блохи – посыпают всходы льна золою», читаю в одной книге. Зову Ивана.

     – Ты,  Иван, вот все не веришь, что блоха съест лен, а и в книге сказано, что всходы льна истребляет земляная блоха. Немцы вот заметили, а ты говоришь: никогда не бывало.

     – Никогда не бывало, сколько льнов ни сеял.

     – Да, вот ты не веришь!

     – Отчего не верить, все бывает: вот у Б. барыни – сами изволите знать – нынешней весной сороки были напущены.

    Сначала Иван не придавал блохам никакого значения, но потом, убедившись, что козявочки действительно подъедают листики, вследствие чего лен пропадает, он высказал, что это не настоящие какие-нибудь блохи, – никогда этого до сих пор не бывало, – что это не простые козявочки, а напущенные злыми людьми из зависти, подобно тому, как бывают напущенные сороки, крысы. Действительно, нынешней весной у одной  моей соседки был такой случай – были напущены сороки. Ни с того, ни с сего, весною, когда скот и без того был плох, еле вставал,  появилось множество сорок, которые стали летать в хлевы и расклевывать у коров спины: заберутся в хлев, усядутся у коров на спинах и клюют точно падаль – у всех коров спины изранили страшнейшим образом. Что ни делали, ничто не помогало (вот и заводи тут симентальский скот!); гоняли, стреляли, надоумил кто-то, за дедами посылали... наконец, помещица пригласила попа служить с большим требником. Потом, через несколько недель, встретив у одного богатого  помещика  на именинах священника, я ему рассказал о сороках. – Бывает это; все дело в том, какие сороки, – заметил священник глубокомысленно, – если напущенные – это нехорошо. Тоже недавно у нас был случай: у одного арендатора, поляка, появились в хлевах крысы; бегают по

коровам, шерсть объедают, на спинах гнезда делают; возился-возился и, хотя католик, попов призывал для совершения на скотном дворе водосвятия, чего прежде не делалось.

     – По-твоему, это значит напущенные блохи? У вас все напущенные, – рассердился я; – телята дохнут – хлев не на месте стоит; корова заболела – сглазили.

     – Поживите в деревне, сами изволите узнать, А.Н.,  все бывает. От злого человека не убережешься.

 
    Бог не без милости, говорит народ, давно уже такого года не бывало. Бог не без милости.

    Раз весной, в самую ростепель, возвращаясь домой после осмотра полей, встретил я бабу Панфилиху из соседней деревни,  –везет на колесах мешок.

     – Здравствуй, А.Н.

     – Здравствуй, Панфилиха. Что везешь?

     – Из гамазеи овес.  По осьмине на двор выдали, скот кормить нечем.

     – Что же так, сена нет?

   – Какое сено, – соломы нет, последнюю с крыш дотравливаем. Посыпать было нечем, вот, славу богу, по осьмине на душу  что наибеднейшим дали.

     – Плохо дело, а ведь не скоро еще скот в поле пустим!

     – Воля божья. Господь не без милости – моего одного прибрал,– все же легче.

     – Которого же?

   – Младшего, на днях сховала. Бог не без милости, взглянул на нас, сирот своих грешных.

     Я не выдумываю;  я сообщаю факты; если не верите, вспомните, что отвечала в Тверской губернии баба комиссии, исследовавшей, по поводу моей статьи, вопрос об артельных сыроварнях.

     – Это вы, господа, – говорила баба, – прандуете детьми; у нас не так: живут – ладно, нет – «бог с ними».

     – Да что ж тебе младший – ведь  он грудной был, хлеба не просил?

     – Конечно, грудной хлеба не просит, да ведь меня тянет тоже, а с пушного хлеба какое молоко,  сам знаешь. И в «кусочки» ходить мешал: побольшеньких пошлешь,  а сама с грудным дома. Куда с ним пойдешь? – холодно, тоже пищит. Теперь, как бог его  прибрал, вольнее мне стало. Сам знаешь, сколько их Панфил настругал,  а кормить не умеет. Плохо – божья воля; да бог не без милости. – И баба ударила кнутом кобыленку.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/index.html

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
25 фев, 2010 17:55 (UTC)
Насчет пинания хоккейной команды - я утешала пол вечера своего любимого, болельщика и спортсмена. Даже и ругаться не хочется...

Плюс всю жизнь шагала не в ногу.

Пейзане и пейзанки - тема неисчерпаемая. Православное фэнтези, блин.
goodfane
25 фев, 2010 20:15 (UTC)
Сороки и крысы на спинах у коров... :/
Это прямо Хичкок какой-то получается... :\ Аллегория что-ли?
lena_malaa
25 фев, 2010 20:19 (UTC)
Re: Сороки и крысы на спинах у коров... :/
Нет. Энгельгардт (как я поняла из его писем, личность всегда отпечатывается) был исключительно трезвомыслящим человеком, сторонником знания и с рациональным мышлением.

Я дам Вам ссылку, почитайте сами - и составьте свое мнение. А вообще материал исключительно интересный, там удивительные наброски и описания, и еще более интересные размышления.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/index.html
goodfane
25 фев, 2010 20:27 (UTC)
Re: Сороки и крысы на спинах у коров... :/
Ага, почитаем на досуге :) Просто порой авторы произведений неответственны за того, кто их рукой водит (сами не до конца понимают глубины,(солидности, высоты) ими же написанного)...
james_cook
25 фев, 2010 20:45 (UTC)
Всё это правильно, только Вы же сами говорили, что проф. Энгельгард им не авторитет. Самое инересное, что в свое время его никто не опровергал. Как никто не опровергал и Некрасова и Лескова и Тургенева. А статьи Л.Н.Толстого! Ведь он же писал то, что видел, он же специально обходил многие районы своей области, чтобы всё увидеть своими глазами, поговорить с людьми и т.д. И никто в то время не говорил, что это не правда. А сейчас: "Россия которую мы потеряли!". И пишут это люди с высшим образованием, пусть даже и духовным. Ну не ужели их не учили как писать элементарные работы? Неужели им не объясняли различие между первоисточником и коментарием источника, между фактом и коментарием факта? Мне кажется, они просто не хотят взглянуть првде в глаза. Живут в своём мире, где всё знакомо, всё привычно, где они чувствуют себя хорошо и комфортно. Но, может быть что-то и измениться, ведь человек способен меняться... А на их место прийдут другие :)
lena_malaa
26 фев, 2010 16:51 (UTC)
Вопрос имхо заключается в том, что на самом деле ищет такой "кремлевский мечтатель", ошарашивающий публику мемами и сказками про несуществовавшего белого бычка.

Напишу свое видение ситуации.

Пропагандировать золотое время в РИ может тот, кто привык воспринимать прошлое не по публицистике того времени (глубоко сомневаюсь, что о. Димитрий, с которым я спорила про "Неравный брак" читал того же Гиляровского), статистике и аналитике, а по детским воспоминаниям Шмелева или по лубочным картинкам. Ну, знакомы с дворянскими записками о том, как хорошо дворянам на балу оттягиваться. Все.
То есть в итоге получается довольно распространенный типаж - глуповатый дилетант и идеалист.

Второй вариант - это человек, который вполне может себе представлять реальное прошлое, но оно для него не более чем канва для его личной мечты. В этой мечте наш дурачок играет роль барина, генерала или монаха. И все высказываемое им мнение о прошлом не более чем отражение личного мира нашего фигуранта.

Долго сидела, но до других вариантов не додумалась...
ohapkin
28 фев, 2010 21:16 (UTC)
Есть ещё вариант.
Думаю, что каждый знает, как тяжело признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за их тяжёлые последствия. Даже на нашем, бытовом уровне, ибо обыватель страшные ошибки совершает редко. А тут революция и реки крови, которые она породила. Объяснения можно поделить на 3 основных группы
1) Жидомасоны (немцы, англичане, далее по вкусу автора) проспонсировали Ульянова и Ко, без жидомасонов (немцев, англичан) бы ничего не вышло.
2) Русский народ отвернулся от Бога и сам отдал себя в руки дьявола. Характерные мысли можно прочесть здесь, http://orthoved.livejournal.com/55590.html, где автор выводит духовный упадок из победы иосифлян над нестяжателями в конце 15 - начале 16 веков.
3) Назрела революционная ситуация по классическому сценарию низы не хотят (плохо работают социальные лифты) верхи не могут (властьимущие сильно разложились)

Первый пункт оказывается оказывается для многих церковных деятелей спасительным, ибо они церковь получается чистой и невинной жертвой.

А про "народное православие" и ситуацию второй половины 19 - начала 20 века хорошо написано в последних частях книги Льва Прозорова "Язычники крещённой Руси". Автор хоть и язычник, но у него подобрана неплохая библиография христианских источников.
lena_malaa
28 фев, 2010 21:26 (UTC)
Мое мнение о причинах революции и гонениях на Церковь - мы сами их создали. Прежде всего Петр, а потом раскол, правда мой друг Петр izverg_man предпочитает ставить обратную последовательность, но это дело вкуса. Создали тем, что лишили Церковь и общество налета сакральности, неприкосновенности, и при этом окончательно унизили человека в простолюдине.

А язычество из деревень никуда и не уходило... Сколько говорили про фактическое двоеверие, столько и вспоминали при этом деревню.
ohapkin
28 фев, 2010 21:51 (UTC)
Мое мнение о причинах революции и гонениях на Церковь - мы сами их создали. Только не все могут это признать.

Создали тем, что лишили Церковь и общество налета сакральности, неприкосновенности, и при этом окончательно унизили человека в простолюдине. Не могли бы вы раскрыть это тезис? Очень он интересный.

А язычество из деревень никуда и не уходило... Сколько говорили про фактическое двоеверие, столько и вспоминали при этом деревню. А борьба с ним в конце 19 - начале 20 веков вышла боком. Процитирую Прозорова: Что начали выкидывать добрые православные мужички, которым просвещённые священники объяснили, что земля — не тело Богородицы, а мёртвая тварь, что родовые образа в красном углу — не волшебные заступники и помощники, а всего лишь «книга для неграмотных», что в церкви им отныне надо внимать проповедям, а не соучаствовать в службе? Всё-таки для понимания идей требуется соответствующий уровень образования. Недаром описание рая у христиан схематично, зато ад описан подробно.
lena_malaa
28 фев, 2010 21:53 (UTC)
Я завтра отвечу, сейчас спати. Спокойной ночи!
lena_malaa
1 мар, 2010 16:26 (UTC)
Создали тем, что лишили Церковь и общество налета сакральности, неприкосновенности, и при этом окончательно унизили человека в простолюдине. Не могли бы вы раскрыть это тезис? Очень он интересный.+++++++++++++

Попробую попробовать. Дело в том, что раскол лишил веру и Церковь (во всей полноте, от формата храмик и попик, который в нем служит, до Патриарха и епископата) таинственности, ощущения того, что это все, при всей земной погрешности, часть Небес. А тут выясняется, что иконы неправильные, попы становятся ненастоящими и вообще одна половина страны может смело и безнаказанно пытать другую.
Исчезло ощущение чистоты. Я не спорю с патриархом Никоном - он прав в своих реформах и переменах, но делать наверно надо было все немного не так.

Следующий шаг - ломка страны Петром. Я как-то приводила в жж о. Кураева какому-то идиоту перечень петровских подвигов в отношении церкви для того, чтобы он сравнил с действиями Сталина. Так вот, Сталин мне показался более гуманным и богобоязненным человеком, как ни странно. Приведем такой подвиг Петра, как ликвидация патриаршества, вспомним его приказ о закрытии всех домовых церквей по всей России кроме императорских, или построг в солдаты около 3000 попов (приводят и большие цифры, точно установить сложно).

А теперь переходим к самой прикольной части рассуждений.

Оба, и Никон, и Петр в течение 19 века преподносились школоте и взрослым как идеалы в своей области. Типа были недостатки, но в целом! Человечища! Гении! Так и надо было! Другого пути не было!

Гм... Хватит. Массовое сознание вполне отдает себе отчет в том, что церковь можно ломать как хочется, все будет признано прогрессивным и правильным.

Одновременно с этим 95% России - неграмотной и лапотной видели, что они никому не нужны. Чем больше шло время, тем ниже становился обычный человечек - уже в силу того, что прогресс не стоит на месте, а значит тот же объем знаний, что и тот, который владел крестьянин 100 лет назад, давал все меньше привилегий в реальной жизни.

Ну и вот это все наложилось друг на друга.
ohapkin
2 мар, 2010 20:29 (UTC)
Спасибо. Про описанное вами последствие реформ Никона я раньше не думал.
А про Петра I ещё можно добавить, что он привил элите европейскую культуру, что послужило ещё большему разделению элиты и масс, которое в последующие 200 лет только усугубилось.
lena_malaa
2 мар, 2010 20:35 (UTC)
Да, Вы коротко то, что я пыталась разнести на несколько строк.

Боюсь, что оспорить эту версию будет довольно сложно.
polosatishka
26 фев, 2010 07:02 (UTC)
ндааа. И смех и грех. Трудности священнического служения порадовали.
lena_malaa
26 фев, 2010 17:02 (UTC)
Меня нет. Потому что в этих трудностях один из источников катастрофы Юлиана Отступника в 20 веке.
kruglov_s_g
26 фев, 2010 08:19 (UTC)
да-да...а революцию враги с Марса завезли, в заплонбиро
как-то читал в нашем Минусинском архиве всякие дореволюционные бумажки церковно-консисторские,в частности, отчеты сельских настоятелей про свои приходы...вот - самый типичный: "Население такое-то, основной вид занятий - хлебопашество и то-то. Основное увлечение населения - пьянство, в пьяном виде - драки, к Церкви не прилежат, о воспитании детей нерадят..." (точно не помню, какого села настоятель писал, то ли Тигрицкого, то ли Лугавского...)
lena_malaa
26 фев, 2010 16:59 (UTC)
Re: да-да...а революцию враги с Марса завезли, в заплонби
Вот-вот...

Мне близкий друг прислал файл с сканом дореволюционной книгой священника, в которой он опубликовал записки об уничтоженных церквях Московского уезда. Сами понимаете, о. Сергий, если в подмосковье храмы содержать было часто невыгодно по причине малого количества прихожан, то что было в глубокой провинции. Да Вы и сами привели пример.

Как жалко мою милую Церковь...
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
26 фев, 2010 16:22 (UTC)
Да, ты прав.

Если будет время, погуляй по ссылке, почитай письма. Там такой массив информации, что хватит на долгое вдохновение.
(Удалённый комментарий)
lena_malaa
26 фев, 2010 17:34 (UTC)
Отец Сергий Круглов тут написал о своем отношении к "теории заговора" ))) Да и не только к ней.
james_cook
26 фев, 2010 19:06 (UTC)
Да,Лена,Вы правильно написали на мой комент. Действительно, многие потеряли после революции всё что они имели. Но это были люди высших сословий. А что потеряли крестьяне? А ведь их было 85%? И как они жили хороши описано у того же Энгельгарда. И сегодняшние писатели о той потерянной России представляют себя, конечно же, не крестьянами. Соответственно, и о сегодняшних крестьянах они мало думают, если вообще задумываются. Но есть наверняка и "засланные казачки".
lena_malaa
26 фев, 2010 19:10 (UTC)
Я только не могу представить мотивацию "засланных казачков". Деньги не оправдывают подлость. Ну, не полностью оправдывают.
james_cook
26 фев, 2010 21:18 (UTC)
Ну ведь есть такие чувства (или здесь уже состояния душа) как любовь и ненависть. Это крайности, но когда человек верит во что-то, он может и жизнь за это положить. И потом, есть ещё такое понятие - "своя правда". И мы действительно каждый день что-то теряем. Но нельзя же этим жить, ведь идем-то мы вперед. И знания о прошлом нам нужны, чтобы идти дальше, а не для того, чтобы это прошлое оплакивать.
pioneer83
27 фев, 2010 20:16 (UTC)
Лена, большое спасибо за Энгельгарда. давно хотел ознакомиться.
lena_malaa
27 фев, 2010 20:18 (UTC)
Скажи спасибо Петру Варенникову. Это он на самом деле сделал мне такой шикарный подарок в виде ссылки.
alexeich1976
11 мар, 2010 04:42 (UTC)
Что-ж, господа монархисты обзовут все это "большевицкой пропагандой". Думаю что все эти идиллические сказки о России, которую мы потеря от того, что трясло не нас, не наших предков, а прапрабабушек и прапрадедушек. И некому рассказать нам о произволе царских чиновников, регулярном голоде, произволе помещиков и тд. и тп.
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я слушаю вас...
lena_malaa
lena-malaa

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko